В то время, когда я работала в музее Изящных Искусств в Сантьяго в информационном отделе, пробивая билетики на входе и запрещая съемку со вспышкой в зале, я завела много новых друзей.
Например, Луис Серхио. Перуанский фотограф поразил меня не то чтобы своими работами, посвященными мапуче, коренному индейскому населению Чили, сколько своей настойчивостью. В течении десяти лет он регулярно приезжал к ним, нанимаясь на самые черные работы, жил в совершенно жутких условиях, и все это в буквальном смысле слова «из любви к искусству», ведь они мягко не говоря не ждали его, готовясь к фотосессии.
Моя бывшая теперь уже коллега на одну половину француженка, на другую перуанка, Мария регулярно приглашает меня на традиционный бокал вина с сыром к ней домой, чтобы обсудить последние новинки кинопроката у нее дома и поговорить о директоре музея, Алехандро, в которого она безнадежно влюбилась после их короткой интрижки на новогоднем корпоративе в прошлом году.
Лизу же, бывшую мисс России, я встретила прямо у портрета суровой и усатой Фриды Кало, так мало похожей на голливудский аналог с Сальмой Хайек в главной роли.
Лиза призналась, что ненавидит делать селфи, и попросила меня запечатлеть ее на фоне Фриды. Неожиданно мы обнаружили целую галерею общих московских знакомых и одинаковое помешательство на современном искусстве, совпали даже количество браков и детей. С тех пор мы часто видимся в Сантьяго, стараясь избегать разговоров на скучные бытовые темы.
Но последние полгода Лиза регулярно переносила встречи, так что я успела очень соскучиться, но, когда мы, наконец, встретились, то я немного даже испугалась.
Похожая на куклу Барби, Лиза еще больше похудела, осунулась, под глазами залегли зловещие тени синюшного оттенка.
Классовый конфликт Карла Маркса
Черная полоса в жизни Лизы началась с классического противостояния «сеньоры» с домработницей, и точно как по коммунистическому манифесту, их классовый конфликт закономерно привел к назревшей социальной революции.
«Низы», то есть домработница Хавьера, отличалась деревенской сметливостью и рачьей хваткой, и пока вечно витающие в облаках «верхи», моя подруга Лиза, писала на террасе Лас Кондеса свои картины под симфонии Малера, восхищая далекого от искусства мужа-банкира и пугая чилийских родственников им непонятной брутальностью мрачных образов, практичная Хавьера с упорством мыши из «Дюймовочки» методично отсыпала хозяйские рис, сахар, кофе, рассовывала джем по тарам «на вынос» и кто знает, как далеко еще простирались ее захватнические устремления.
«Понаехавшие»
Домработница была поймана совершенно случайно на месте преступления при торопливом переливании дорогого оливкового масла свежайшего отжима в пластиковую бутыль из-под кока-колы. Рядом стояла ее полураскрытая хозяйственная сумка, откуда виновато выглядывали нарезка салями, пармезан и куча каких-то скрученных пакетов, заботливо перевязанных резиночками.
Хавьера собиралась на выходные в свой родной Вальпараисо, портовый город с не самым высоким уровнем жизни.
Лиза, как человек тонкой душевной организации, немного растерялась от такой наглости, но все же сумела строго спросить на испанском:
- Что это вы делаете, Хавьера?
Хавьера, понимая, что терять ей уже нечего, выдала длинную гневную тираду в адрес Лизы, которая несмотря на слабое знание испанского, уловила главный месседж «понаехали тут».
Лиза, естественно, немедленно пожаловалась мужу и Хавьера была моментально уволена, невзирая на достаточно суровые условия рабочего контракта, защищающие в Чили права работников сервиса. Муж-финансист как ни странно был очень зависим от настроений своей творческой взбалмошной красивой русской жены. В ее прекрасном расположении духа жизнь вокруг них начинала сиять и искриться, удивляя даже такого циничного прагматика как он, но стоило Лизе погрузиться в тоскливые депрессивные настроения, как он оказывался в такой же мрачной бездне отчаяния и безысходности, как в фильмах Звягинцева.
На сборы Хавьере было дано около тридцати минут, и в доме загромыхали двери, зазвенела посуда, полетели стрелы и молнии. Она вышла из дома по-английски: молча и не попрощавшись.
Магия лунного света
На следующий же день Лиза слегла с температурой под сорок безо всяких симптомов. Муж, трясясь, повез ее к знакомому доктору в одну из лучших клиник «Las Condes». Но напрасно доктор старался хоть что-нибудь обнаружить в ее здоровом и цветущем теле тридцатипятилетней женщины, кроме странной слабости и высокой температуры.
Непонятные недомогания продолжались, начались ссоры с мужем, усилились перепады настроения. Лизу начали пугать собственные изображения в многочисленных зеркалах их прекрасного дизайнерского дуплекса: вместо красавицы-блондинки оттуда на нее, недобро усмехаясь, смотрела старуха Изергиль.
- Да тут дело пахнет сглазом, не иначе как, - вынесли ей вердикт верные московские подруги после очередного консилиума в ватсаппе.
К Лизе полетели телефоны, профили в инстаграме, странички в фейсбуке, ссылки на каналы в ютубе на современных магов, целителей, оракулов, проводящих магические сеансы прямо через айфоны и деловито предсказывающих недалекое будущее даже по аватаркам в социальных сетях. Технологии, однако!
Все проводники в потусторонний мир сходились в одном: «на вас тяжелый сглаз, порча, родовое проклятье, и как выразился даже один уважаемый казахский прорицатель, «порча на самоубийство».
Моя впечатлительная подруга, проникнувшись миром тонких энергий и магическим таинством, начала опасаться даже ножей в своем доме, медикаментов, выходить на балкон и подходить близко к бассейну. А после того как она обнаружила голубиный помет в наволочке, красные нитки кое-как нашитые на своем нижнем белье «La Perla” и еще какие-то недобрые знаки, она совсем впала в безумие.
Семейное гнездо еще больше пошатнулось. О новой домработнице Лиза и слышать не хотела, заниматься самой хозяйством ей было недосуг из-за постоянных очистительных обрядов и душеспасительных сеансов в скайпе онлайн.
Муж привозил продукты, готовил, убирал в их огромной квартире, занимался детьми. Для Лизиных детей пришла счастливая пора: они смотрели мультики нон-стопом и питались исключительно пиццей, запивая их кока-колой.
В конце концов, сеансы магии подошли к концу, что стоило лизиному мужу немалых денег.
А Лизу, наконец, смогло удовлетворить объяснение одной из известных московских прорицательниц о причинах ненависти домработницы Хавьеры к Лизе - обычная классовая зависть пролетариев.
- Дайте им автоматы в руки, - как выразилась московская Ванга, - и они также положат кучу народу, как положили в 1917…
Она вас просто ненавидела только за то, что хотела бы сама быть на вашем месте. К сожалению, так уж несправедливо устроена жизнь и ничего с этим не поделаешь.
Сантьяго, 2019