Женя родилась в конце восьмидесятых в Байконуре (Казахстан), в 2000 году переехала в Татарстан в город Набережные Челны. Спустя три года закончила художественную школу №1, затем поступила в Набережночелнинский колледж искусств. В 2007 выпустилась с дипломной работой по промышленному дизайну и поступила в Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет на факультет Дизайна, который закончила с отличием.
Также училась в мастерской Андрея Бартенева. Ее работы хранятся в Музее Искусств в Москве, Казани, Набережных Челнах, Елабуги, Нижнего Новгорода, Чистополя, Эдинбурга, Шверена. Работы художницы были представлены на персональных выставках, среди которых: «Labиринты сознания» (Казань, 2017 г.), «Glich» (Москва, 2017 г.), «ЮнАрмия» (Москва, 2018 г.), «Инновации» (Москва, 2018 г.). В 2022 году Женя вступила в союз ТСХР и активно выставляется на online & offline площадках.
Женя выступала как куратор в благотворительных проектах с фондом «Подари Жизнь», аукционным домом Арт-Литфонд, галереей Таганка Здесь, также курировала Глич Арт в Известия HAll, Fantomas Rooftop.
К уже пройденным выставкам можно добавить групповые выставки: «Art высота» (куратор Андрей Бартенев, Москва, 2016 г.), Art Bardak (Москва, 2017 г.), «КОТ фестиваль» (ArtPlay, 2019 г.), Зверевский Музей «Портрет на фоне реальности», Vladey, Artlitfond, Artplay, Winzavod, Flacon Nature`20, KvartiraS, Borsh Gallery, TCХР (2021), Липецк МОМА festival (2021), Gazgolder Art Market (2021), online Gallery KibArt, NFT Taganka Zdes (2021), персональная выставка у ARTS FASHION (2022) и Adept (2022). 2023 - выставки на площадках ВЗЗ, Винзавода и Манежа, пишет книгу.
Такое внушительное количество выставок, проектов случилось в Вашей жизни. Расскажите о самом ярком из них?
Существуют такие вехи в творчестве, когда душа требует отдалиться от суетливого процесса битвы за место под солнцем, притормозить и сделать выводы. Сопротивление настигло меня в момент выгорания: не было сил двигаться дальше, терзали сомнения, хотелось уйти в себя и просто спрятаться в мастерской. В этот кризисный момент я встретила музу, которая велела мне перестать держаться за успех, как результат, отпустить себя и просто участвовать в жизни арт-сообществ, не гонясь за призванием. Именно так, без всяких надежд, я подала заявку на участие в Арт-высоте во Флаконе (двухдневная школа от Андрея Бартенева).
Накануне я попала на легендарную вечеринку друзей, и новость о моем участии настигла меня не в лучшей форме. Опоздав, но все же приехав, я осознала реальный масштаб события: конкурсный отбор - 200 человек на место!
Вошла в аудиторию, как истинный панк - с перегаром и красными глазами. Бартенев сразу почувствовал мой вайб и строго спросил: «Вы точно хотите здесь быть?». Я ответила: «Хочу!». Тогда Андрей, как волшебник, протянул мне шляпу и предложил вытянуть бумажку с заданием. На бумажке красовалась единственная надпись: «БАРАН». Он разъяснил, что речь идет о герое из стихотворения Корнея Чуковского «Тараканище». Это была тема для fashion-performance, где художникам предстояло создать костюмы из подручных материалов за один день.
Шок, стресс, восхищение - все слилось воедино! Я приехала налегке, без картин, в то время как другие собрались с многочисленными работами - все хотели получить комментарий мастера о своем потенциале и зоне роста. Даже если бы со мной были работы, я не была в тот момент готова показать их маэстро - одолевало стеснение и синдром самозванца. Но раз я оказалась здесь, то решила использовать новый опыт как возможность справится со стеснением и выйти из «зоны комфорта», в которую загнала себя.
Трогательно вспоминать, как Андрей и все творческое сообщество оказывали мне поддержку, помогали собирать костюм. В дружественной среде единомышленников мне удалось расслабиться и почувствовать себя среди своих - художников, верящих в силу искусства. До сих пор со многими из них мы общаемся, и это бесценно! Кстати, Барана мне помог собрать тогда еще скромный и талантливый Вова Перкин - художник из FORBES 22.
Перформанс получился зрелищный! Я открыла для себя Флакон и поняла: благодаря таким моментам мы - художники и двигаемся вперед, разрушая стереотипы.
Ваш отец - профессиональный художник! Как родственники относятся к Вашему выбору профессии?
«Не будь художницей, они же все алкаши!» - это то, что мне говорили родители в детстве. Меня спасали только мои ориентиры, как-то очень важно всегда было в голове иметь такие вехи, как точки опоры. Да, в 8 лет эти ориентиры уже были у меня. В моей голове был мир, в котором мой папа талантливый, мама красивая, а сестра умная. Папа рисовал - рисовал так, как будто это наш с ним язык самовыражения, и я хочу выучить этот язык. Но самое интересное, что какое-то время я хотела быть похожей на него в стиле и графике, а потом я почувствовала, что у меня свой стиль, где мало графики и много цвета.
Единственное, что я разделила с папой - это стремление передать в портрете человека то, что поймал твой взгляд, настроение и характер через изгибы черт лица и цвет кожи. У папы был потрясающий портрет мамы. Он пах любовью. Все, кто брал его в руки, трогательно улыбались. Минимум линий, схвачены только основные моменты, легкая штриховка - все воздушно и объёмно. Конечно в 8 лет все происходит на волне: «Я художница - я стану великой, как папа».
Смех и неодобрение посыпалось со всех сторон, а мне всего лишь 8. Помню как-то в гости пришел мой дядя и сказал «Ну зачем тебе это, все художники-алкаши!», на что я сразу ответила - «Я уже решила все и я буду художницей». Тогда дядя сказал: «Ерунда. Если бы ты была художницей - ты бы взяла альбом и разрисовала бы его за пару дней весь». Я восприняла это как сделку и сказала «Хорошо» - через пару дней мой альбом был изрисован весь портретами, к созданию которых я подошла очень серьезно. Конечно - побежала показывать дяде, на что он очень удивился и сказал неуверенно: «Ну посмотрим еще, что из тебя получится». Для меня это была победа, эта ситуация научила меня не сдаваться и идти вперед.
Я поняла - что придется очень много рисовать и оттачивать свое мастерство, и я уже начала подозревать - что путь не из лёгких.
Что для Вас живопись?
Цвет меня манил с детства, я родилась в Казахстане и, видимо, я впитала минимализм и красоту оттенков в простом песке (на солнце песочный теплый и такой контрастный в тенях). В 12 лет я делала успехи в акварельной живописи, мне нравилась текучесть и живость цветов. После я перешла на масло и густой пигмент акрила. Живопись - это мой язык самовыражения.
Мой манифест: «Вокруг много устоявшихся норм - в них нет ни искусства, ни творчества. Для меня наша окружающая действительность - это, то что мы готовы принять. Герои моих картин сильные и яркие персонажи, которые не сдаются. Они хотят видеть сегодняшний день прекрасным и современным».
Я люблю отображать этот мир в абстракции замешанной с реализмом. Многие работы приходят во сне или образами в какие-то яркие моменты жизни. идея может настигнуть внезапно, но самое приятное - когда твой зритель находит тебя, и видя твою работу плачет или радуется. Ради этих моментов и создается творчество.
К какому стилю живописи причисляете свои работы?
Свой стиль я бы назвала Digital real-abstract, тк у меня есть образование дизайнера, я не мыслю своих работ без VR, digital формата и почти все мои новые работы несут в себе дополненную реальность. Реализм+абстракционизм в смешении дает мой стиль, замешанный с разными живописными материалами, которые выбираются мной интуитивно.
Как к Вам приходит вдохновение на работу с картинами?
Вдохновение — это то, что витает в воздухе, неуловимое: в новых знакомых, путешествиях, новых ощущениях. Моё вдохновение обычно происходит в самолете, в момент достижения высоты, прыжок с парашютом, небо и высота мои вдохновители. Наверное, была в прошлой жизни птицей или лётчиком.
Расскажите, какие тематики используете в своем творчестве?
Темы моих работ - это всегда отображение реальности, образы сильных людей и форм, которые вносят юмор и свет в будничную реальность: Девушка Сатурн с шляпой-планетой на голове, розовый слон из детства, руки двух людей - символизирующие помощь близким, добрый Чебурашка в неожиданном ракурсе, женское тело в игривых моментах. Никакой помпезности, только свежий взгляд на привычное.
Для кого пишите картины? Кто Ваши зрители, покупатели - Ваша аудитория?
Я рисую для людей с тонким духовным миром, у кого множество трогательных воспоминаний и размышлений о будущем. Одна из самых ярких историй моей жизни сложились так:
История N1: Не так давно меня приглашали на выставку в особняк на Пушкинской, где выступали художники с перфомансами и множество диджеев, в том числе и DJ Азари. Мы долго с ним общались в тот вечер, несмотря на большое количество охраны, как мне потом рассказывали: его тронула моя работа до слез, так как в ней он узнал свою бабушку...
История N2: На один из Новогодних вернисажей по тематике Новогодний Арт-Бардак галереи Здесь на Таганке я не успевала подготовить работу, а хотелось исключительно свежий материал. Я встала часов в 6 утра и написала свою работу «Че засмотрелся» за 4 часа, черная акварель на белом холсте. Чебурашка с лейкой, настолько эта работа полюбилась зрителю, что за покупку этой работы сражалось несколько покупателей.
История N3: Вернисаж был приурочен к РокОпере, я случайно выставила свои работы, собралась творческая элита среди которой была Ирина Хакамада. Я помню, что не смогла с ней не заговорить, перекинувшись словами про Burning Man и современный Арт, она попросила показать свои работы и ей приглянулась моя картина «Шум Воды», Хакамада сказала: «Женская Энергия - Вода.. Это перетекающее из одного в другое.. Как она прекрасна». Так моя работа оказалась в ее коллекции искусства.
Что такое для Вас современное искусство?
Современное искусство: это то, что откровенно с тобой ведет диалог через творчество: будь то паллеты со стройки или дорогой холст, затянутый смыслом. Для меня современное искусство похоже на ребенка, которое временами наивно, временами очень искренне и по-детски непосредственно и прекрасно.
Расскажите о Ваших новых работах и предстоящей выставке Evolution Art PRO Явление?
Сейчас моя серия работ: «Игры в НЮ» хулиганская, она отвлекает зрителя от философских проблем и призывает радоваться прекрасным изгибам нашего тела, подростковая игривость и серьезность там, где не ожидал ее встретить. Работа «Прятки в пионах» одна из таких, была написана в 2021 году для выставки Откровения, которая успела прогреметь в Санкт-Петербурге до пандемии. Моментально была замечена и приобретена ни раз в частные коллекции. Для меня же она стала толчком для серии работ на тему тела и его неожиданных ракурсов. Я перешла со своего обычного восприятия объема и светотени, на флэтовость и 2D живопись. Меня это увлекло, в моей серии уже более 20 живописных полотен. Я готовлю их к выставке. Уже есть много заказов в данной тематике.
Существует заблуждение, что художник, работающий в плоскостной живописи, не мыслит объёмно. Все не так, для создания серии «Игры в НЮ» я увлеклась живописью с натуры и сейчас веду целый курс набросков в галерее ПРОСТОР.
С 24-го ноября и до конца ноября в пространстве “The Spot” можно будет увидеть мою работу на групповой выставке Evolution Art PRO Явление, куратор Ника Тя-Сен.
Спасибо Вам за интервью!
Напоминаем, что 24 ноября состоится открытие выставки Evolution Art ProЯвление на базе площадки The Spot. Выставка Pro Явление в Москве — это более 100 работ от 25 художников (Аксенов Владислав, Цветнов Павел, Буртова Мария и другие) в различной технике: живопись, графика, металл, стекло, декоративное искусство.
Концепция выставки:
Проявление — выражение определенного качества, свойства или идеи. В более широком смысле, проявление может относиться к любому виду отображения чего-либо, что может быть заметно или ощутимо. Это может быть физическое проявление, например, симптом или маркер — лакмусовая бумага, или эмоциональное проявление, такое как выражение чувства. В контексте искусства творческие работы художников выражают их идеи и концепции через различные формы: живопись, скульптура, графика и т.д.
Выставка продлится до 24 декабря.
Приходите на открытие!