Эскиз

Перед появлением где бы то ни было Репина — всегда происходило одно и то же…

За несколько минут до его прихода, как на разведку, прибегал старый одноглазый неприбранный пудель Мик. Которого Репин никогда не стриг, оттого пёс был абсолютно круглым и похож на колобка.

Мик обнюхивал забор, калитку, — как бы проверяя на прочность, — и громко лаял: дескать, всё в порядке! Тут же из-за деревьев возникал Илья Ефимович, вышедший из Пенат на прогулку: суховатый, седой, невысокий.

С крыльца его уже приветствовали хозяева... Но Репин, будто раздумав входить, вдруг останавливается, достаёт из кармана маленький серый альбом и быстрыми мелкими штришками начинает что-то рисовать.

Оказывается, к дому подошла, с противоположной стороны, соседка с бидоном молока и букетиком полевых цветов. И тоже ждала кого-то из подворья: может, кого с кухни или подругу.

В это время Репин, не спуская глаз с натуры, покорной взгляду рукой пишет эскиз. Проворно, чётко. На бумагу не глядит вовсе, — а только на её лицо. Девушка, заметив внимание всем известного в Куоккале человека, даже чуть подбоченилась, игриво поправив волосы. Казалось, от её лица к его руке протянут невидимый прямой провод.

У ног Репина приютился старый кудлатый Мика, — но сидит тихо, не шевелясь. Он знает, что в такие моменты нельзя ни лаять, ни бегать, ни кусаться.

И.Репин. «Осенний букет». 1892 г.
И.Репин. «Осенний букет». 1892 г.

Репин vs Каменский

В начале XX века художник Илья Репин жил в своих знаменитых Пенатах в Куоккале. Ныне — питерский посёлок Репино.

Кого там только не было! Максим Горький из близлежащей дачи «Линтулы». Перший друг сосед-Чуковский. Есенин, Гиппиус, живописец Ге, артист Максимов. Учёные Менделеев и Бехтерев. Неспокойные (во всех смыслах этого слова) соседи Леонид Андреев, Н. Евреинов. Короленко, Куприн, легендарный народоволец Морозов. Композиторы Лядов, Глазунов. Футуристы Маяковский (Репин восхищённо сравнивал его с Мусоргским и Гоголем), Д. Бурлюк. Многие-многие другие… Не счесть.

Упомянув футуристов, вспомнилось, как у Репина жил некоторое время его хороший знакомый, даже в каком-то роде любимый поэт «непромокаемый энтузиаст» — В. Каменский.

Об этом небольшом эпизоде можно написать целую развёрнутую повесть. Но ограничимся некоторыми весёлыми историческими ремарками.

Это уже было после трагической авиакатастрофы бесстрашного пилота-Каменского. Одного из первых авиаторов в России. Из поэтов же — первейшего.

Худ. Ю.Борц. Портрет поэта-авиатора Каменского
Худ. Ю.Борц. Портрет поэта-авиатора Каменского

К Репину его привели на знакомство Д. Бурлюк с Хлебниковым.

В отличие от весёлого экстраверта Каменского, — к тому же отчаянно увлекающегося живописью, что импонировало Мастеру, — с Хлебниковым Репин так и не нашёл общих тем, общий язык: уж слишком тот был нелюдим. Чрезвычайно отстранён от мира и людей в нём.

Это немного подтверждает следующий незатейливый диалог.

Репин, однажды за чаем:

— Послушайте, милейший. Надо бы нарисовать ваш портрет.

— Меня уже рисовал Бурлюк, — резко ответил Хлебников.

Потом добавил:

— Я там был… треугольником.

Пауза… [Что мог сказать на это великий реалист Репин?]

— И мне кажется, получилось не совсем похоже, — закончил неудавшийся разговор Хлебников. На том расстались.

Худ. Ю.Борц. Портрет В.Хлебникова
Худ. Ю.Борц. Портрет В.Хлебникова

Репин с Каменским частенько веселили друг друга потешными рассказами о бытии художника, журналиста-писателя.

Так, Репину очень нравился рассказ Васи о наглом виолончелисте Милюкове. Возомнившем себя непризнанным гением. А дело было так…

Однажды Каменскому пришлось писать рецензию в одну московскую газетёнку о выступлении Милюкова в некоем пафосном концерте.

Настрочил что-то типа «виолончелист Милюков играл как всегда ужасно — ни слуху, ни тембра».

Так получилось, что Милюков тогда не присутствовал на сцене ввиду болезни. И естественно, послал опровержение в газету.

Худ. Ю.Борц. Портрет виолончелиста Милюкова
Худ. Ю.Борц. Портрет виолончелиста Милюкова

На что Каменский дал своё опровержение, дескать, «прошу прощения. В тексте ошибочно сказано про неудавшегося артиста Милюкова. Но увы, играл не он. А — очередной недоучка в музыкальном жанре. Очередная жалкая бездарность».

Уж как Репин хохотал!

В свою очередь поведал следующую «ответку»-небылицу…

*

Как-то раз его, знаменитого уже художника, пригласил один местный «олигарх» — богатейший, но, к сожалению (а может, и к счастью) туповатый купец. Исполнить один заказ.

На стене у него висела огромная картина «Страшная буря на море» — кисти Айвазовского, по словам купца. Надо было там кое-что дорисовать(!).

Понятно, Репин сразу увидел, что никакой там не Айвазовский: так, мазня. Поэтому принял заказ к исполнению. [Тем более что гонорар был очень приличным.]

В общем, надо было изобразить над бушующим морем дирижабль. И хозяина сего полотна — на борту: за штурвалом в капитанской рубке.

Репин сделал всё в лучшем виде.

В дальнейшем ему рассказывали, что когда олигарх уходил в запой (что было регулярно), он обычно сидел пьяный напротив подрисованной самим Репиным картины. Ревел нещадно и слюняво говорил, рыдая: «Ведь если сейчас дирижабль грохнется в кипящую волнами воду, я погибну!» [Что было навеяно недавней катастрофой немецкого цепеллина.]

*

Кончилась же дружба Репина с Каменским так же быстро, как началась.

Однажды во время бурной дружеской посиделки поэт-футурист похвалил товарища:

— Но больше всего из вашего творчества, Илья Ефимович, я восхищён блестящей картиной «Переход Суворова через Альпы».

— Вон из моего дома! — последняя фраза, услышанная Каменским от покрасневшего, не на шутку разгневанного старика Репина.

Худ. Юрий Борц. Репин гонит Каменского из дому
Худ. Юрий Борц. Репин гонит Каменского из дому

Примечание

На обложке: фото анонимного автора. Выставка «История усадьбы "Пенаты". 110 лет»

На втором фото Репиным изображён пёс Полкан, 1877 г.