Я жду Джанайну в известном вегетарианском кафе в Сан-Паулу, мода на веганство добралась и до Бразилии, в городе полно фермерских лавок с органическими продуктами, эко-магазинов, модных веганских ресторанов.

Время ланча, в кафе уже нет свободных столиков, зато на улице – терпеливая очередь.

О, эти бразильянки! Наверное, когда речь заходит о Латинской Америке, стереотип о знойной фигуристой красавице с роскошными формами родился в Бразилии, и, например, с Чили не имеет, к сожалению, совсем ничего общего.

Наконец,  среди цветника появляется Джанайна, в строгом деловом костюме: изящная, аккуратная и подтянутая.

Она - известный юрист,  участвовала в нашумевшем импичменте 31 августа 2016 года бывшему Президенту Бразилии – Дилме  Руссефф, в результате которого Дилма была отстранена от власти, обвиняемая в расхищении государственных средств и злоупотреблении своими полномочиями. Прошло ровно три года со времен тех событий, и я спрашиваю у Джанайны что же изменилось в стране с уходом Дильмы. 

- Джанайна, расскажите, пожалуйста,  как изменилась ситуация в Бразилии, известной своим очень высоким уровнем коррупции,  с избранием нового президента?

- После импичмента Дилмы и  выборов Болсонару  все как-то очень сильно поменялось в лучшую сторону. Политики поняли, что закон распространяется и на них тоже,  и в стране стало гораздо меньше откровенного беззакония.

- Вот вы лично участвовали вместе с Мигелем Реале-младшим и Элио Бикудо в этом последнем импичменте, закончившем правление Дилмы, но ведь до него было тридцать семь импичментов, которые провалились… Почему именно  ваш имел успех? 

- В этом нет совершенно никакого секрета. Мы просто очень хорошо подготовились. Я довольно долго пристально наблюдала за правительством, прежде чем начат разрабатывать запрос. Жалоба была основана на очень подробном расследовании прокурора Хулио Марсело. Мы представили большое количество доказательств. Операция «по мойке автомобилей»  уже шла полным ходом. Был  затронут один из самых влиятельных политиков.  Просьбы до этого были не такими подробными, не подкреплялись серьезными доказательствами.

- Вы лично знакомы с Дилмой?  Она мне представляется такой неоднозначной фигурой, как бы сказать «человеком нелегкой судьбы». Я знаю, что у нее была трудная жизнь: она была в тюрьме, ее пытали, она пережила рак, ей пришлось через многое пройти.  У нее даже было партизанское прошлое.

- Я познакомилась с Дилмой только в тот день, когда ее допрашивали, во время процесса импичмента. Чисто по-человечески я, безусловно, сочувствую ей в тех болезненных ситуациях, в которых ей пришлось побывать, но, вот скажите,  какое это имеет значение, если она находясь на посту Президента совершала откровенные правонарушения?  

Кстати,  ее тяжелое прошлое носит также и криминальный окрас: например, она была замешана в убийстве молодого солдата Марио Козела, о чем свидетельствуют подтвержденные факты.

- Изменился ли уровень коррупции в стране после отстранения Дилмы, в том числе из-за взяточничества?

- К сожалению, так однозначно пока рано об этом говорить. Но люди начали больше верить институтам и доверять закону. Никто не мог даже себе представить, что у нас будут также арестованы и два экс-президента (Лула и Темер). 

- Международная реакция на отставку Дилмы была неоднозначной: Соединенные Штаты ее поддержали, Венесуэла, Эквадор и Боливия резко выступили против.

Каковы сейчас отношения Бразилии с этими странами?

- Смотрите, США - величайшая демократия в мире.  В Боливии – диктатура, и вы сами знаете о грустных событиях в Венесуэле, в этом-то все и дело.

- Как ситуация с импичментом отразилась на вашей жизни? Вы теперь в политической игре?

- Да, я теперь депутат штата, и если я приобрела очень много поклонников моей активной политической деятельности с одной стороны, то  с другой нажила  большое количество завистников , врагов и злопыхателей.

- Поговорим немного о сегодняшней Бразилии, что интересного происходит в стране, например, феминизм во всем мире набирает обороты, как насчет этого тренда в Бразилии? Существует ли реальное равенство между мужчинами и женщинами? Или какие-то права женщин по-прежнему нарушаются?

- Я считаю, что женщины сталкиваются с похожими трудностями во всем мире. По сравнению с другими странами, в Бразилии далеко не самая худшая ситуация. Наоборот, женщины здесь получают все больше и больше пространства,  и все равно мы хотим еще большего. Кстати, эти ваши скандальные русские певицы никогда не будут арестованы в Бразилии.

- Как насчет реальной свободы слова в стране?

- Бразильские СМИ обладают некоторой свободой слова.  Не так давно министры Верховного суда пытались подвергнуть цензуре журнал, но реакция была довольно жесткой, и у них ничего не получилось. Это важно, согласитесь?

- Безусловно!  А как в стране относятся к сексуальным меньшинствам? Поддерживает ли их правительство? Люди?

- Бразилии, как мультикультурной стране, знакома толерантность.

Проблема только в том, что зачастую левые партии объявляют себя защитниками меньшинств, при этом защищая исключительно только согласные с ними меньшинства. 

- Насколько жители Бразилии патриотично настроены сегодня? Предпочитают жить заграницей или на родине?

- Лично я, например, большой патриот, и никогда не перееду жить в другую страну, как многие сегодня, к сожалению. Я мечтаю о том, чтобы остановился отток образованных людей из страны, и мы бы вместе решили наши общие проблемы. Например, давайте изменим и улучшим системы образования и здравоохранения для беднейших слоев населения,  доработаем пенсионную реформу. Бразилия – прекрасная страна для жизни с ее ресурсами и возможностями.