- Кристина, расскажите о том, как вы выбрали профессию режиссера и о своем творческом пути.
Кристина: Я долго не могла определиться, хочу я больше быть хирургом или быть режиссером театра. И в итоге я поняла, что даже если пойду в медицинский, то все равно вернусь в театр, как это сделал когда-то Чехов, поэтому решила не терять время и сразу идти в театральный. Важным при выборе для меня было также то, что профессия врача дает постоянное понимание предназначения – ты ежедневно спасаешь жизни людей, понимаешь, для чего ты это делаешь и получаешь какое-то удовлетворение от этого. А с режиссером, особенно в театре, все сложнее. Ты постоянно должен доказывать, что у тебя есть право быть в этой профессии, расти над собой. Даже если ты выпустил успешный спектакль, тебе это ничего не гарантирует, и ты должен постоянно подтверждать свой профессиональный уровень.
В театральный я поступала один раз, целенаправленно к своему мастеру – Сергею Николаевичу Афанасьеву. Стоит отметить, что он пытался уговорить меня пойти на актерский, но я сказала, что нет, только на режиссуру. Моя уверенность в выборе профессионального пути стала первым шагом к тому, что и он в меня поверил.
И уже после первого курса Афанасьев пригласил меня работать в свой театр. На протяжении пяти лет обучения мы с ним постоянно работали вместе: сначала в Новосибирском городском драматическом театре, потом в Новосибирском отделении Союза театральных деятелей.
Свой дипломный спектакль я выпускала также в Новосибирском городском драматическом театре. Спектакль называется «Мой дедушка был вишней» и пользуется таким спросом, что даже спустя три года, на него невозможно достать билеты. Я благодарна своему мастеру за то, что он поверил в меня, и постоянно воспитывал во мне режиссерскую волю, постоянно закалял и испытывал меня в профессии.
Если говорить про профессию режиссера в целом, то, на мой взгляд, самое главное – это научиться получать удовлетворение от работы, вне зависимости от признания зрителей и критиков. Я уверена, что в нашем деле очень важна адекватная самооценка и понимание своей цели, если говорить театральными терминами, своей сверхзадачи. А также не менее важно уметь правильно организовать процесс, а не только быть творцом. Именно поэтому я продолжила свое образование в мастерской по театральному менеджменту, который набирал Кирилл Игоревич Крок в Театральном институте имени Бориса Щукина. Опыт погружения в административные тонкости работы театра, безусловно, дал мне многое для понимая целостности процесса создания театральной постановки.
- Кристина, расскажите про свою новую премьеру.
Кристина: Для меня очень важно, чтобы театральная постановка была высказыванием жизненной позиции ее создателей. Мне кажется, что в спектакле «Сон смешного человека», премьера которого состоится 17 декабря в театре «Школа драматического искусства», у нашей команды получилось сформулировать и озвучить позицию поколения миллениалов. Наше поколение отличается постоянной рефлексией. Каков смысл жизни и есть ли он? Зачем жить и для кого? Этими и многими другими вопросами мы задаемся каждый день, пытаясь найти ответы. Наша творческая команда переосмысливает текст Достоевского, адаптируя его для современного зрителя. В спектакле мы хотели показать, что все мы не одиноки в своем страдании, что впереди непременно есть луч света, луч надежды, который выведет из тьмы душевных терзаний. Синтез драматического и физического театра с использованием перформативных практик, а также формат вербатима создает особую атмосферу, позволяющую каждому зрителю погрузиться в глубины страдающей души и дающую возможность пересмотреть свой опыт преодоления личностных проблем.
Спектакль состоит из трех частей. Первая часть «Жизнь» основана на дневниках молодых людей, которых я привлекла к сотворчеству в рамках спектакля. Их мысли, чувства, проблемы и сомнения оформлены в проникновенные монологи, которые, я искренне надеюсь, вызовут отклик у каждого зрителя. Во второй части - «Сон» - происходит синтез текста и физического театра. Голос за кадром диктует исполнителям условия существования, и артисты в импровизационном формате языком пластики раскрывают философию текста Достоевского. Третья часть - «Истина». Зрители видят пробуждение и рефлексию после сна. С помощью погружения в собственное подсознание герои находят выход из депрессивного состояния и вновь начинают ощущать полноту жизни.
Обычно, рассказ «Сон смешного человека» ставят в формате моноспектакля. Мы же взяли шесть актеров, каждый из которых равнозначен. Центральным образом спектакля стал барабан револьвера, который раскрывает глубинный смысл произведения Достоевского и добавляет сценографии динамику.
С технической точки зрения особенностью нашего спектакля стала синхронизация звука, света, видеопроекции и спецэффектов (песка, воды и так далее). Благодаря находке нашего художника, вся сценография работает как единый организм.
- Как складывалась работа над спектаклем?
Кристина: Работа над спектаклем во многом была уникальной, что делает ее особенной для меня. Все началось в рамках командных соревнований чемпионата ArtMasters (Прим. Национальный открытый чемпионат творческих профессий) в июне 2021 года. Именно тогда путем жеребьевки я выбрала себе режиссерско-постановочную группу. Я совершенно не знала, какие люди окажутся у меня в команде. Мы видели друг друга первый раз в жизни. Таким же образом я набрала себе актеров – это были представители ВГИКа. У нас было пять дней, чтобы презентовать жюри эскиз спектакля на произведение, которое я выбрала – рассказ «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского.
За эти пять дней мы смогли найти то зерно, которое зацепило каждого из нас в этом рассказе, и показать эскиз постановки экспертному жюри. Наш эскиз завоевал второе место в Чемпионате, а в последствие было принято решение доработать его уже до полноценного спектакля.
Для продолжения работы мне удалось сохранить ту команду, с которой мы начинали еще в 2021 году. Мы взяли все наши идеи и находки и стали развивать их. Я оцениваю работу команды очень высоко, считаю, что мне, как режиссеру, с ними очень повезло. Я старалась выстроить работу над спектаклем, учитывая мнение всей режиссерско-постановочной группы. Мы старались слушать и слышать друг друга, учитывали мнение каждого специалиста, включая звукорежиссера и художника по свету. Поэтому постановка стала целостным высказыванием каждого члена команды.
- Расскажите о репетиционном процессе
Кристина: Я не тот режиссер, который приходит с какой-то готовой задумкой. У меня всегда есть только бесформенное предчувствие, я его в себе накапливаю, развиваю, живу с ним. А потом прихожу в репетиционный процесс, когда у меня уже есть актеры, с которыми я буду работать, и мы с ними все, как в школе русского драматического театра, начинаем выстраивать с нуля: с застольного периода читок выходим в этюдный метод. У меня, как у режиссера, нет задачи вложить свой взгляд, посыл в актера, чтобы он был только исполнителем. У меня задача услышать актера, услышать его боль. В нашем спектакле мы используем формат вербатима на тему депрессии. Мне было важно, чтобы каждый актер смог высказаться на эту тему. А мы со сценаристом, в свою очередь, это высказывание развивали в монолог. Для меня было принципиально важно услышать личные мысли актеров, услышать, что их волнует на сегодняшний день, чтобы наш спектакль стал своего рода высказыванием нашего поколения.
Сама структура спектакля рождалась в процессе репетиций, без опоры на какую-то изначальную режиссерскую задумку.
- Почему зритель должен прийти на ваш спектакль?
Кристина: В жизни и в искусстве для меня важна искренность. Во «Сне» вся художественная команда максимально обнажила свои души, свои проблемы, чувства и эмоции. 1,5 года постановка жила в каждом из нас. Мы накопили столько страданий, боли, любви и веры, что выплеснули эти эмоции на сцену.
С одной стороны, спектакль получился драматически тяжелым, а с другой, наполненным светом и надеждой на светлое будущее. Нам кажется, что сегодня подобная искренность, открытость, смелость обнажить свою боль, может для многих стать точкой опоры, важным моментом сопричастности.
Для меня лично эта постановка стала своего рода спасением. В самом начале работы над спектаклем, у меня неожиданно умер папа. Эта работа помогла мне разобрать свою боль на атомы, прожить ее и найти в себе силы жить. «Сон смешного человека» я посвящаю своему папе.
Благодарим за помощь в организации интервью Анастасию Григорьеву.