«Никак не могу начать жертвовать на благотворительность» – говорит хорошо знакомый мне человек и, мне кажется, отводит взгляд. Нет, он не оправдывается. Это больше похоже на исповедь. Я как будто, в его глазах, наделена сакральным статусом отпустить ему этот «грех». Готов, но не может начать. И не финансовые трудности останавливают его (я знаю это наверняка). Как наверняка знаю и то, что человек этот чуткий, душевный и говорил не ради пустого словца.

Какой особый должен случиться повод? Какое небесное откровение должно стать триггером, знаком, спусковым крючком к новой жизни свершителя добрых дел? Или как, наконец, начать ходить в зал, сесть на диету, бросить курить – нужен какой-то особенный «понедельник»?

Я часто сталкиваюсь с объяснениями неучастия: «Мои возможности настолько малы, они ничего не могут изменить», «Этому фонду покровительствуют такие (богатые, знаменитые) люди, что дела в нем и так идут хорошо», «Спасти всех мне не по силам, не стоит и пытаться».

Друзья мои! Мои дорогие люди! В благотворительности не бывает малых и тем более бесполезных дел. Благотворительность – не ремонт в квартире. Ее нельзя закончить (хотя и в сильно отдаленной перспективе). На нее нельзя отложить или накопить.

Ни одно звездное имя в числе учредителей благотворительной организациине не может стать гарантом изобилия на ее расчетных счетах, ни одно самое щедрое пожертвование мецената, спонсора не покроет все нужды благотворительной организации.

Потому что этим нуждам не может быть предела. Благотворительная деятельность так устроена – один проект открывается за другим. На каждый нужны средства. Открывается следующий и следующий сбор. Чем больше удастся привлечь каналов финансирования, тем больше проектов, программ удастся запустить. Но каждый запущенный новый проект не должен остановить предыдущие, которые продолжают существовать за счет все тех же пожертвований. Потому что допустить остановку – это не только лишить кого-то помощи, но и обесценить бескорыстные вклады всех тех, кто жертвовал на реализацию этих проектов. 

Нельзя построить только дом, не построив улицу. Нельзя построить только улицу – нужно построить город со всей его инфраструктурой. Но и город не сможет существовать сам по себе. Мы меняем судьбу одного ребенка, одной семьи. Меняем возможности одной больницы. Одной области.

Мы меняем общественное сознание и начинаем менять систему.

Мы начинаем влиять на законы, уставы, устои, косные шаблоны, мертвые алгоритмы. Благотворительность, как живой океан отдает тем больше, чем больше в нее вливается рек – и полноводных, и мелких речушек. И нет ни одной самой мелкой водицы, которая была бы бессмысленной в этом потоке.

Благотворительная организация – это такой же, как все мы, живой организм, находящийся перед выбором из огромного числа запросов, где она могла бы оказаться полезной. Ее ресурсы ограниченны. Ее возможности зависят только от нас. Спасти всех нельзя (наверное), но пытаться сделать возможное стоит всегда!

 «Дедка за бабку, бабка за внучку, внучка за Жучку, Жучка за кошку…» – мама читает детскую сказку, голос ее вселяет уверенность и защищенность. Так строится мир. Фундамент закладывается на понимании, что вытащить можно только сообща, нельзя игнорировать никого. В любом начинании нужно быть вместе, в благотворительности – тем более. Потому что благотворительность – это не только высокотехнологичное медицинское оборудование экспертного класса, оснащение и ремонт помещений, благоустройство территорий. Это и инвалидное кресло, и сменный медицинский инвентарь, и надбавки для медицинского персонала. А в итоге общими усилиями спасенные многие жизни. Каждый день. Шаг за шагом. По чуть-чуть.

Все время, что я работаю в благотворительной сфере, я наблюдаю людей. За это время я открыла для себя парадоксальную, на первый взгляд, вещь. Те, кто никогда не жертвовал на благотворительность – не черствые, бездушные сухари, а в большинстве своем милые, вполне отзывчивые люди. Открытые, искренние, способные и на сочувствие, и на участие. Готовые помочь, если их об этом попросить.

Вот ключевой момент – им нужно подать сигнал. Они так устроены – просто не видят того, что находится за глухими границами их внутреннего пространства. Не со зла. Не от безразличия, нет. Возможно, это просто инстинкт самосохранения – ведь эмпатия болезненна, в сердце застревают осколки чужого несчастья.

Это наблюдение, с одной стороны, дает мне повод для радости. За тех, чей мир окружен прозрачными стенами, которые не только не скрывают чью-то нужду, но и пропускают свет. Ничто так не обогащает душу радостью, не насыщает ее жизнью, как только что совершенное благо. С другой стороны, я поняла, что, совершив добрый поступок, неправильно о нем промолчать, скромно уйти в тень.

Я бесконечно благодарна всем тем, кто помогает нашему фонду, но сегодня я хочу попросить вас не только поддержать нас финансово, я хочу попросить большего. Делитесь с другими своими поступками. Рассказывайте о них. Не молчите! Потому что кто-то другой, кто живет в мире непроницаемых стен, может получить сигнал бедствия только так – через вас. Когда вы дерните его за руку и скажете «смотри, я сделал это, ты тоже можешь». Причем без всякого специального повода. Прямо сейчас.

Спасибо!