Кто самый страшный на итальянских дорогах?

Дедушки.

Да-да, я знаю, что сейчас скажут матерые автопутешественники и жители крупных городов — якобы никаких дедушек на скоростных магистралях, а также в Миланах и Римах нет. Зато они есть на проселочных дорогах, горных серпантинах и в маленьких городках. И мы как раз по таким пытаемся ездить.

Лихо проехав по магистрали от Австрийской границы до самого Салерно, мы рассчитывали, что полетим до носочка сапога на ста шестидесяти километрах. Но только мы отстояли на светофоре и проехали сто метров, как прямо под нас вырулил старенький маленький “Фиат”. Мы к таким давно привыкли, но только в качестве пешеходов. Реальность водителя оказалась иная. “Фиат” ехал на скорости пятьдесят километров в час.

— Это наш “Запорожец?” — говорю.

— Почти. — отвечает муж. — “Запорожец”-то, пожалуй, помощнее.

Мгновенно за нами образовалась колонна. А дорога, к слову, однополосная. Едут все терпеливо — никто не сигналит. И не обгоняет, опасно. Километров через пять “Фиат” упорхнул направо и мы рванули, пока не догнали дедушку на трехколесном грузовичке. Знаете, на таких фермеры часто возят овощи и фрукты. Он ехал чуть быстрее “Фиата”, но тоже без огонька. 

— Сколько у него цилиндров? — не выдерживаю я.

— Один. — отвечает муж. Сзади снова колонна. Все молчат, не обгоняют. — Хоть “Великую Грецию” не торопясь посмотрим.

А вокруг, в самом деле, есть что посмотреть — старые города, горы, реки, леса, справа где-то море. Вряд ли мы скоро до него доедем. Но дедушка дал нам надежду и через несколько километров свернул налево.

В общем-то, такие случаи на местных дорогах классические. Бывает, что иногда вместо дедушек не торопятся бабушки. 

А еще, как вы знаете, итальянцы очень общительные. И например, едешь куда-нибудь после сиесты, и бац — пробка. Откуда в нашем маленьком городе пробка? А это два дедушки или бабушки ехали навстречу друг другу и остановились поздороваться. И все стоят за ними. Понимаете? Дело важное! Никто не сигналит.

Некоторые останавливаются на самой проезжей части у тех самых маленьких грузовичков, торгующих сезонными овощами и фруктами, чтобы что-то купить. Это не происходит быстро, потому что фрукты с овощами нужно выбрать. И все понимают, и стоят.

Отдельный разговор — это местные правила. Я сейчас не про Болонью, Верону, Флоренцию и прочие крупные города. Я про удивительную итальянскую провинцию. Для русского человека местные правила весьма органичны, мы привыкли за пару дней. По сути, их всего два — не ехать под “кирпич” и ездить по понятиям. И если с “кирпичом” все более-менее ясно, то понятия выглядят так: 

1. Если очень надо проехать сто метров до магазина, то можно повернуть не в ту сторону на дороге с односторонним движением. Все поймут и пропустят.

2. Иногда — даже часто — правилом “правой руки” на равнозначном перекрестке можно пренебречь.

3. Если очень надо, можно запарковаться на повороте. Все поймут.

4. Нужно сигналить, когда поворачиваешь на перекрестке в гору или с горы, так как тебя могут не увидеть.

5. Лучше на перекрестках сигналить всегда, потому что правилом “правой руки” можно пренебречь.

6. Обгон через двойную сплошную — нормальная тема.

7 Фактически средняя скорость в городе — тридцать километров в час. Если ускоришься, почувствуешь себя игроком Need for Speed.

8. Крути головой постоянно!

9. Ты никогда не можешь быть уверен, что едешь по главной дороге.

10. Помни, на дорогах есть велосипедисты, водители одноцилиндровых грузовичков и ретро-автомобилей. Они тоже участники движения.

11. Не забывай, что велосипедисты могут подрезать в самый ответственный момент. И может быть, лучше пересесть на велосипед? Будешь главным на дороге.

12. Под тебя все время норовят выехать.

13. И самое главное правило — терпение. Все-таки это Италия — страна неторопливого наслаждения.