Жанр: драма, вестерн

Слоган: «Каждая цивилизация в этом мире построена на обломках завоёванной».

Режиссёры: Бен Ричардсон, Гай Ферленд.

Сценарий: Тейлор Шеридан.

В главных ролях: Хелен Миррен, Харрисон Форд, Брэндон Скленар, Джулия Шлэпфер, Джером Флинн, Даррен Манн, Изабель Мэй.

С детства увлекаясь рок-музыкой, джазом, я знал из исторических манускриптов, немногочисленных советских справочников, что Америка выросла буквально на костях. Чему порукой явились тысячи, миллионы мигрантов со всех краёв Планеты, ринувшихся в Новый Свет в поисках лучшей доли. Кто — убегая от полиции. Кто — в исканиях новой, «обнулённой» огромным расстоянием жизни. Овеянные беспринципной жаждой денег, славы, золота…

Тому подтверждение — этот фильм.

Картина о Доброте с заглавной буквы. О Счастье. И — Ненависти. Да-да, дорогие друзья, именно ненависти. Жуткой, убойной. Стремительно-смертельной. Никого и ничего не жалеющей.

«В Вайоминге идёт война. В Монтане — её не будет!» — как мантру повторяет герой великолепного Харрисона Форда — Джейкоб Даттон, хозяин и «отец» ранчо, вокруг которого раскручиваются отнюдь не тривиальные события сериала.

Тут неплохо бы напомнить, что «1923» — является предысторией (приквелом) нашумевшего Yellowstone с Кевином Костнером. Также продолжением (сиквелом) сериала «1883». Но — это абсолютно разные вестерн-ленты. Просто их бешеная популярность, начавшаяся с «Йеллоустоуна»-2018, вынудила авторов вернуться к истории с различными актёрами, сюжетами, протагонистами. Объединив фильмы именем одной семьи Даттонов. И сценариста Т. Шеридана.

Пробежимся по антуражу той эпохи

·                    Сухой закон. Открываются первые подпольные рестораны. Звучит рваный «чёрный» джаз. Как из ведра льётся запрещённое виски.

·                    В городах — пока поровну транспорта: конных повозок и авто. Что выглядит прикольно.

·                    Относительно недавно кончилась Первая мировая война. Один из гл. героев — Спенсер Даттон — возвращается с того уродливого Ада, не в силах позабыть грязь, кровь, смерть.

·                    Преддверие Великой депрессии. Отсюда — обвал рынка. Кто позволяет себе обретаться без кредита — тот герой!

·                    Зарождение банковской гидры, пожирающей всё живое и честное на своём пути.

·                    Фермеров-скотоводов мучают нашествие саранчи и засуха. Зимний период — тяжелейший для них. Чем пользуются нечистые на руку дельцы-капиталисты.

·                    Крепнет горнодобывающая промышленность. Добытчики щедрых недр — недалёкое бизнес-будущее этой страны, основанной на приоритете чистогана. И только чистогана. Скотоводы затягивают пояса в межсезонье. Добытчики (А. Грин их называл «хищниками») — богатеют круглогодично, считая звонкую монету.

·                    Постепенно в дома заходят электричество и проточная вода.

·                    Каждый десятый американец владеет машиной. К концу десятилетия это будет каждый четвёртый.

·                    Времена лихого ковбойства с громким щёлканьем кнутами  кончаются… Наступает долгая эра шустрых  автомобилей и харкающих кровью автоматов Томпсона с чёрными кругляшками магазинов. Век гангстеров на подходе.

·                    Западный мир готовится к мобильности: не на шутку развивается урбанизация, грядёт расцвет внутреннего туризма. (Для богачей, бесспорно.)

·                    Домохозяйства покрывает спрут невиданных доселе «женских радостей». От которых мужчины, точнее, их карманы, в ужасе: стиральные машины, электроплиты, обогреватели, красивая мебель, посуда, яркие строительные материалы etc.

Теперь по теме

Раз пять принимался смотреть. Не шло поначалу... Сценаристы будто специально нагнали тяжёлого беспросветного тумана в увертюре фильма. Горе — оно и в Африке горе. Немного скомкано. Чуть непонятно. Драма, трагедия, опутанные тоскливой безвыходностью борьбы за выживание, отталкивали от экрана. Автор будто бы просил вжиться в сюжет, проникнуться горем. Заставляя сопереживать не понарошку. Всерьёз.

Но слава богу — действо прямо-таки вулканически вскипает уже к концу первой серии. Ты оказываешься в ловушке безраздельного ветра свободы, безграничной любви, преданности. Становишься соучастником невообразимых приключений. И стрельбы, конечно, — это же ковбойский вестерн.

Задача шерифа Монтаны (актёр Р. Патрик, «плохой» робот из «Терминатора») — не допустить земельных войн меж владельцами лесных и горных угодий, фермерами-скотоводами. Которым катастрофически не хватает запасов корма в межсезонье. Их животные поэтому начинают забредать на чужую территорию. Что может дать искру масштабному конфликту.

«Трава принадлежит богу, — а ты не господь Бог», — с данной фразы завязывается апокалиптическое противостояние двух ковбоев-конкурентов: Даттона с овцеводом Крейтоном (актёр Дж. Флинн, наёмник из «Игры престолов»).

Тут сделаю отступление…

Постепенно сюжет разделяется на несколько слоёв. Представлю их:

1.                 Собственно, жизнь Даттонов. Быт. Дом. Большая семья.

2.                 Жестокое, жесточайшее воспитание в женском монастыре — индейской школе-интернате. Где молодых девушек-индианок приучают к «белой» жизни, повадкам и поведению «верховной» расы. Что привело к трагическому побегу оттуда одной из них.

3.                 Без преувеличения невероятные(!) похождения племянника Дж. Даттона — Спенсера. Ставшего после войны крутым охотником. По-мальчишески втюрившегося в прекрасную англичанку, убежавшую за ним прямиком из-под венца.

4.                 Фильм коснулся интересного периода, когда закон старался работать наравне с ковбойским бурным беспределом. Когда неприятеля казнили через повешение безо всяких лицензий. И когда судебные власти пытались упорядочить эти дикие нравы. Силой встраивая слово Закона в повседневный труд, умы и души селян. Что нелегко…

5.                 Как уже поминалось выше, затрагивается зарождение сложнейших кредитно-финансовых отношений. Где банк выступает в роли как помощника, так и губителя. Времена, когда доллары давались на слово, по-братски, — увы, прошли.

Ну, и ежели вышепредставленных фильмо-схем недостаточно для восприятия сего эпического полотна, вот ещё пара предложений под финал.

С детства увлекаясь американкой музыкой. Полжизни проведя в поисках фирменных джинсов, батников, крутых индейских мокасинов и джеклондоновских книг, я знал, будучи крайне любопытным советским «ковбоем», дескать, Новый Свет поднялся на костях невинно убиенных. За золото. Землю. Скот. Благополучие и деньги. За ненависть, предательство, любовь и… Прощение. Тому подтверждение — эта картина.

Ждём второй сезон, господа…