Название фестиваля Архстояние - отсылка к знаменитому стоянию русских и татар рядом с арт-парком на реке Угре в далеком 1480 году. «Арх» подразумевает связь с искусством архитектуры. Между прочим, "Сноб" в этом году был одним из медиапартнеров фестиваля.
Если прошлый, пандемический фестиваль 2020 года выбрал своей темой «Лень», то ключевым понятием для нынешнего стояния стало «Личное». Понятно, что это определение многозначное, и трактовать его каждый может по-своему. Может быть, на это и рассчитывали организаторы – пусть, мол, гость подумает, что личного привнесли в его жизнь новые арт-объекты, которыми каждый год к фестивальным дням прирастает Никола-Ленивец. Также роль в выборе темы сыграла пандемия – период, когда каждый из нас больше времени стал проводить наедине с самим собой.
В этом году наиболее ярким пополнением парка стали стальной дом-цилиндр под названием «Русское идеальное», спроектированный главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, и возведенная на широком лугу накренившаяся стена под названием «Пьяный забор» – работа художника-авангардиста Владимира Наседкина. Оба автора посетили фестиваль в день открытия и ответили на вопросы гостей, обсудив, как было заявлено, «природу творчества и Россию как пространство внутреннего поиска». Беседа, кстати, получилась довольно интересной – оба художника проявили себя как дельные собеседники. Ответив на вопросы слушателей, Сергей Кузнецов, как истинно занятой человек, тут же сел в прилетевший за ним вертолет и отбыл в направлении Москвы, а оба арт-объекта на следующий день стали местом перформансов, или, по-русски говоря, представлений: на лужайке у дома-цилиндра под давящую музыку корчилась, пытаясь встать с земли (наверное, чтобы улететь вслед за создателем дома) девушка в телесном трико, а на лугу вокруг «Пьяного забора» ходила вереница персонажей, ряженых в зеленые костюмы, с факелом, балалайкой, трубой и валторной. Одна из участниц тащила за собой на веревке другую под тягостную музыку своих спутников.
Еще один любопытный арт-объект под названием «Непроходимая чаща» был установлен на просеке в соседней роще. Его авторы – молодая пара из г. Апатиты Мурманской области дизайнер Василиса Прокопчук и программист Евгений Брагин, т.е. непрофессиональные художники. Тем не менее, их проект выиграл объявленный фестивалем зимой конкурс на лучший инклюзивный объект, т.е. тот, который будет интересен и людям с инвалидностью – например, слепым, или слабослышащим. К июлю «чаща» была готова. Она представляет собой как бы «лес вверх ногами» - плотную стену из ольховых жердей, висящих тесно друг к другу. Чтобы пройти такую чащу, необходимо постоянно раздвигать «деревья» руками, и, надо сказать, пройти так 200-300 метров, пока чаща не кончится - непростая забава. Но все получилось просто и остроумно. Пожалуй, «чаща» является второй по привлекательности среди арт-объектов Никола-Ленивца после скорой тропы-батута.
Как сочетались данные арт-объекты с темой «личное»? Каждый из авторов вкладывал в свой проект что-то волнующее именно его. Например, Сергея Кузнецова волновала тема качества строительства, ответ на вопрос, почему в России не может быть строительства идеального. Сергея Наседкина тревожила растущая в стране тенденция отгораживания заборами друг от друга, а также незримая стена, выросшая между Россией и Европой. Пара Прокопчук и Брагин своим проектом хотели развить личное восприятию искусства у людей с ограниченными возможностями.
Создателем и идейным вдохновителем «Архстояния», также как и самого ландшафтного арт-парка, является художник Николай Полисский, живущий в Никола-Ленивце с начала 90-х годов. Поселившись в деревне с друзьями-художниками, он в 2000 году оставил живопись и стал заниматься лэнд-артом, т.е. сооружать необычные объекты, гармонирующие или, чаще, контрастирующие с окружающим пейзажем. Его первым опытом в этом жанре стала армия из ста с лишним снеговиков, спускающихся с холма к берегу Угры. К лепке снеговиков он привлек местных жителей, заплатив за каждую снежную скульптуру по 10 рублей - немалые для 2000 года деньги. Говорят, зрелище в виде армии снегови ковполучилось впечатляющее, даже мистическое, особенно ночью, при лунном свете. Также Николаю Полисскому принадлежат наиболее яркие и необычные сооружения в парке – башня «Бобур», деревянная башня «Маяк» у живописного склона на берегу, раскаляющаяся «Жар-птица» у пруда и забавное хитросплетение деревянных извилин под названием «Вселенский мозг». Николай Полисский считает, что материал должен быть недорогим и естественным для данной местности, поэтому стал делать свои объекты преимущественно из дерева, а также лозы, снега, сена и т.п.
У парка есть и туристическая, коммерческая сторона, видимо, немаловажная. Сейчас Никола-Ленивец довольно посещаемое место: в нефестивальные дни число посетителей составляет несколько сотен в день, а в выходные бывает и больше. Многие здесь задерживаются, чтобы как следует отдохнуть и все осмотреть. Остановиться можно в гостевых домах, шатрах и деревянных домиках, удобных и чистых, к дизайну которых приложили руку пока еще не признанные архитектурные таланты, а в случае дома-цилиндра – талант вполне признанный - главный архитектор Москвы. Кстати, дом его авторства под названием «Русское идеальное» уже сдается гостям, причем ценник довольно высок: 9-16 тыс. руб. за ночь, в зависимости от дня недели. Недешево будет и утолить голод в главной едальне этих мест - кафе «Угра». Цены здесь не отстают от московских, а названия блюд режут слух своей изысканностью: например, томленая телячья шея с карамелизованной морковью, 750 рублей за порцию. Такая ценовая политика, по словам организаторов, рассчитана на то, чтобы парк посещала преимущественно состоятельная и культурная (читай столичная) публика, которая не будет создавать проблем в виде пьяных дебошей, драк и мусорных отходов. Что ж, в этом тоже есть своя сермяжная правда.
Если же говорить об итогах «Архстояния-2021», то, по словам куратора фестиваля Антона Кочуркина, удачей стали новые арт-объекты, особенно «космический» дом-цилиндр Сергея Кузнецова, а также музыкальная программа вечерних концертов. Среди минусов куратор отметил дефицит комфортного жилья, хотя «поселиться в палатках, конечно, всегда пожалуйста – поля у нас большие». Куратор выразил сожаление, что слишком мало людей смогли посмотреть тонкий и нежный перформанс Габбилена Галычева, вполне отвечающий теме «Личное». Перформер катал желающих в лодке по пруду, как бы случайно рассказывая им разные истории. Люди оказывались близко друг к другу, в одной лодке. Но в силу того, что перформанс рассчитан на одного человека, далеко не все гости смогли стать его слушателями.
В целом, по словам организаторов «Архстояния», фестиваль, как и парк, выполняют важную миссию – воспитывают у гостей и местных жителей вкус к красоте и хорошей архитектуре, то есть, помогают создавать так называемый социальный заказ на красоту - то, чего, по их мнению, не хватает сейчас многим заказчикам . Что ж, пожелаем им в этом успеха!