— Юлия, расскажите, пожалуйста, про вашу работу с экспедицией.

— Быть начальником берегового штаба— большая ответственность, и, конечно, работа 24 на 7. Это коммуникации с экипажем. Учитывая разницу во времени, это не всегда просто. Например, у Чили (Талькауано) разница с Томском минус 10 часов.

Прежде чем ребята заходят в порт новой страны, я связываюсь с нашим посольством/консульством, Русским домом, соотечественниками. Передо мной стоят ряд определенных задач. Например, нужно найти, где разместить путешественников, и тд.

— А бывают случаи, когда им отказывают в помощи?

— Нет, в 98 процентах им всегда находят жилье, помогают с логистикой, провизией. Бывает, что иногда не получается их где-то бесплатно разместить, но важно, что всегда стараются помочь. Знаете, я теперь твердо уверена, что дружба народов существует, и что на нашем маленьком глобусе столько любви и отзывчивости…

— А как вы общаетесь с командой, если в океане у них нет интернета?

— У них есть спутниковые телефоны. Они могут выйти на связь буквально на минуту, чтобы быстро назвать свои координаты. Если они подходят близко к берегу, то появляется мобильная связь.

— А вы сами плавали с ними?

— Вы знаете, пока нет. Я тепличный человек, люблю комфорт и думаю, что такие сложности не для меня. Но я не говорю: «нет»! Может, однажды попробую пройти с ними хотя бы небольшой участок маршрута.

— Что еще входит в ваши обязанности кроме коммуникаций?

— Коммуникации — это основное, при чем не только с путешественниками, но и с людьми, которые звонят, беспокоятся о них. Еще одна важная часть проекта — информационное освещение, в береговом штабе работают журналисты, видеографы, администратор сайта, непрерывно ведется просветительская работа, исследовательские работы. Например, в ходе экспедиции мы измеряем уровень радиации, составляем карту Гегера.

— Обнаружили что-нибудь интересное?

— Нет, пока никаких скачков радиации.

— Что такое «Уроки из океана»?

— В Томске практически все школы знают про нашу экспедицию. И мы решили, что школьникам было бы интересно пообщаться с командой, когда они находятся прямо в океане. Ребята задают вопросы, общаются с командой. И мы подумали, а что, если сделать такие уроки для всех российских школьников? Они должны знать современных путешественников. Школы откликнулись, проект начал расти, появляться все больше новых площадок. Сейчас уже к проекту подключилось 10 стран. Но мы планируем его и дальше расширять.

— У вас есть еще параллельный проект, испанский путешественник Альваро Мирчерал?

— Да, он тоже находится в кругосветном путешествии «По пути Магеллана», в честь 500-летия экспедиции. Но на гидроскутере. Я его тоже веду. Но он более независим, ребятам приходится больше уделять внимания.

— Уже случались какие-то чрезвычайные ситуации с ними?

— За время экспедиции были три спасательные операции. Первый раз, когда они пересекали Атлантику, у них сломалась мачта. В два часа ночи по томскому времени я срочно связывалась с российским консульством в Бразилии. С консулом мы подняли на ноги военно-спасательную охрану и спасли ребят. Их хотели забрать на берег, но они отказались покинуть катамаран. Тогда им на борт привезли бензин.

— Бывало, что они пропадали с радаров?

— У нас есть условное время и условный день Ч, после которого если они не выходят на связь, то надо срочно бить тревогу. Дважды так случалось, что мы уже начинали спасательную операцию, но они находились.

— Где это происходило?

— У берегов Ушуайи. Они должны были завернуть за мыс, и после этого исчезли. Я ждала 2 дня, на третий день подняла тревогу. Начали искать, почти подняли вертолеты, но вдруг кто-то из морской братии заметил, что их видели в таком-то квадрате. Они оказались прибиты к берегу без воды, без бензина. Это тоже была ночь по томскому времени. Оказалось, что в тоже самое время их уже спасала чилийская береговая охрана.

— Какие еще бывают экстремальные ситуации, в которых им можно помочь, находясь на большом от них расстоянии?

— Например, 9 марта 2021 года, заблокировали российские карты. Ребята оказались вообще без денег. Я открыла китайскую карту Union Pay, положила на нее спонсорские деньги, и вылетела к ним вместе с чемоданом нужных вещей, антеннами для тримарана. Так что их безопасность — моя ответственность. Они знают, что они не одни, что у них есть надежный тыл. Их ждут, и им помогут в сложной ситуации!