Фильм «Дворец»-2023 / The Palace 18+. Италия-Швейцария-Польша-Франция
Жанр: комедия
Слоган: «В полночь они потеряют всё!»
Режиссёр: Роман Полански
Сценарий: Ева Пясковска, Роман Полански, Ежи Сколимовский
Продюсеры: Лука Барбарески, Войцех Гостомчик, Жан-Луи Порше
Оператор: Павел Эдельман
Композитор: Александр Деспла
В главных ролях: Оливер Мазуччи, Микки Рурк, Фанни Ардан, Джон Клиз, Милан Пешель, Александр Петров, Жоакин де Алмейда, Фортунато Серлино, Бронвин Джеймс, Дэнни Экснар.
*
«Кажется, у всех в отеле поехала крыша». Фраза из фильма
Романа Полански, живого классика мирового кинематографа, до сих пор треплют за «хитрые» прегрешения 50-летней давности. [Предыдущая венценосная картина «Дело Дрейфуса» о преследовании еврейского офицера — прямо экстраполируется на якобы «неправедный» скандал с самим режиссёром.]
В свою очередь, он выдал увлекательнейшую (по мнению российского критика С. Тыркина) сатиру, обличающую привилегированный класс — в срезе.
Основная же масса европейских обозревателей, включая меня, пинками загнали фильм ниже плинтуса. А на «Гнилых помидорах» (Rotten Tomatoes) — уважаемом профессиональном агрегаторе киноотзывов — «Дворец» получил низший: нулевой рейтинг. 0 %. Я тоже даю нуль процентов. За исключением ну совсем микроплюсов, — о коих обязательно упомяну.
Но приступим…
Миллениум!
Итак, канун 2000 года — проблема Y2K! Земляне в шоке — скоро накроются все компьютеры и электроника. Да и вообще не исключён Конец света — посему выпить нужно как можно больше. Та девушка в шляпке, что на официальном постере «Дворца» мордой в салате, — супруга российского посла. Приехавшего за капустой — отмытым местным ОПГ «чёрным налом».
Вот этот постер:
Зрителя поражает буйство красок элитного отеля — с явно напрашивающейся аллюзией на андерсоновский «Отель Будапешт» 2014г. с Рейнфом Файнсом. Припоминается золотой канновский «Треугольник печали» 2022 Эстлунда, — окунувший в невероятные перипетии с социальным уклоном супербогатых гостей на круизном лайнере. Где так же как в обозреваемом «Дворце» сопоставляются (и совокупляются) богатые с бедными — гранд-клиенты с обслугой. Чиахуахуа — с пингвином. (Да-да!)
Где управделами Хансуэли (О. Мазуччи) рвёт ж. в желании угодить ненасытно-привередливым гостям, — требующим, требующим, чего-то всё время требующим… И заголовок текста «Вежливость. Точность. Совершенство!» — Лозунг всего отеля по отношению к постояльцам.
Хансуэли пытается урезонить хаос, зримо поднимающийся из недр отеля. Как от суетящегося на всех парах персонала, так и буйных гостей. Абсолютно неадекватных. До дикости неадекватных.
Сюжет
Завязка вертится вкруг двух вовсе не значимых вещей. (Чуть запутывая публику «мелкотравчатостью». Невысоким сценарным полётом.)
Это — подделка и уничтожение финансово-банковских документов Микки Рурком (в роли афериста Билла) с помощником Каспаром (актёр М. Пешель) — в непросчитанной надежде, дескать, Миллениум всё нафиг обнулит. Подмену одного-двух-трёх нулей в отчётах никто не заметит: «Мы будем богаты!» — предвкушает Микки Рурк. Сам на себя не похожий от странного и страшного грима. Видимо, должного изобразить гримасу озверелого капитализма на фоне приближающейся беды.
И второе — внезапная «секс»-смерть богатого старого хрыча Артура Далласа III (Дж.Клиз из «Монти Пайтон»). Которую ни в коем случает нельзя объявлять раньше двенадцати пополуночи. Иначе молодуха-жена не получит ни цента (таков брачный контракт).
До Конца света осталось совсем недолго…
Управляющий наставляет работников — не верить никому насчёт крушения всего и вся. Армагеддона не будет! — вещает он, предостерегая от неприятностей с клиентами. Их надобно накормить по полной программе, дабы чёрная икра вываливалась изо рта. А из ушей — текло шампанское 1938 года выпуска по 12 000 франков за бутылку.
Идёт усиленно-напряжённая кухонная работа: повара в мыле. Солим недосоленное. Выбрасываем пересоленное. Пинаем зазевавшихся. Жесть! (В смысле подготовительной сутолоки.)
Юмор
Совершенно ниже среднего. Ну, что за юмор: «Властелин коНец», «Сперминатор» и др. — Шутливо «шутят» клиенты. С набитым ртом сами же гогоча над элементарной похабщиной.
Единственный по-настоящему уморительный эпизод, на котором я таки поржал — это когда доктор Лима (де Алмейда) ломал, точнее, вправлял нос разбившемуся на скейтборде бывшему порноактёру Бонго (Л. Барбарески).
Да порадовала дерзко-харизматичная Моргана Полански (дочь мэтра), нечасто появляющаяся на киноэкране, отлично сделавшая роль горничной Зулы.
Не смешно, как все там натужно ходят, интригуют, разговаривают и смеются друг над другом.
Не смешной Микки Рурк — мошенник Билли. На пару с десятком невнятных русскоговорящих актёров.
Вообще не вставляет персонаж «Сани Белого», точнее, артиста Сани Петрова — в роли гостя-бандюгана с Востока. Приехавшего с нарочито тупыми телохранителями, тёлками. Криво-крикливо изображающими счастливо щебечущих пташек-припевашек. [Ну, если только Полански не транслировал какой-то новый всеевропейский тренд на россиян, пусть и с прихватом из двухтысячных?]
Понятно, что показан криминал. Понятно: приехавший русский посол — коррупционер. Да, они могут быть потешными в комедии, но — не тупыми. (С тонной наворованного бабла!)
В итоге «Саша Белый», сыгранный Петровым чрезвычайно скомкано, кисло, — замуровывает нахрен важного посла в древнем довоенном хранилище, выхода откуда — нет. На этом сюжетная линия обрывается. Г-хм…
В памяти от «русской вставки» остались неподъёмные цирковые чУмаданы, набитые деньгами. За которыми приехал коррупционер из посольства. Рваная фишка, не доработанная. Хотя можно было обойтись и без бригады «Белого». Их роль — не прописана до конца.
Смехатура в натуре
Пробежимся по комедийной «смехатуре» в кавычках поконкретней… Где Марко Феррери с Бонюэлем нервно курят в сторонке, удивлённо качая головами.
Как я люблю, по пунктам:
· Один клиент (Даллас III) везде таскает за собой «свадебного» пингвина — смешно?
· Маркизина шавка чиахуахуа бесцеремонно срёт в кровати. Мадам (Ф. Ардан, любимица француза Трюффо) падает от этого в обморок. — Смешно?
· «…Не может встать? (в смысле член) — тогда тебя ждут в цирке!» — Смешно?
· Ещё очень потешный прикол: болтаться в карусельной входной двери типа не в силах выйти. — Крутой же приём, да? Довольно редкий, аха.
· «Плешивый дряхлый сноб. Я сварганила ему первый достойный минет, а он даже не взглянул на меня. Что деньги творят с людьми?!» — Смешно?
· Микки Рурк в дурацком парике падает в приступе инфаркта при виде своего вновь возникшего, явившегося из Чехии сына. — Смешно? К тому же непонятно — зачем тут эта сыновья линия? О чём она сказала? Да ни о чём. Пустые кадры…
· Вызвать на лечение маленькой собачки типа чиахуахуа пластического хирурга — смешно? Вообще несчастного доктора Лима зовут то несимметричные сиськи пощупать, то вылечить у собаки катастрофическое предчувствие Миллениума. От чего она гадит где ни попадя. — Смешно?
· Посмотрев собачий кал на предмет глистов, доктор просит показать кал ещё и хозяйки пёсика — маркизы — тоже на предмет глистов. — Смешно?
· Человек пятится задом и роняет посуду со столов. — Смешно? Да ваще ржака.
· Богатый, столетний почти хрыч Артур умирает-умирает, умирает-умирает, хрипя и кашляя, но… — никак не может сдохнуть в поле зрения 20-летней жены. Которая зовёт его «Одуваном». — Смешно?
· Старый хрыч потом крякнул — Бинго! — с блаженной улыбкой на лице во время бурного экстаза с молодухой. Внезапно застрявшей на финальном «стояке» умершего. И кстати, — ей осталось всего несколько часов до того момента, когда унаследует абсолютно всё состояние ушедшего. Иначе — нуль на палочке. Сей сюжетный уклон — тоже оборван, недоговорён. Хрыч - «Монти Пайтон» умер. И получила ли Магнолия (Б. Джеймс) бабки — нам неведомо.
· Как уже упоминал, к Микки Рурку припёрлась семья сына из Чехии. Но они ему почему-то не нужны. — Смешно?
Вывод
Полфильма в отель прибывают эти «смешные» несмешные гости. Остальные полфильма они творят грустные несмешные непотребства под прекрасную (отметим) музыку. «Гнусь под чудесное сопровождение». — Можно было бы назвать обзор.
Ни один герой балагана не вызывает сочувствия. Все они уродливы до отвращения — спасибо приглашённому хирургу! Тут все его знают. Точнее, досконально знают свои части тела, выправленные им в усладу публики.
Конечно, на зрительское противоречие может сработать извечный авторский абсурдизм — фишка Полански. Но в том-то и дело — взрывов хохота в зале не слышно. В том суть…
Безусловно, в стилистике Полански — действо спектакля идёт неспешно, на виду швейцарских Альп. Действо не торопится — вместе с героями ленты, погружёнными в непреложные заботы. Выглядящие идиотскими. Не смешными…
Тем не менее актёры — настоящие профи. Они вроде бы не спеша раскрывают сценарный замысел именитых Полански со Сколимовским. Шестьдесят лет назад получивших номинацию на Оскар за «джазовый» фильм «Нож в воде». Но — смеха не слышно…
Отметим множество мелких деталей, великолепно прорисованных давним товарищем – оператором Эдельманом, – работавшим в своё время с Анджеем Вайдой. Не первый раз соседствует с режиссёром и композитор А. Деспла, — создающий блестящую игривую атмосферу. Но — не слышно ржаки-то…
Премьера картины на 80-м Венецианском фестивале выплеснула фонтан эмоций. От крайне негативных — до вполне положительных. Повлияли на то в том числе перипетии из личной жизни режиссёра. Прозвучало даже определение фильма как «самый худший» всех времён и народов.
К тому же мистер Каспар — друг, бухгалтер Краша (Микки Рурка) — очень похож и манерой, и голосом на нашего Мягкова из «Иронии». Но так мы сползём в голимый трешак…
До свидания.