Часто я в шутку называю себя буддистом. Однажды я действительно стал буддистом, и это было совсем несерьёзно и неосознанно. Еще подростком я, можно сказать, случайно оказался в буддийском храме на праздновании Нового года, где мне предложили принять обет, участие в обряде. Кажется, мне просто было всё это прикольно/забавно, и не зная, что это за обряд, я, честно говоря, подумал, что нас будут кормить каким-то вкусным обедом, и вдруг вместо обеда я принял обет Бодхисаттвы. Когда в конце я спросил, что это значит, мне сказали, что тем самым я пообещал помогать всем живым существам обрести счастье.

К живым существам я тут же отнес и всех животных.

Я любил кошек и собак, и поэтому подумал, что им я тоже должен теперь помогать быть счастливыми. Но чуть позже, я услышал, и осознал, что то, что мы считаем своей ежедневной едой, тоже является живыми существами – коровы, куры, рыбы... Знаете, мы до какого-то момента совершенно не осознаем этого, просто не думаем об этом. И даже если нам кто-то скажет, мы просто со знанием дела отвечаем «все кого-то едят в этом мире». Но к своему счастью я тогда принял сознательное решение - не есть животной пищи. К тому же это совпало с информацией, которую я услышал о типах питания, о том, что человек по строению тела и органов пищеварения является травоядным существом. Поэтому можно сказать, буддизм сыграл определённую роль в выборе типа моего питания и направления меню моего ресторана.

 

Буддизм считается очень мирной религией, но в ней при этом нет идей о боге, что свойственно для всех остальных мировых религий, поэтому буддизм – это скорее учение, чем религия в обычном понимании. 

Для меня буддизм, это не столько религия, или даже учение, это скорее мироощущение, основой которого является роль максимально безучастного наблюдателя событий жизни. Возможно, это требует некоторых объяснений. Во-первых, надо понять, что это значит «быть максимально безучастным»? Значит ли это стараться вообще ничего не делать? Во-вторых, зачем вообще придерживаться этой безучастности? 

Считается, чтобы придерживаться безучастности, нужно жить и действовать без желаний, что для нас с вами может показаться совершенно недостижимым. Как можно жить без желаний?! Многие религии исповедуют путь аскезы или лишений, для того чтобы верующий смог жить в отказе от всего того, что возбуждает в нем желания. Скромные условия жизни, скудное питание постной пищей, отсутствие выбора одежды, отсутствие физического контакта с противоположным полом и прочее должно привести человека к состоянию отсутствия внутренних страстей, что в свою очередь приводит человека к состоянию блаженства. 

Но это так считается. Даёт ли это свои результаты? Обычно это трудно проверить. Люди выбравшие такой путь считаются монахами, что переводится как одинокий человек.

Подходит ли это всем людям? Я считаю, что люди в подавляющей своей массе не созданы так жить. Но как же при этом достичь такого гармоничного состояния, о котором говорил Будда? Как стать счастливым? Как быть буддистом, но при этом не жить аскетичной монашеской жизнью, возможно ли это?

Да, потому что в целом, буддизм определяется лишь одним главным фактором – НЕНАСИЛИЕ. 

Самое важно, что проповедовал Будда, носит для нас название Просветление. А путь к просветлению лежит через ахимсу.

Ахимса – означает ненасилие ко всем живым существам, что включает в себя ненасилие и к себе в том числе! Это важно!

Для меня, например, было бы насилием ограничивать свободу своей жизни такими условиями, при которых ты фактически становишься монахом. 

Я люблю поесть, люблю вкусно поесть, неужели это делает для меня Просветление или достижение счастья невозможным? 

Я люблю жить в комфорте, не хочу отказывать себе в общении с человеком противоположного пола, да и другие ограничения для меня всегда казались неприемлемыми. 

Но все оказалось намного мудрее, чем могло показаться на первый взгляд. 

Будда не говорил о том, что нужно отказываться от чего-то комфортного и любимого. Как не говорил этого и представитель другой мировой религии христианства – Иисус Христос. Заветы Христа так же похожи на известное предложение Будды придерживаться золотой середины.

Назвав чревоугодие грехом, Иисус не призывал отказаться от вкусной пищи. В Евангелиях этого нет. Мне кажется, мы можем это понимать, как предложение не быть озабоченными едой. О вреде подобного образа жизни мы знаем из медицины и своей жизни, какой трудной может быть жизнь, когда человек не в меру ест и обретает огромное тучное тело, которое заставляет его сильно страдать от этого.

Уметь наслаждаться пищей каждый день и иметь пищевую зависимость, для меня не одно и то же. 

Я понял это однажды, когда в качестве эксперимента попробовал воздержаться от приема пищи и воды на десять дней. 

Это очень интересный опыт, который впоследствии я повторял еще несколько раз, смог открыть для меня мир еды с совершенно другой стороны и взглянуть на здоровье и питание абсолютно по-новому. Об этом стоит поговорить отдельно.

Умение наслаждаться пищей, пожалуй, можно было бы назвать целой наукой, потому что этому нужно учиться, как например учатся понимать музыку или живопись. 

Наша жизнь становится гораздо богаче, когда мы открываем для себя мир определённых ощущений. 

Питание, безусловно, важнейшая часть нашей жизни, и ее нельзя не изучать, невозможно допустить свою необразованность в этой части нашей жизни. Мы должны раскрывать новые и новые вкусы, постигать новые горизонты правильного и вкусного питания. Мы должны учиться мыслить и ощущать шире, чем обычно привыкли. Тогда наша жизнь становится по-настоящему богатой, интересной и счастливой.