60-летию первого  полёта человека в космос посвящается

 

«Да, это было так – норы, в которых проходила наша жизнь, действительно были темны и грязны, и сами мы, может быть, были под стать этим норам – но в синем небе над нашими головами среди реденьких и жидких звезд существовали особые сверкающие точки, искусственные, медленно ползущие среди созвездий, созданные тут, на советской земле, среди блевоты, пустых бутылок и вонючего табачного дыма, – построенные из стали, полупроводников и электричества и теперь летящие в космосе. И каждый из нас – даже синелицый алкоголик, жабой затаившийся в сугробе, мимо которого мы прошли по пути сюда, даже брат Митька, и уж конечно, Митёк и я – имел там, в холодной чистой синеве, свое маленькое посольство». (Виктор Пелевин, «Омон Ра»)

Алексей Ваулин родился в то время, когда каждый второй мальчишка мечтал стать космонавтом. Новая реальность, связанная с освоением человеком космоса, материализовала мечты индивидуума о свободе и поставила перед ним множество вопросов об истинном назначении жизни. Один раз преодолев тяготение, человечество будет продолжать стремиться к звездам, галактикам и вселенным. Свойственные всякому человеку и творцу поиски своего назначения для художника Алексея Ваулина не прошли даром, - в своем творческом рассвете он подошел к черте, отделяющей фигуративность от абстракции. Ваулин создает свой Космос, отправляет экспедиции в Антарктику, погружается в Бесконечность и наблюдает за собственным Голубым сиянием.  

 

Алексей Ваулин "Миры"  2003 год, х.,м.,120х180

В мирах Алексея Ваулина нет супергероев, здесь могущественные галактики, дальние уголки Земли, уникальные природные явления и бесконечные дороги. Масштаб замысла художника приводит в трепет не только смотрящего, кажется, произведениям тесно в пространстве выставочного зала, они стремятся в космическую бесконечность к первоисточнику, волею которого были созданы. 

 

Алексей Ваулин исследует мир во всех его гранях, создавая новые территории красоты. Космическое измерение его творчества порождено и советским мальчишеским детством, и серьезным художественным опытом, и накопленной духовной энергией. Ваулин идет дорогами фантастического мира, преодолевая все законы гравитации, погружаясь через космические облака в  межгалактические пространства, где там, в невесомости, рождается новый мир. 

 

Многослойность композиции Алексея Ваулина затягивает, пробуждая ощущения, которые были вытеснены и теперь сокрыты в глубинах бессознательного. Великая способность искусства состоит в возможности показать зрителю зеркало, наиболее точно отражающее его внутреннее состояние в данный момент и помогающее приблизиться к инсайту, за которым неизбежно следует развитие. 

 

Ваулин не предлагает зрителю решения, требуется немалое напряжение ума и сила духа, чтобы отправиться через беспредметные космические пространства в глубины своего бессознательного. 

 

Алексей Ваулин "Сияние миров" , 2002 год, х.,м., 170х200

В практике шаманизма параллельные миры исследуются погружением в трансовые состояния, и всегда через проводников: медитацию, звук бубна, галлюциногенные растения. Абстрактные работы в искусстве - это всегда вызов, потому что отсутствие предмета, его сокрытие, может вызывать не понимание и желание через многочисленные красочные слои добраться до требуемого ресурса. Так, зритель, погружающийся в абстракцию, невольно становится шаманом, изучающим свой микрокосм. Человеческое сознание предельно точно распознает замысел беспредметного произведения  - в нем сокрыты ответы на вопросы. Алексей Ваулин, создавая грандиозные абстракции, исследует свой собственный мир, поднимается в далекие космические пространства, «под купол парашюта», как говорил Казимир Малевич, а оттуда просматривается будущее с идеальной реальностью и появляется надежда на возможность появления совершенно иной культуры, другой модели устройства общества, где главное - трепетное отношение к непреходящим ценностям, уважение к труду художника и прижизненной оценке его вклада в историю искусства. 

Елена Комаренко, куратор, коллекционер, издатель.

2020