Может ли инженер-физик стать художником по свету, а кораблестроитель — клипмейкером? В каких регионах есть запрос на бэкстейдж-специалистов, почему москвичей надо вывозить в регионы, и как изменить образовательный стандарт в пользу креативных специальностей — рассказали директор Национального открытого Чемпионата творческих компетенций ArtMasters Борислав Володин и главный эксперт компетенции «Клипмейкер», сценарист, музыкальный и кинопродюсер, Елена Кипер.
- Борислав, Елена, специалисты бэкстейдж-профессий это как будто про героев в тени. Расскажите о миссии и главной идее Национального открытого Чемпионата творческих компетенций ArtMasters. Про что проект?
Борислав Володин: Миссия Чемпионата – это честный механизм для поиска и выявления талантливых людей и возможность продемонстрировать свои достижения всему профессиональному сообществу. ArtMasters – драйвер развития креативных индустрий сегодня в России. В Чемпионате есть очень важная начинка, которая позиционирует проект как особенный, мы сконцентрированы на профессиях, находящихся в зоне бэкстейдж: либо за кулисами театра, либо за кадром – это сервисные профессии, без которых сегодня невозможно создать творческий продукт, и которые очень часто остаются в тени.
ArtMasters – площадка, которая дает возможность специалистам выйти из тени. Мы стремимся популяризировать эти профессии и показать людям, что они действительно занимаются важным делом, они не просто винтик в производственной цепочке, а специалисты, без которых невозможно создавать выдающийся творческий продукт.
Елена Кипер: Абсолютно согласна, столько лет я была в тени, создавая проект t.A.t.U, (Прим.ред.: Елена Кипер была со-продюсером музыкального проекта t.A.t.U, первого альбома группы «Двести по встречной» и автором песен) и в то же время я никогда не хотела выходить на передний план. За каждым артистом, за каждым брендом стоит команда, которую мы не знаем, но которая своим вдохновением, внутренним миром и страстью создавала этот продукт. Важно, чтобы у творца было эго, без него творец не сможет ничего сделать, потому что в конечном итоге создатель, как и любой человек, жаждет признания. И ArtMasters дает такую точку опоры для творческих людей – их проекты будут признаны профессиональным сообществом и коллегами, а признание всегда несет за собой ответственность.
- Сформулируйте портрет участника Чемпионата ArtMasters – кто он?
Борислав Володин: Чемпионат проводится в двух возрастных категориях: основная категория – 18-35 лет и юниорская категория, которая запустилась в этом году, – 14-17 лет. В ArtMasters представлено 19 творческих компетенций среди основной категории и 8 – среди юниоров. По статистике прошлого года, средний возраст наших участников – 26 лет. Это молодой специалист абсолютно увлеченный тем направлением деятельности, которым он занимается. Не просто талантливый человек, а обладатель определенных знаний. Нам важно привлекать мастеров своего дела.
Талант без мастерства как горючее топливо без машинного бака. Горит ярко и сгорает быстро, а если его поместить в подходящие для него условия – будет ехать долго, качественно и эффективно. Поэтому мы выступаем за то, чтобы люди имели определенные образовательные навыки, профессиональное образование. В этом вопросе мы сталкиваемся с проблемой, что половина компетенций на сегодня не имеет образовательных стандартов, некоторые участники не обладают профессиональным образованием. Но мы предполагаем, что конкурсанты, которые приходят, имеют определенные знания, они что-то изучают, проходят курсы.
Фото: Отборочный этап Национального открытого Чемпионата творческих компетенций ArtMasters в Москве.
Для нас собирательным образом участника является специалист в возрасте 25-26 лет, который уже практикует на рынке, это может быть фрилансер, человек, который включен в производство того или иного творческого продукта.
Елена Кипер: Очень часто люди, которые ходят реализоваться в творческом деле, не обладают базовым образованием. Например, в прошлом году у нас был участник инженер-кораблестроитель, которая пришла на компетенцию «Клипмейкер» – она снимает социальные ролики, – в прошлом году никакого места не заняла, но я ей прямо сейчас пишу, подала ли она заявку снова, потому что за год она могла подтянуться в базовых знаниях, которых у нее не было. В прошлом году она участвовала интуитивно. И это есть часть таланта. Но мы всегда говорим, что у таланта должен быть «водитель», то есть знания и инструменты, чтобы приехать туда, куда он хочет. Чемпионат стимулирует участников к развитию. Ещё в прошлом году человек не понимал, кем он должен быть, чтобы принимать участие в Чемпионате, нахождение в среде ArtMasters, рядом с большим количеством профессионалов, стимулирует идти к своей мечте.
- Сейчас ArtMasters ориентирован на молодежь. А есть ли пример в российской практике, когда в креативных индустриях заняты люди третьего и серебряного возраста и не было ли идеи сделать компетенции для них тоже?
Борислав Володин: У нас в прошлом году рассматривалась такая редкая компетенция – «Настройщик роялей». Эта профессия очень востребована на рынке, таких людей – единицы. Её предложил один из наших организаторов, но после проведенного анализа, мы поняли, что даже если мы найдем таких специалистов, то это точно люди, которые вываливаются из нашей возрастной категории.
Мы не исключаем, что в ближайшей перспективе, когда Чемпионат будет развиваться, масштабироваться, совершенствоваться и крепнуть, мы сможем в каких-то категориях сделать возрастные отступы. В этом году мы добавили юниоров, которые будут идти отдельным треком, но я не исключаю, что в каких-то востребованных категориях и компетенциях мы сделаем другой возрастной ценз. Это не обязательное условие 18-35, это просто те рамки, которые мы определили, как базовые параметры.
- Если кто-то выходящий за эти возрастные рамки подаст заявку, она будет принята?
Борислав Володин: К сожалению, нет. Потому что Чемпионат проводится строго по правилам согласно Положению. Мы в рамках процесса реализации Чемпионата никаких исключений не делаем. Есть определенные правила участия, как в спортивном чемпионате, мы их не нарушаем.
Елена Кипер: Для того чтобы масштабироваться, Чемпионату требуются огромные организационные ресурсы. Для примера можно взять компетенцию «Клипмейкер», потому что она достаточно емкая. За съемкой клипа стоит большая работа, где занята огромная съемочная группа у каждого из финалистов. Получается, что нужно организовать ещё десять финалистов в каждой компетенции. И создать организационную машину для того, чтобы прибавить возрастную категорию.
Борислав Володин: Мы предполагаем, что в нашем конкурсе могут принимать участие те люди, которые заблудились в своем профессиональном выборе. У человека на его жизненном пути может произойти творческое перерождение и он бросит скучную профессию и уйдет в креативную – и в этом случае он, конечно, может выпасть за рамки 35 лет. Но выбирая этот возраст, мы ориентировались на то, что именно в этом промежутке человек обычно делает определенный выбор для себя. После 35 лет по статистике люди уже сформировались по своим направлениям и не хотят ничего в жизни менять. Допускаю, что это устаревшие параметры, думаю, что Чемпионат будет реагировать на различные социальные явления в нашей стране и мире и мы будем учитывать эти вводные для расширения возрастного ценза наших участников.
- Очень интересный пример с девушкой клипмейкером кораблестроителем по образованию. Что может быть общего между кораблестроением и клипмейкингом?
Елена Кипер: Творчество — это тоже огромный океан. (Прим.ред.: Смеется)
Борислав Володин: Это не единственный пример. Один из наших конкурсантов—Михаил Глейкин— инженер-физик по образованию, а принял участие в Чемпионате, как художник по свету. Он очень хорошо себя проявил, занял второе место и его взяли на работу в один из лучших московских театров «Школу драматического искусства» художником по свету, сейчас он участвует в постановках действующей программы. Это как раз пример, что человек всегда может добиться того, что он хочет, и никогда не поздно ничего менять.
- Получается, что Чемпионат находится в плотной связке с индустриями? Все-таки получить работу в драматическом театре - это определенный путь. Вы сотрудничаете с организациями культуры, с представителями креативных индустрий? Как работодатель узнает о том, что есть такой талант?
Борислав Володин: Вы затронули очень важную функцию ArtMasters, я бы назвал это подмиссией Чемпионата. Для нас важно не только выявлять лучших, но и интегрировать этих ребят в действующие проекты креативных индустрий. В этом аспекте мы плотно работаем с крупными представителями креативных индустрий. С нами сотрудничает «Мосфильм», «Союзмультфильм», многие театры, Агентство креативных индустрий и Федерация креативных индустрий (Прим.ред.: ФКИ была создана в 2021 году).
Мы активно взаимодействуем со всеми представителями креативных индустрий для того, чтобы впоследствии интегрировать наших ребят не только на стажировку, но и на работу. Потому что, если наши ребята просто победят и получат деньги и потом не смогут себя реализовать на рынке, это будет обидно. У некоторых это получается самостоятельно, но Чемпионат безусловно должен этим заниматься. Мы думаем над тем, чтобы сформировать внутри себя производственную структуру, которая могла бы объединять в себе победителей Чемпионата и оказывать на рынке качественные производственные услуги разного масштаба и направления. В этой связи Чемпионат должен работать и думать о будущем наших участников.
- Каков дальнейший путь в профессии победителя в номинации, например, «Клипмейкер»?
Елена Кипер: Победитель получает огромные бенефиты, помимо денег и камеры. В прошлом году наш финалист Роман Шагланов получил камеру Blackmagic 6K, деньги, а также возможность стажировки в Black Star и BBDO (Прим. ред: BBDO - крупная мировая сеть рекламных агентств). В данный момент он стажируется у меня, мы делаем полнометражный фильм. Во многом зависит от человека, насколько он сам готов интегрироваться в индустрию. Потому что тот же Роман Шагланов приехал на конкурс из Бурятии. Первый этап проходит в Москве и это определенный риск — шагнуть в эту бездну и приехать со своим портфолио. Сам Чемпионат напитывает конкурсанта творческой энергией.
Фото: Из личного архива Елены Кипер.
В рамках ArtMasters мы выезжали на Тавриду (Прим.ред.: Форум молодых деятелей культуры и искусств «Таврида») и проводили мастермайнды со всеми участниками, где ребята сами давали обратную связь и прокачивали друг друга. Это очень сильно расширяет сознание, потому что космос одного творца знакомится с космосом другого, после чего следует этап, когда человек должен решить: он интегрируется со своим портфолио, запалом, огнем и страстью в индустрию или нет. Он шагнет в это или нет. Вот Рома приехал и сейчас, надеюсь, что он удержится здесь.
Если человек принимает такое решение, формирует намерение и цель, он всегда попадает туда, куда он хочет. Есть такая пословица: «Там, где ты есть, то и цель». Главные эксперты компетенций всегда для себя замечают таких людей, которые в дальнейшем могут быть очень полезными при создании креативных продуктов. Мы всех помним, они алмазы, которые нужно огранить, да они и сами приобретают огранку в процессе. Я уже привыкла к тому, что после большого этапа ко мне приходят на стажировку, а потом уходят. Первое время мне было тяжело, но я всегда желаю «большим кораблям большого плавания». Чемпионат помогает сделать этот первый шаг, поверить в себя, в свои ресурсы и возможности. Дальше этот человек должен двигаться сам, а мы поддержим.
Борислав Володин: Если говорить об интеграции участников Чемпионата в креативную индустрию, то здесь есть одна проблема, которая перерастает в задачу Чемпионата. 50% ребят — из регионов и для того, чтобы предоставить им какую-то работу, их надо везти из регионов в Москву. Мне это не нравится, я бы наоборот москвичей вывозил в регионы.
Важнейшая задача креативной экономики — развивать регионы. Поэтому сегодня мы работаем с Федерацией креативных индустрий, чтобы они могли предоставить нам информацию о таких «горячих точках» в регионах, где есть запросы на конкретных специалистов, которые соответствуют нашим компетенциям. Тогда имея эту карту, мы можем предлагать нашим ребятам поехать в другие крупные центры, например, в Татарстан или Якутию, где сейчас создана крупная кинокомпания. Если там будут определенные запросы, тогда и москвичи смогут туда поехать. Важно не просто устроить ребят в Москве, чтобы они тут адаптировались, а предложить им правильную работу в любом городе, где есть соответствующий запрос.
Елена Кипер: Я была недавно в Калининграде, там строятся филиалы театров. Калининград насыщается искусством и мне рассказали, какие у них планы до 2030-го года. Только там кого не встретишь— все военные, а кто будет работать в оперном театре? Или я была в Башкирии на киностудии, которую собираются развивать, там тоже нужны специалисты. Я совершенно согласна с Бориславом. В планах большие перспективы, мы создаем производственную базу, которая будет вмещать и интегрировать продукты тех людей, которые показали и проявили себя на Чемпионате. И не только тех, кого мы отбираем. Ведь мы должны выбрать десять человек, но за скобками остаются ещё десятки очень интересных персон, с которыми можно работать, которые способны интегрироваться в систему и индустрию. Может быть, вот тут они не прошли просто потому, что не готовы состязаться чисто психологически. Тем, которые за скобками, мы им тоже ставим галочку, запоминая, что есть очень ресурсные люди. И в продакшн ArtMasters хотим включить и финалистов, и тех, кто проявил себя на других этапах Чемпионата.
- Такая карта с «горячими точками», в которых есть запрос на специалистов креативных профессий, уже существует или вы в процессе её формирования?
Борислав Володин: Мы пока с Игорем Намаконовым (Прим.ред.: Гендиректор Федерации креативных индустрий) только поговорили об этом и поняли, что здесь ArtMasters и ФКИ могут активно сотрудничать. Потому что ArtMasters, помимо всего того, что мы уже перечислили, ещё и кадровое агентство. У нас большие ресурсы для оповещения целевой аудитории. Проходя через Чемпионат, выявляются лучшие из лучших. Таким образом мы их демонстрируем сообществу. И в этом случае нам нужен некий справочник со всей страны, где есть те самые «горячие точки» – запросы на эти конкретные компетенции. Тогда выстраивается очень правильная экосистема, которая позволяет эффективно развивать креативную экономику.
- Если смотреть на статистику участников, кого больше: региональных участников или людей из городов-миллионников? Существует ли разница между такими участниками?
Борислав Володин: По статистике прошлого года и промежуточным данным в рамках отборочного этапа, среди финалистов 40-45% — это москвичи. Причем на этапе подачи заявок этот процент чуть меньше, москвичей 30-35%, но в финал выходит больше москвичей и петербуржцев, и меньше региональных ребят. Для меня, как для руководителя Чемпионата, чем больше ребят из регионов — тем лучше и, думаю, коллеги меня поддержат.
Фото: Победители Чемпионата ArtMasters в 2020 году.
- Профессиональный бэкграунд у жителей крупных городов отличается от бэкграунда жителей регионов? Есть ли «креативный разрыв» в кейсах и продуктах, которые они создают?
Борислав Володин: Разница выражается в том, что большинство ребят из регионов не знают свой потенциал, в отличие от москвичей. Москвичи более активно демонстрируют свои способности и возможности. У них развиты коммуникативные навыки, ребята из регионов более скромные что ли. У нас была одна девочка — художник по гриму, которая делала костюм и в процессе производства этого костюма ко мне подошел главный эксперт и сказал: «Она вообще не знает, что из себя представляет». Настолько она была скромной и недооценивала себя в процессе, хотя делала очень классную работу. Ребята из регионов не выпячивают свои способности наружу. В основном задача Чемпионата уровнять шансы москвичей и региональных ребят, поставив их в одинаковые условия. Пример тому как раз клипмейкер Роман Шагланов из Улан-Удэ, который взял и «перебил» всех москвичей, хотя, уверен, что практики у него было меньше.
Елена Кипер: На мой взгляд, этот разрыв исключительно во владении инструментами, потому что где-то в регионах просто нет таких инструментов. Творчество рождается внутри человека и иногда самые уникальные вещи создают те люди, которые долго просидели в тишине и покое, а не жили в безумной суете большого города, где можно себя растерять. Нарастить инструменты можно очень быстро, навык прирастает к человеку, который горит изнутри.
- Какие направления в Чемпионате наиболее популярны? По каким компетенциям сейчас много заявок, по каким - меньше, но вам хотелось бы видеть больший потенциал?
Борислав Володин: В прошлом году мы не сразу запустили компетенции «Клипмейкер» и «Медиакомпозитор», они пошли второй волной. Неожиданно для нас эти две компетенции оказались самыми востребованными. Они собрали большое количество заявок, и эксперты с трудом успели отсмотреть все портфолио на первом этапе. В этом году тенденция сохраняется, есть определенный акцент в сторону киноиндустрии. Такие компетенции как «Сценарист», «Оператор кино и ТВ», «Режиссер монтажа» имеют наибольшее количество заявок. Есть ещё новая компетенция, которую мы ввели вместе с нашим амбассадором и членом наблюдательного совета Игорем Матвиенко: «Композитор популярной музыки», она появилась только в этом году и на нее тоже большой спрос.
Резюмируя, профессии, которые относятся к видео и кинопроизводству сегодня наиболее востребованы, и это говорит о том, что пандемийный год сыграл свою роль, потому что все культурные события, которые мы смотрим живьем, такие как театр или шоу и концертные программы — отошли на второй план. Нам бы хотелось, чтобы был спрос и на редкие профессии. В прошлом году была компетенция «Оператор механики сцены», она проводилась впервые в мире на нашем Чемпионате, и мы набрали по всей стране 35 человек. В этом году мы не стали проводить эту номинацию, потому что понимаем: все, кто могли и хотели — уже приняли участие в прошлом году.
Сейчас появилась другая редкая компетенция — «Стейдж-менеджер». Мы ждем большого количества заявок, но пока имеется дефицит, хотя у нас ещё есть время до 30 мая (Прим.ред.: Дедлайн приема заявок на Чемпионат ArtMasters). Мы надеемся, что за этот период те ребята, которые сомневаются, но хотят поучаствовать, решатся и подадут заявку. И, конечно, важно чтобы работали современные цифровые компетенции: «Веб-дизайнер», «Геймдизайнер» и «Дизайнер смешанной реальности». В случае «Веб-дизайна» и «Геймдизайна» я меньше переживаю, потому что там хорошая динамика по заявкам, а с компетенцией «Дизайнер смешанной реальности» в этом году у нас есть проблемы, но, надеюсь, что к финишу мы наберем необходимое количество заявок. Виртуальные миры и дополненная реальность — это, безусловно, будущее всего шоу-бизнеса и всех культурных индустрий, и не только культурных.
- Чувствуете ли вы связь между направлениями-локомотивами в российской креативной экономике и популярностью ваших номинаций в ArtMasters?
Борислав Володин: Безусловно чувствуем, но здесь недостаточно чувств, в этом вопросе нужен определённый анализ. Мы планируем к следующему году создать отдел, который мог бы совместно с Федерацией креативных индустрий делать анализ в части спроса со стороны индустрии на те или иные компетенции. Это больше не чувственный, а научный подход. Мы опрашиваем большое количество специалистов и составляем определенную статистику, но делаем это на своем уровне, а нам бы хотелось, чтобы в перспективе это происходило профессионально.
Я считаю, что со следующего года Чемпионат должен войти в такой формат, когда у нас будет 20 компетенций и их количество не будет меняться от Чемпионата к Чемпионату. Часть компетенций могли бы «садиться на скамейку запасных», а потом, через год или два – возвращаться. Часть компетенций уходили бы в «долгий запас», но ежегодно могли бы создаваться новые компетенции, на которые появляется реальный спрос. Сегодня креативная экономика развивается динамично, с технологическим процессом на рынке появляются новые специальности, которых раньше не существовало, мы даже не все названия знаем наизусть. Но эти специальности сегодня очень востребованы, без них невозможно создавать творческий продукт. Я за то, чтобы выстроить «золотую двадцатку компетенций», которые действительно нужны, и делать это на основании определенных исследований.
Елена Кипер: В этом году Чемпионат ArtMasters будет представлен в Дубае на всемирной выставке «Экспо-2020» в ноябре. Результаты, которые будут после Чемпионата этого года, могут быть продемонстрированы там. На выставке будет купольный кинотеатр, который позволит показать уникальные продукты, созданные в России. Мы там были, своими ногами все прошли и намерены представить миру наших победителей, но пока это только в процессе.
- Может ли случиться такое, что в рамках «Экспо-2020» таланты, открытые в Чемпионате ArtMasters, утекут за рубеж? Для специалиста и индустрии, в которой он представлен, выход на международную арену — это безусловный плюс, но для внутреннего рынка – минус. Какие положительные и отрицательные стороны вы видите в процессе интеграции в международное пространство?
Борислав Володин:Такая опасность существует, хотя в этом году она нивелирована различными пандемийными ограничениями.
- Это временно! Миграционные ограничения совсем скоро перестанут быть сдерживающим фактором.
Борислав Володин: Понимаю, что временно, но сейчас ряд профессий вообще не требует никакого физического перемещения. Геймдизайнеры и веб-дизайнеры могут работать удаленно. Это затрагивает важную проблему креативной экономики, потому что наша задача сейчас —создавать внутри страны такие проекты, которые бы позволяли ребятам полностью себя реализовывать и зарабатывать также, как за рубежом. У нас для этого есть все возможности и уже есть хорошие примеры.
Один из них — компания Sila Sveta и Саша Ус (Прим. ред.: Креативный директор фестиваля Sila Sveta), с которым мы много лет дружим, и он как раз пример такого импортозамещения. Он создал компанию, которая очень достойно конкурирует с западными аналогами. Если мы будем двигаться в этом направлении – никто от нас не уедет.
Фото: Церемония награждения ArtMasters на Новой сцене Большого театра в Москве в 2020 году.
- Если оставить только 20 самых популярных компетенций, не уйдут ли совсем в тень такие непопулярные профессии как стейдж-менеджер и специалисты редких профессий, которых всего 35 человек на всю страну? Как быть с такими малочисленными компетенциями?
Борислав Володин: Я не сказал, что мы их уберем, они будут перенесены в «золотой запас». Мы как раз стимулируем спрос на эту компетенцию. Даже если мы создадим супер условия, в разы увеличим призовой фонд, то таких специалистов все равно не появится больше, просто потому что такова инфраструктура креативной экономики в этом направлении . У нас не так много театров, где есть механизация, а таких театров как «Геликон–Опера» или «Мариинский» вообще по пальцам можно пересчитать. Здесь запрос, который должен очень гармонично развиваться с точки зрения развития технической инфраструктуры и наличия соответствующих площадок, театральных и концертных заведений, которые бы стимулировали рост этих компетенций.
- Какие вы видите барьеры для развития креативных компетенций? Что не дает специалисту двигаться вперед?
Елена Кипер: Шаблонность мышления. В моей компетенции это не просто клипмейкер, это продюсер, который чувствует и понимает, какой эмоциональный и духовный опыт нужен обществу для того, чтобы он в моменте показа ролика пережил трансформации и сделал выводы. Автор должен разрушать ненужные, отжившие и вымершие шаблоны. Если творец идет к аудитории, то он должен ей говорить что-то, что даст возможность этой аудитории стать лучшими моделями самих себя. Это его ответственность. А если человек приходит в творчество усладить свое эго и рассказать о своих мраках и демонах, то я всегда говорю о том, что сначала надо подумать об аудитории.
Фото: Из личного архива Елены Кипер.
Я люблю рассказывать анекдот на эту тему: «Умер писатель. И попала его душа в ад. Он там мучается вместе с другими грешниками и вдруг замечает, что одни грешники приходят, другие уходят, а он остаётся бессменный. Он решил спросить: «Что за дела? Эти пришли после меня и уже ушли, а я тут сижу всё и сижу, почему?» На что бес ему отвечает: «Дело в том, что про их грехи на Земле уже забыли. А твои книги ещё читают».
- В точку!
Борислав Володин: Я тоже скажу по поводу барьеров и перспектив развития. Для большинства творческих людей очень важно наличие тех или иных ресурсов. Важно и оборудование, и деньги, которые позволяют потенциалу реализовать себя. Мне кажется, что эту функцию должно взять на себя государство, потому что государство — это главный инвестор в творческую среду и креативную экономику. Ни одна частная структура глобально изменить эту ситуацию не сможет. Важно чтобы деньги, которые отправляются на развитие креативной экономики, попадали не только в крупные компании, а могли также попадать к индивидуальным предпринимателям. Потому что очень много ребят, к сожалению, не в состоянии реализовать себя в рамках крупных компаний, и они с удовольствием показали бы себя индивидуально. Мне кажется, что решение о создании Фонда культурных и креативных инициатив, о котором говорил Владимир Путин в послании Федеральному Собранию, очень правильное. Этот фонд это как раз позволит развиваться не только крупным компаниям и НКО, но и отдельным индивидуумам и коммерческим организациям. Потому что я видел примеры, когда ребята не могли развиваться, поскольку у них не было достаточного количества ресурсов.
Профессионалы, которые сегодня выигрывают в ArtMasters — получают хорошее денежное вознаграждение (Прим.ред.: Призовой фонд Чемпионата в 2021 году составляет 21 850 000 рублей) и оборудование. На их примере я вижу, что благодаря этому оборудованию они начинают создавать новые продукты и реализовывать интересные идеи. У нас есть победитель в компетенции «Сценограф» — Владимир Ерешко, которому мы подарили очень мощный компьютер. Он установил на нем программы, позволившие подготовить целый национальный проект. Это как раз пример того, что у талантливого человека появился инструмент в руках и он реализовал свои задачи.
Елена Кипер: Сейчас у Чемпионата основной слоган «Преобразуя мир» и наши творцы должны создавать что-то позитивное и талантливое. Если преобразовывать мир скучно, назидательно, морализаторски, никому это не будет интересно. В этом и есть талант. Потому что драму сделать легко, низкие частоты легко понять, а сделать талантливо на высокой частоте, на высоком духе — это искусство.
- Как инвестировать призовой фонд в образование, если сейчас на образовательном рынке представлено очень небольшое количество направлений в креативных индустриях? Куда можно пойти и получить диплом?
Борислав Володин: Хорошо, что Вы затронули эту тему. Чемпионат ArtMasters является лакмусовой бумажкой, которая демонстрирует рынку те компетенции, которые сегодня востребованы. Фактически, образовательная система страдала этим всегда. Разрыв между действующими компетенциями на рынке труда и образовательными стандартами очень большой. Функция Чемпионата — сокращать этот разрыв. И мне очень приятно, что мы в прошлом году уже добились определенных практических результатов в этом направлении. Это историческое событие, потому что образования по профессии художник по гриму никогда не существовало в рамках бакалавриата, были только курсы. Благодаря ректору ГИТИСа Григорию Заславскому, запустился этот трек, и уже в ближайшее время специальность «Художник по гриму» войдет в перечень программ высшего образования. (Прим. ред.: 5 мая 2021 года специальность «Художник по гриму» вошла в образовательную программу высшего профессионального образования).
Второй кейс – это «Медиакомпозитор». Совместно с Министерством культуры и Академией имени Гнесиных рассматривается возможность интеграции этой компетенции в высшее образование. Мы будем дальше в этом направлении работать и сокращать это расстояние. И то, что я говорил, про «золотую двадцатку», это как раз та самая база, которая будет говорить: «Ребята, это то, что сегодня актуально». Тогда все образовательные учреждения смогут смотреть на эти компетенции и понимать, что нужно добавить. Мы будем ускорять этот инертный и сложный процесс корректировки образовательных стандартов и позволять ребятам получать образование по тому направлению, которое им интересно, и они выбрали для себя как основное в своей жизни.