..Если Вы попали в город,

в котором способны сразу же

 забыть обо всех предыдущих местах,

                                                                                                         где Вы когда-нибудь бывали,

 теряется всякий смысл двигаться дальше.

Остановитесь! 

Василий Димов «Тбилиссимо»

 

С тех пор как  несколько лет назад Грузия вошла в моду у россиян, стала хитом сториз в инстаграме, трендовым - фото хинкали в одном из ресторанов Старого города, мои знакомые взахлеб начали петь дифирамбы в социальных сетях этой маленькой стране  Закавказья и летать туда по поводам и без.  Моя подруга  Людочка даже уехала туда жить,  абсолютно по-киношному уйдя от любовника с Рублевки в прямом смысле слова к бедному, но романтичному  грузину,  пообещавшему ей «миллион алых роз».

Когда у них  родилась дочь, Ладо, вдохновившись неожиданно свалившимся на него семейным счастьем с бывшей вице мисс Москва 2009, вдруг открыл в себе коммерческую жилку после растянувшегося на несколько лет года sabatico  с приключениями хиппующего полубогемного художника.

Его галерея современного искусства на Руставели, недалеко от Художественного музея, попала в первую десятку мест, рекомендованных в прошлом году Trip advisor к посещению must be.

Модными показами, фотовыставками, мастер-классами в галерее стала заправлять моя подруга, не растерявшись, она даже наняла двух швей и начала активно продвигать на грузинский рынок свои платья «Zayzaia», копируя последние подиумные тенденции,  опираясь на оптовые тканевые поставки из соседней Турции.

Ее аккаунт в инстаграме пестрел видеоклипами и фотографиями грузинских лезгинок , застолий в стиле «пир на весь мир», восточных подиумных див в ее стильных коктейльных платьях, и, конечно, счастливой семьи с ребенком в винтажных интерьерах квартиры в армянском районе города.

Впечатлившись историей любви Грибоедова с Ниной, которую Ладо поведал моей подруге в первый день их знакомства во время прогулки с винишком по Старому городу, Людочка тоже назвала дочку многозначительно - Ниной.

Иногда в  ее профиле среди грузинских явств и графинов с вином мелькали умиротворенные лица наших общих знакомых.

- Приезжай в гости, - постоянно звала меня подруга.

Попутчики

Момент для поездка был выбран  крайне неудачно:  прямо накануне отменили все авиарейсы между Россией и Грузией . Но когда нас пугали трудности?

В Кисловодске я купила экскурсионный тур на поездку в Грузию по какой-то очень незатейливой цене около 10 тысяч рублей, в которые, как в Турции было включено почти все: проживание, питание, экскурсии и, главное, сам переезд.

Мы выехали в ночь и сильный ливень, под аккомпанемент эстрады середины 90-х почему-то до сих пор не теряющей популярности на Северном Кавказе, а ранним утром уже победно въезжали в солнечный Тбилиси. Переход границы был быстрым и не произвел никакого впечатления.

В огромном автобусе кроме меня с двумя детьми была еще одна безмятежная пара из какого-то глухого сибирского города,  гордившаяся тем, что они вообще не смотрят «зомбоящик», поэтому пребывающие в счастливом неведении относительно пропаганды российского телевидения об поджидающих на каждом углу опасностях для наших соотечественников, и красивая голубоглазая блондинка из-за бурных драматических событий в личной жизни, пропустившая информационную дезу.

Ее жених сбежал от нее к другой сразу же после подачи их совместного заявления в ЗАГС, а в звукозаписывающей компании, где она проработала последние семь лет, неожиданно сменилось руководство, а вместе с ним и почти весь штат, о чем она мне очень грустно  поведала в очереди в туалет на российско-грузинской границе, начав разговор с того, что она теперь и одинокая, и безработная и жизнь, вообще, прямо скажем, не удалась…

Мир должен знать, что я ем

Первые впечатления о Тбилиси точно совпали с описанием любого путеводителя: южный, шумный, гостеприимный, очень атмосферный город.

Мы поселились в маленьком отеле в Старом городе прямо напротив «Дома Хинкали», куда и устремились сразу же прямо из автобуса нашей маленькой боевой группой, чувствующей себя отважным десантом в тылу «врага».

Враг встретил нас во всеоружии - четыре вида хинкали со сметанным соусом, мясные, грибные, сырные и еще какие-то сложно-сочиненные, сразу же пресекли все мысли о диетах, стало понятно, что вряд ли получится «держать себя в руках», а на сегодняшний день нашим хэштегом станет #мирдолжензнатьчтояем, а подписью фотографий в социальных сетях «и пусть весь мир подождет».

Ах, какой был мужчина!

Конечно, я сразу же влюбилась в крутой замес из кривых мощеных улочек, покосившихся террас старинных особняков, каменных церквей, насчитывающих несколько сотен веков, с креативными слоганами «про винишко» хипстерских ресторанов, из которых можно составлять коллекцию. Объяснить эту иррациональную химию, как и между людьми, практически невозможно.

На что похож Тбилиси с его милыми дизайнерскими бутиками, своеобразными картинными галереями и серными банями? На европейские города, на Стамбул, на Бухарест, на Сараево, и в тоже время ни на один из них.

Вечером мы пошли выпить в бар. Кстати, в винных галереях и магазинах бесплатная дегустация, даже если вы ничего не купите, вам нигде не пожалеют налить Хванчкары с Киндзмараули. Это Грузия, детка!

Грузинские мужчины в своей любви к россиянкам мало чем отличаются от всего остального мира. Разве только чуть более развесистыми комплиментами и щедрыми угощениями. Официант неутомимо подносил нам бокалы «с любимым вином Сталина», бутылки коллекционного урожая,  лобби и аджапсандали от неизвестных благодетелей. Пытаясь проявить твердость духа  «мы не такие» и «вовсе не то, что вы о нас подумали», поначалу мы твердо держали оборону и уверенно от всего отказывались, но музыкальный номер в нашу честь с танцем настоящих грузинских джигитов «Ах, какой был мужчина!» растопил наши далеко не каменные сердца…

Мой дом Грузия

На следующий день я поехала навестить свою подругу Людочку.  Таксист привез нас к большому старинному дому с садом, где прямо перед домом женщины суетились, накрывая огромный стол. Густой ароматный запах жареных цыплят с чесноком, пряных трав, десяток тарелок и нарядных фужеров на столе, хрустальные вазы с фруктами и графины с вином навевали на мысли о свадьбе.

- Какая свадьба, - рассмеялась моя подруга, обнимая меня, – да мы просто ужинаем с соседями и ждем тебя…

За ужином разговорчивые соседи не давали нам с  Людой перекинуться и парой слов, зато мы все вместе бурно обсудили экономическую ситуацию в стране, политический кризис, ежедневные забастовки и митинги у дома правительства, и как сказывается отсутствие туристов на ценах на недвижимость и курортном сезоне в Батуми.

Своих детей я потеряла из виду сразу же. Вместе с Людочкиной Ниной и  большой ватагой детей они  с шумом унеслись куда-то в глухую южную ночь, смутно напомнив мне мое собственное беззаботное советское детство.

- Во сколько здесь дети ложатся спать? – поинтересовалась я у Люды.

- Как наиграются, - махнула она рукой, - сейчас же каникулы, так что иногда и в час ночи.

- Тебе нравится жить в Грузии? – спросила я у нее, когда мы расставались во втором часу ночи, сонные, садясь в такси.

-  Этой мой дом, -  пожала плечами Люда, - и я его люблю, хотя, конечно, должна признаться, что иногда я устаю от избытка общения с теми же соседями, - шепнула она мне.

Я с грустью подумала о том, что живя в Чили уже два года, не могу вот так запросто сказать, что я люблю Чили и это - мой дом, а устаю я скорее от недостатка общения и уж точно не знаю имен своих соседей по этажу в одном из комплексов в Лос Доминикосе в Сантьяго.

Моя младшая дочь Лили ныла в такси:

- Мама, я хочу остаться здесь жить.

- Я тоже, - подумала я.

Россия – оккупанты

Прогуливаясь по вечернему Руставели, мы наткнулись на митинг у дома правительства.

Заинтересовавшись, подошли поближе послушать, о чем идет речь. Молодой харизматичный парень очень эмоционально вещал  о чем-то с трибуны на грузинском, и закончив спич, услышал восторженный рев толпы.

Разговорившись с пенсионерками, я поняла, что сегодня ровно месяц после тех злополучных событий, когда полиция, стреляя резиновыми пулями в митингующих, ослепила студентов. Их фотографии крутились на большом проекторе. У многих в руках были транспаранты «Россия – оккупанты».

К нам они отнеслись очень дружелюбно, с интересом расспрашивая откуда мы, и узнав, что россияне, интересовались как же именно мы приехали в Тбилиси, если закрыто небо между Россией и Грузией?

Одна пенсионерка рассказала мне, что по-прежнему сдает свою комнату в центре  туристам, только теперь пришлось переориентироваться на европейцев,  вместо россиян, так как это ее единственный доход.

Есть, молиться, любить

За три дня в Тбилиси мы облазили весь Старый Город, обошли все художественные музеи и галереи города, съездили в Мцхету, посетили монастырь Джвари, сфотографировались на фоне слиянии рек Арагви и Куры,  окончательно помешались на хинкали, перепробовав их в самых разных ресторанах города и пришли к выводу, что героиня книги «Есть, молиться, любить» могла бы здорово сэкономить на билетах, избрав местом своего путешествия вместо Италии, Индии и Индонезии одну лишь Грузию с ее неповторимым колоритом и удовлетворить все свои духовные искания. Ну, а что касается грузинских мужчин….

Зачем тратить деньги на женские тренинги  типа «Прокачаем самооценку за три недели», «Как устроить личную жизнь тем, кому уже далеко за», если можно просто приехать в Грузию?

Одиноких и не очень девушек здесь закидают восхищенным, почти южноитальянским «Чао, Бэлла!» на каждом углу, а на инстаграм обрушится невиданный шквал предложений покататься по «лучшему городу Земли» с грузинской точки зрения не иначе как на Mazerati , сьездить в Батуми на уикенд не иначе как на Porshe, и конечно же, попить винишка  с уже готовым тостом: «Такой прекрасный женщина достоин самого лучшего, да!» И как в это не поверить?

Тбилиси, июль, 2019