Перед встречей с Сантьяго, начитавшись форумов и недоблогеров, как их называет моя подруга Анчита, честно говоря, от столицы государства,  зажатого между океаном и горами, как будто отрезанного немного от всего мира, не ожидала очень уж многого. На форуме Винского «знатоки Чили»  не советуют тратить время на город «ни о чем», рассматривая чилийскую столицу исключительно в качестве перевалочного пункта между самой засушливой пустыней в мире Атакамой и суровым горным краем Патагонией. Из латиноамериканских столиц на слуху более знаменитые соседи:  Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро. Но Сантьяго оказался прекрасен и вообще ни на что не похож. В нем есть все: и богатые, и бедные районы, почти фавелы. Количество парков, музеев, театров, ивентов  не ограничивает свободу выбора досуга. Исходя из предыдущего опыта жизни в других странах, я везла сюда краску для волос и маникюрные принадлежности, но в первую же неделю обнаружила здесь прекрасные салоны красоты. Мой жених заметил, что в Чили  «наводить красоту» в домашних условиях – это моветон. А еще он ответственно подошел к нашей будущей совместной жизни, решив расширить свою жилплощадь с небольшой, по местным меркам, стометровой трехкомнатной квартиры до чего-то менее душного, как он выразился. Например, небольшой виллы в модном районе Лос Доминикос или дуплекса в Лас Кондес. В вопросе выбора недвижимости он оказался капризнее, чем блондинка. В то время как я только охала и ахала  на огромных террасах с джакузи в очень стильных шоурумах, мужчина моей мечты кривился и бормотал себе под нос:

- Планировка отстой! Где приватность, если детские спальни напротив взрослых? Джакузи на третьем этаже – неплохо, но вид с террасы так себе: дома, деревья, а вон там на горизонте фавелы торчат. И я должен из джакузи на них смотреть?

Я представила себе его реакцию на известный в Черногории комплекс Dukley Gardens, бывший проект Полонского, где джакузи на терассах вообще окружены окнами соседей, а мимо окон спален проходит общая лестница. Но чилийские архитекторы, в отличии от черногорских, очевидно, руководствовались соображениями комфорта и удобства: «даешь каждому члену семьи – отдельную ванную, а каждой спальне – гардеробную». Я даже удивилась немного, зачем такое количество ванных комнат в каждой квартире?

- Ну, а как? – искренне удивился жених.- Одной на всех, что ли, пользоваться?

После этого я засомневалась в правильности наших совместных планов о путешествии на мою историческую родину. Моя квартира в стандартном доме сталинских времен в одном из неплохих районов Москвы начала мне казаться сомнительным наследием социализма, несмотря на высокую цену за каждый квадратный метр на рынке недвижимости. Моя любовь и гордость, метровый балкон с растениями и сушкой для белья  впервые показался мне убожеством. Но куда бы я там втиснула джакузи?...

Уж замуж невтерпеж

Коллега во время ланча поделилась новостью о том, что ее дочь собирается переезжать в США к ее бойфренду.

- Замуж? – рассеянно уточнила я, пристально изучая меню.

- Пожить вместе, - удивилась подруга. – Зачем же сразу жениться? Им всего то по двадцать пять. Вся жизнь впереди…

Я непроизвольно вспомнила, как дочь бывшего мужа от предыдущего брака торопливо выходила замуж на Западной Украине, и как они суетливо организовывали свадьбу «пока он не передумал», а на мое предложение хотя бы раз влюбленным «поклеить обои вместе» бывший муж прямо осклабился:

- Ты думай, что ты несешь! Они начнут жить вместе, не расписавшись, а он потом передумает жениться на ней! И я буду такое советовать? Ведь ей уже двадцать один! Все подруги давным-давно замужем… А если на ней потом никто не женится, после твоих идиотских советов про обои, я буду в этом виноват.

Кстати, на Западной Украине существует такая традиция привязывать белые ленточки на деревья или ворота дома, откуда девушка недавно вышла замуж, как бы горделиво сообщая всему миру об этом самом важном событии в ее жизни. С легкой иронией я заметила, что ведь таких мероприятий может быть намного больше, чем одно. Та же Элизабет Тейлор с ее восемью браками, например. Но бывший муж только тяжело вздохнул:

- Да не дай Бог!

К счастью, в Чили не такие тяжелые патриархальные условия, и девушки не очень-то стремятся скорее выйти замуж, предпочитая сначала получить образование, продолжить обучение заграницей, путешествовать, и уже ближе к тридцати задуматься о семейном гнезде. Среди моих коллег встречаются ярые противницы брака, не производящие впечатление отчаявшихся девственниц с пятью котами. Красавица-блондинка  Марисоль, например, из отдела связей с общественностью в свои тридцать девять  говорит, что пока не готова менять свою жизнь, эпизодами напоминающую «Секс в Большом Городе». Она много путешествует, старается не пропускать лучшие вечеринки в городе, активно пользуется Tinder  и у нее всегда есть время для развивающих мастер-классов, курсов и семинаров.

- Дети? – говорит она задумчиво. – Ну, не знаю, не в этой жизни, наверное. Может, лучше в следующей?

Иногда после очередной бессонной ночи, детских капризов и истерик на полу в магазине младшей и типично тинейджерских проблем со старшими детьми, я думаю о словах Марисоль…

Аристотель и таксисты

Одри, моя любимая подруга из Венесуэлы и по духу сестра-близнец, наконец-то приняла решение переезжать в Чили, окончательно устав от кризиса в своей стране.

- Лара, - рассказала она мне недавно во время нашего whatsapp-сеанса. – Ты можешь поверить в то, что у нас в стране больше нет вечеринок! Венесуэла мне запомнилась именно своими нон-стоп вечеринками, при чем  даже если речь  шлао посещении больного родственника, семья входила в палату с бутылкой виски и громкой музыкой сальса, подшучивая над больным:

- Как долго ты собираешься здесь валяться? И ни один визит родственников другу  к другу не обходился без виски-рекой и зажигательных бачаты с меренгой. Что уж говорить о клубных вечеринках! Помню, там даже на утреннем выходе из клуба заботливый персонал переливал недопитые коктейли в закрытые пластиковые стаканы с трубочками: show must go on!

- У нас ни у кого нет денег, - рассказала Одри очень грустную историю своей страны.

- Но у твоей семьи вроде было все в порядке? – спросила я, вспоминая дом отца Одри, напоминающий дворец из восточных сказок “ Тысяча и одна ночь”.

- Сегодня мы думаем только о том, где и на что купить пачку риса.

- Почему ты исчезла из социальных сетей?

- Когда ты выживаешь из последних сил, тебе совсем не до селфи и что мне постить в инстаграм? Вокруг горы мусора, на улицу после пяти вечера лучше не выходить, у нас разгул криминала, проблемы с интернетом, перебои с электричеством. У меня украли айфон, новый купить теперь большая проблема.  Не только не на что, но и негде. Страна в полном экономическом раздрае, знаешь, когда к власти приходят таксисты – это страшно.

Аристотель бы с его теорией о том, кто должен управлять государством, согласился бы с Одри, а я с грустью вспомнила ее прежнюю беззаботную жизнь избалованной девочки из богатой семьи, проблемы которой были "что лучше для каникул: Майами или Каймановы" и "с какой party начать пятницу".

Сегодня в Чили большой поток беженцев из Венесуэлы, Колумбии и Гаити. В обществе идут жаркие споры о допустимой степени лояльности к ним, например, принимать ли закон о том, что все дети эмигрантов автоматически получают визы в отличии от родителей, тем самым подчеркивая приоритет детских прав. Горький опыт некоторых европейских стран совсем не пугает чилийцев…

По следам Пиночета

Мой обаятельнейший новый свекр в первый же вечер знакомства провел со мной беседу политкорректности, найдя во мне благодарного слушателя. Мое полное незнание испанского на тот момент его не смутили. Он изложил мне свое видение позитива в перевороте Пиночета, который спас страну от тупикового социального развития.

- Сама знаешь, - сказал он. - Этот эксперимент провалился во многих странах. А, точнее во всех. И хотя оценка роли Пиночета в истории Чили по-прежнему неоднозначна в обществе, молодежь его считает кровавым диктатором, консервативные правые горячо одобряют. Согласно официальной статистики, во время переворота погибло или исчезли в общей сложности  около 1000 тысячи человек по всей стране. Но затем он, вооружившись примером экономической модели развития  США, пригласил специалистов из-за рубежа на ведущие позиции во многих отраслях, и сегодня мы имеем то, что имеем. Чили – самая развитая страна в Латинской Америке.

И жить в ней не так уж плохо. Я и не смогла с ним не согласиться.