Сегодняшний календарный день ознаменован неким международным статусом: 13 ноября отмечается Всемирный день Доброты (World Kindness Day) – праздник, учрежденный в 2000 году в Сингапуре общественной организацией «Всемирное движение доброты» (World Kindness Movement). Членами движения на сегодняшний день являются более 29 стран, среди которых пока нет России.

Сегодня мне хочется посвятить свой текст этой дате.

Писать и думать о доброте – просто. Доброта сама по себе невероятно проста: порыв души, естественный отклик сердца. Безусловный рефлекс. Недаром мы наблюдаем в животном мире природный инстинкт взаимовыручки. Казалось бы, прийти на помощь, проявить заботу – ничуть не сложнее, чем кинуть в рот случайную карамельку. Все дети рождаются от природы с открытой, отзывчивой душой, и камни за пазуху мы набираем, уже взрослея.

Писать и думать о добре сложно: философская категория, нравственный эталон, лежащий в основе всех духовных практик. В человеческом социуме способность творить добро – условный рефлекс, возникающий при определенных обстоятельствах и исчезающий при отсутствии оных.

Стремление к доброте для человека естественно. Жизнь, наполненная добротой – это наша потребность. Ребенок ищет у матери проявление доброты и заботы. В ответ он учится улыбаться.

С течением жизни многие люди приобретают устойчивую уверенность, что доброта – это синоним слабости, глупости или наивности. Может быть даже доброта – это блажь? Усилием воли мы останавливаем себя в желании сделать добро даже тогда, когда нам этого хочется. Зачем? В какой момент жизни мы начинаем подавлять в себе проявление доброты? К чему копим камни, и против кого и чего они нам?

Я пробую мысленно пройти этот путь.

В современном мире «уступить место» – это не только предложить кому-то занять твое удобное место в транспорте. Это – буквально – уступить свое место в конкурентной борьбе. Подвинуться, позволить другому человеку занять желанную позицию – более выгодную в сравнении с другими. Если вы строите карьеру, двигаетесь к амбициозной цели – доброта вам только во вред. Она сбивает с дороги, снижает темп, уводит с курса и в итоге подрывает основы успеха.

Но мы пока все еще не выкидываем свою доброту в мусорный контейнер. Просто откладываем ее в сторону. Оно все еще присутствует в нашем арсенале, но уже не мешает. Лежит на полке и ждет своего часа, авось пригодится.

Но вот, в чем правда: если добротой долго не пользоваться, способность к эмпатии атрофируется. И неиспользованная доброта становится постепенно отягощающим ресурсом. Она, как ржавые дурацкие доспехи, вдруг начинает доставлять дискомфорт, как нечто неестественное и надуманное. Мы делаемся чувствительными и уязвимыми. Мы делаемся слабее. И чтобы не испытывать душевных мук, находим философское обоснование своей душевной же нищете – нежеланию больше творить благие поступки.

И нам уже кажется, что мы лезем со своим нелепым добром в чью-то душу, навязываем себя и хуже того – начинаем кого-то унижать своей жалостью. Как будто бы доброта отныне дает нам ощущение превосходства и рычаги манипуляции – в нашей новой трактовке, творя добро, мы лицедействуем, демонстрируя остальному обществу его черствость. Наше добро – лишь показательный спектакль на фоне чужого благоразумия. Мы не хотим выглядеть плохо и с чистой совестью завязываем с добром. Отныне наша правда – деликатность и уважение чужих границ. А доброта – акт самолюбования и форма эгоизма. Творить добро теперь – делать что-то неловкое. Что скажут люди? Покрутят пальцем у виска? – в нашем нынешнем искаженном понимании, это меньшее зло.

Гораздо большее зло – протянуть руку помощи мерзавцу, проявить добро по отношению к злу. Злой человек не оценит дара выпавшего на его долю милосердия, воспримет его как фарт. Он не подхватит, не понесет дальше эстафетный огонь добра, сожжет его дотла в своих нуждах. Акт гуманизма даст злому человеку ощущение безнаказанности. Оно опьянит его, толкая на более омерзительные дела. А значит, добро негоже раздавать огульно, кому попало. И вот мы уже в праве судить – кому можно, кому нельзя…

И доброта уходит. Исчезает из повседневных будней. Намеренно и обоснованно. И я, если честно, не могу сказать, в каком именно месте процесса трансформации понимания доброты случился разрыв. И есть ли он?

Но знаю наверняка, намеренно лишив себя возможности делать добро, мы начинаем страдать от его отсутствия по отношению к нам самим. Нуждаемся в доброте и не можем впустить ее в нашу жизнь.

Не сможем в какой-то момент передать ее нашим детям.

А после уже с удивлением обнаружим, что дети становятся нам чужими. Их поступки – нам непонятными, подозрительными, надуманными. Эти молодые прекрасные люди становятся на путь волонтерства, им чужды оглядки на мнение остальных, они меняют мир так, как им того хочется, согласно своему представлению о справедливости и обращаются к нам с публичных трибун. А мы в ответ только шикаем и разворачиваем широким фронтом возмущения свои насиженные диваны. Мы упускаем одно – наши дети уже не с нами, наше шикание для них – пустой звук.

Но есть же всегда возможность одуматься. И развернуть всю эту закостенелость вспять.

Доброта соединяет подобных с подобными. Это условный сигнал, способ коммуникации, самый доступный язык общения, понятный всем, чье сердце свободно.

Организация World Kindness Movement, присвоившая 13-ому ноября статус Всемирного дня доброты, была создана с целью объединения единомышленников всего мира, чтобы волонтерское движение в разных странах приобрело статус международного сообщества и могло вдохновлять своими делами и идеями людей по всему миру, делая их сердца добрее и человечнее. Я думаю, это прекрасное начало.

Являясь сотрудником Благотворительного фонда помощи тяжелобольным детям «ЖИВИ», я вижу, что доброта и человечность находят отклик все в большем числе бескорыстных сердец. И что число людей, вступивших на путь благотворительности, растет. Я уверена, встать на стезю добрых дел, освободиться от навязанных самими себе ярлыков, никогда не поздно. Благотворительность начинается с малого – будь то пожертвования или протянутая навстречу нуждающемуся рука. Но именно так, маленькими шажками, мы становимся обществом, способным меняться. Также подземный источник, закованный грудой каменистых пород, в поисках выхода собирает все встречные ручейки и набирает мощь. Рано или поздно он пробьется наружу.

Спасибо!