Алексей Ваулин:

«Мы различаемся мыслями, ощущениями, переживаниями»

Алексей, в конце апреля у тебя открылась персональная выставка в Русском музее. И, думаю, стоит начать с вопроса, который интересует тех, кто знает, что в твоем творчестве бывали как периоды полного погружения в абстракцию, так и уходы в фигуративную живопись: почему акцент сделан именно на абстрактных картинах?

Это придает экспозиции цельность и демонстрирует развитие абстрактного направления, которое, признаться, для меня становится с годами всё более значимым. А, с другой стороны, абстракция представляется уникальным инструментом, который дает возможность человеку познать себя.

Думаю, это надо пояснить нашим читателям...

Смотри, современная цивилизация порождает непрерывный информационный шум, в котором человек тонет. В нашей жизни практически нет места тишине – отсутствуют паузы. Примерно как в знаменитом фрагменте текста без знаков препинания из «Улисса» Джеймса Джойса (смеётся).

Думаешь, паузы нужны? Быть может, мы научились обходиться без них?

Пока нужны. Как моменты обнуления, для очищения сознания. Для того чтобы остановить ежедневную круговерть, оглядеться, понять, где ты находишься и куда стремиться дальше. Именно абстрактная живопись, не будучи привязанной ни к конкретному сюжету, ни к конкретным предметам, дает возможность зрителю остановиться и задуматься.

Остановка как момент тишины?

Да. Или, если угодно, пауза как момент Пустоты, в которой рождаются новые смыслы. Вглядываясь в абстрактную композицию, постепенно забываешь о ее названии, занимаясь разглядыванием фактуры и цвета. И вот уже цвет постепенно овладевает эмоциями и запускает новый поток чувств и мыслей! Они будут не о буднях, не о круговерти из полуфейковых новостей, а об индивидуальных ассоциациях зрителя, а значит, о нем самом.

Получается, тебя не смущают разные интерпретации произведения?

Напротив, это прекрасно! В каждой такой интерпретации люди раскрывают собственную индивидуальность и мы, наконец, снова становимся разными. Мы различаемся мыслями, ощущениями и переживаниями. Во всем остальном мы всё более и более похожи: реклама, мода, шаблонные решения, технологии – всё это не только упрощает жизнь, но и усредняет ее.

Твой зритель становится СоАвтором. Подобное соавторство – одна из сильных сторон многих современных художественных проектов. Кстати, что для тебя «современное»?

То, что нужно людям. Обрати внимание, что есть проекты, которые актуальны для многих. А есть индивидуальные «наборы» актуальных произведений и они могут быть разбросаны по всей истории искусства.

Давай тогда обсудим твой актуальный «набор»: кем сейчас вдохновляешься?

Ты будешь удивлена, это скорее не конкретные имена, а стили и направления, такие как, русский авангард, фовизм, импрессионизм, концептуализм, модернизм. В каждом из этих направлений есть прекрасные художники такие как Малевич, Кандинский, Николай Де Сталь, Матис, Полок. И многие другие.

Ты причисляешь этих мастеров к тому кругу авторов, кто сформировал тебя как художника?

Конечно. Правда, в каждом случае у меня складывалась разная степень «ученичества» и, как ты понимаешь, размышление о чьем-то авторском методе далеко не всегда перетекает в собственную технику. В профессиональном плане для меня был более важен опыт общения с обучавшими меня художниками: Аркадием Арсеньевым, Иваном Полиенко, Александром Ишиным и Олегом Лошаковым. Это было удивительное поколение мастеров, прямо или опосредованно связанное с легендарной эпохой нашего искусства, когда творили их учителя – Илья Машков, Роберт Фальк, Александр Дейнека, Юрий Пименов...

Не кажется ли тебе живопись неким эстетским анахронизмом в современных условиях жизни?

Как ни странно, не кажется. Хотя я понимаю, почему возникает такой вопрос: самой технике масляной живописи более 500 лет – не мало. Да, многое, включая технологии и материалы, менялось за это время, но, как и у каждой техники, у живописи есть ряд своих внутренних ограничений. Например, футуристы пытались «изобразить скорость», но, скажем честно, это осталось лишь интересным опытом – ну нельзя передать на плоскости движение. Даже объемность живописи – это часть ее игровой природы, ведь мы в формате 2d лишь имитируем 3d. Так что ограничения есть, но, мне кажется, они возникают на уровне темы. Причем только в том случае, если нас интересуют «классические» темы... Но стоит перенести акцент на те новые сюжеты, которые подбрасывает нам современная жизнь, и мы поймем, что для передачи многих из них живопись подходит как нельзя лучше.

Это какие темы, для примера?

Это всё, что связано с постижением человеком нового духовного опыта, например. Еще это – образы новых миров и отношение человека к изменениям жизни. Это также всевозможные новые состояния, открывающиеся способности, футуристические возможности и связанные с этим переживания. Пережитое меняет человека и внутренне, и внешне – именно в живописи эти не всегда видимые глазу ресурсы человеческого существа можно убедительно визуализировать.

– Да, поиск внутренних ресурсов – сегодня один из мировых трендов в самых разных сферах жизни.

Именно. Так вот, живопись прекрасно подходит для того, чтобы передать эмоции и рассказать зрителю об экстатическом переживании открытия нового понимания мира через, допустим, молитву, медитацию, телесные практики, психологию, сновидения и многое другое – путей обретения нового знания о мире и человеке открыто великое множество.

Давай об этом чуть поподробнее. Как визуализировать переживание?

Прежде всего, цветом. Ведь, находясь внутри своих переживаний, человек не видит себя со стороны – грубо говоря, не знает, как он выглядит в эти моменты, какая пластика у его тела. Зато он помнит каждой своей клеткой эту встряску, он помнит свои эмоции, а цвет веками был приспособлен для передачи эмоций и чувств! Фактура живописи и композиция тоже важны.– А что дальше? Вот, допустим, зритель пережил свои индивидуальные эмоции рядом с той или иной работой.

Как ему использовать этот опыт?

Отличный вопрос! Сам об этом много думаю. Мне кажется, это должно работать примерно как поход к личному психологу (улыбается). Одна и та же картина разных людей приведет к разным переживаниям. Например: один скажет, глядя на работу, что в ней «много черного» и это ввергает его в печаль. И надо бы разобраться, почему. Ведь на самом черном нигде не написано, что это цвет печали – это традиция восприятия данного цвета, причем далеко не во всех культурах, делает его знаком траура. В нашей воле примыкать или не примыкать к той или иной традиции. А другой зритель отметит, что это вообще не черный, а множество оттенков серого, синего и иных цветов, столкнувшихся в фактурных мазках – и ему кажется, что это затемнение сообщает пространству особую глубину, светится и дарит радость. Вот он, индивидуальный опыт в действии – опыт, дающий то самое знание о самом себе! А картина, которая украшает твой дом, и ты имеешь возможность всматриваться в нее в разные периоды жизни, вообще может стать «художественным тестом», определяющим подвижки в настроении. Мне кажется, картина может быть какой угодно, но главное, чтобы на нее хотелось смотреть. Даже так: чтобы ее хотелось рассматривать. И отмечать, что она меняется не только в зависимости от освещения и времени суток, но и в зависимости от состояния смотрящего.

Так значит, живописи пока быть?!

Конечно! Посмотри, сколько раз на протяжении лет ста ее хоронили. Когда зритель пройдет и нынешнюю стадию общения с произведением – назовем ее условно «психоаналитической» – снова будет что-то новое. Возможно, проявится какая-нибудь обновленная функция картины, например.

А как ты относишься к картине как к элементу дизайна?

Что, если человек выбирает художественное полотно просто по цвету, чтобы оно хорошо подходило к подушкам?... И такой подход возможен, стесняться его не стоит. Картина и есть часть пространственной среды и ее дизайна. Правда, мне кажется, что со временем картина и ее хозяин начнут «воспитывать» друг друга и всё у них может сложиться значительно интереснее, чем думалось изначальною. Например, хозяин может пытаться переломить «власть» картины на стене и в пространстве помещения. А волнующая его картина, вместо того, чтобы «сдаться», может постепенно генерировать не только новое настроение, но и обновленный ход мыслей ее обладателя. И вот уже, глядишь, хозяин меняет текстиль подушек или даже убирает их вовсе! И заводит кота или леопарда! Или вообще уезжает в путешествие: проверить, так ли выглядит заснеженный Эльбрус, как ему это показалось дома, глядя на художественное полотно... Современная живопись, особенно абстракция, она ведь не только художников проверяет на прочность, но и зрителей.

– Мы говорим с тобой о картине как о некоей данности. А что ты думаешь о ней как о классическом формате, которому приходится отвоевывать внимание зрителя у более современных медиа?

Мне кажется, что мы вообще давно обозначаем по привычке «картиной» то, что ею более не является. Например, для многих зрителей «картина» – это практически любое «нечто» в рамке, висящее на стене. Такие зрители привязываются к понятию «границы» картины (это ее рама), к представлению о композиции и, возможно, еще к каким-либо традиционным характеристикам этого формата. Но ведь всё меняется! И современная картина уж не та, что даже 50 лет назад. Например, у нее может не быть границ (и мне, к слову, интересен этот вариант) или других привычных «определителей» формата. Картина сближается с декорацией, с дизайном, с новыми технологиями проецирования – и через это она становится снова актуальным объектом, из которого рождаются уже иные современные, зачастую междисциплинарные формы современного искусства.

У тебя получилось такое исчерпывающее объяснение, что, пожалуй, мне остается лишь задать заключительные вопросы: почему ты делаешь эту выставку именно сейчас?

Цвет – это ведь волны определенной длины. И именно через эти волны мне хотелось поделиться энергией и позитивным видением дальнейшего развития мира: верю, что человечество преодолеет и нынешний кризисный момент.

Как тебя принял Санкт-Петербург?

Публика просто чудесная! Я столько добрых откликов получил за дни вокруг открытия, а это очень важно для художника. Александр Боровский поддержал этот замысел, в его тексте для каталога я увидел массу важных наблюдений. Куратор выставки, Марина Серегина, мне кажется, в какие-то моменты понимала меня даже лучше, чем я сам – это огромный труд, так тонко поработать с пространством, цветом и освещением, мастерски выстроив вместе с Александром Боровским драматургию экспозиции.

– А что за видео в одном из залов?

Это замечательный фильм, который специально к выставке сделали Анна Золотарь и Николай Огарьков – питерские мастера режиссуры и звука: не разрушая тайну рождения произведения, они приоткрыли любопытные моменты его создания. Удалась и передача общей таинственной ауры вокруг процесса творчества: мысль – идея будущего произведения, конкретный день, свет, мастерская, множество деталей подготовки... И еще то неуловимое, что всегда так трудно вербализовать – некий незримый путь, который художник прокладывает к своему зрителю, каждый раз особым, неповторимым образом.

Из интервью Алексея Ваулина кандидату искусствоведенья Илоне Лебедевой.

 2023 

#vaulinart #алексейваулин #алексейваулинхудожник #интервью #илоналебедева