– Послушай, разве это этично – так делать? Нарочито показывать, что ты лучше других.

Эту фразу я услышала несколько дней назад от делового партнера – современного молодого человека, много делающего от лица своей компании для нашего Благотворительного фонда «ЖИВИ». В осеннем воздухе угадывались едва уловимые первые фимиамы новогоднего настроения, и я воодушевленно рассказывала ему про акцию «Благотворительность вместо сувениров», суть которой заключается в инициативе корпораций расходовать сувенирный бюджет не по назначению, а перечислять его полностью или частично в пользу благотворительных организаций.

Как здорово, говорила я, что это замечательное движение постепенно становится массовой корпоративной культурой, как все от этого получают только пользу, как приятно перед самым Новым годом осознать, что ты стал участником доброго начинания и кто-то где-то на этом свете (может быть в одном из детских онкологических отделений) получил шанс стать счастливым. И вдруг такая реакция.

– Почему ты думаешь, что это может быть неэтично? – спросила я.

– Ну поставь себя на место клиента. Ты как будто говоришь ему: «Ты ждал кружку с моим логотипом, а я предложила тебе стать добрее. Тебе разве самому пришло это в голову? Видишь, я лучше тебя». Добро, я считаю, нужно делать укромно.  И не смешивать деловую коммуникацию и добрый поступок. А так какой-то пиар получается.

– Можно подумать, что сувениры мы рассылаем не ради пиара, – только и ответила я тогда.

Ранее я, конечно, встречала негативное отношение к этой акции, но с такой точкой зрения столкнулась впервые. И так как в той личной беседе я не озвучила своих мыслей по этому поводу, попробую это сделать сейчас.

Но сначала расскажу про само начинание.

Ежегодно объем рынка корпоративных подарков в России составляет – вдумайтесь – порядка 20 с лишним миллиардов рублей. Именно на эту сумму в среднем партнеры и клиенты отечественного бизнеса получают к топовым праздникам тонны календарей, ежедневников, ручек и прочих сувениров, в лучшем случае бесславно оседающих на офисных столах. Альтернативой такой корпоративной традиции стала социальная инициатива «Благотворительность вместо сувениров», благодаря которой невостребованные корпоративные подарки превращаются в востребованную помощь. При этом партнеры и клиенты, по замыслу участников акции, не остаются без внимания, но вместо блокнотов и кружек они получают к празднику открытки с благодарственным сообщением о том, что деньги были потрачены в пользу нуждающихся. Все.

Казалось бы, от такой инициативы все ее участники только выигрывают. Люди получают помощь, которую кроме как от благотворительных организаций им ждать больше неоткуда. Компании получают статус социально ориентированного бизнеса со всеми вытекающими профитами. Подарки наполняются смыслом, а сердца людей, их получивших, согреваются чувством неожиданной причастности к чему-то действительно стоящему.

Однако не всем по сердцу приходится такой почин. Вернусь к разговору, с которого начала этот текст.

Вопрос про «интимную благотворительность» возникает всегда, когда свершение добра анонсируется в публичном поле. И чем крупнее и именитее радетель, тем громче и ярче резонанс. И возникают, как в данном случае, упреки: мол, крупный бизнес навязывает свою волю. Диктует рынку свою позицию, принуждая других к участию в своей социальной программе. В то время, как занятие благотворительностью – дело добровольное, для каждого человека весьма интимное, кричать о своей социальной продвинутости – моветон. Пусть выделяют отдельный благотворительный бюджет и не пиарятся на больных, сиротах, инвалидах или бездомных.

Мне кажется, истина балансирует на нюансах, на тонкостях формулировок. Навязывает ли? Диктует? Или является законодателем каких-то новаторских решений? Пытается уйти от давно утративших всякий смысл шаблонов, механических действий. Для меня очевидно – второе.

Пиар? Возможно. Пусть будет пиар. «Отдельный благотворительный бюджет»? Да, многие так и делают. Но от этого сам по себе сувенирный бюджет не перестанет быть огромным денежным мешком, спущенным на собственное тщеславие.

Инициативе Alternative giving, у истоков которой стояла консалтинговая фирма PricewaterhouseCoopers (PwC), совсем скоро исполнится 15 лет. В России идея получила распространение благодаря фонду CAF Россия, который выступил в качестве координатора инициативы. С тех пор к международному антиподарочному марафону ежегодно присоединяются новые компании по всему миру. Его участниками стали более 400 российских юридических доноров. Ежегодно, благодаря акции, более 50 благотворительным фондам удается реализовать сотни проектов.

Но незакрытых проектов, увы, остается все также много. Как много остается и тех, кто просто не знает, что можно вот так эффектно и так просто помочь. И вместо того, чтобы пометить своим логотипом тонны будущего мусора на зловонных полигонах перевести деньги благотворительным фондам. Таким, как наш. Или другим.

Так должны ли мы демонстрировать кому-то на собственном примере, как можно делать добро? Убеждена, что должны! Обидим ли мы кого-то своим нарочитым примером добра? Возможно. В конце концов, правда тоже бывает обидной. Как и отражение в зеркале.

Но я уверена, что в сердцах большинства людей такая инициатива затронет правильные струны.

В помощи, в спасении – есть суть благотворительности. Свершая благое дело, мы помогаем не только тем, кто просит о помощи (обращаясь за ней в благотворительный фонд) – мы также спасаем себя. И можем спасти еще кого-то. Того, чья душа давно заждалась наготове, чтобы приобщиться к творению добра. И ждет лишь приглашения.

Такое сердце откликнется благодарностью, и с этим чувством его обладатель перешагнет очередной календарный рубеж, и может быть в следующем году его жизнь наполнится совсем другими делами. Накануне Нового года свершится чудо – кто-то получит возможность стать счастливее.

Спасибо!