Не успел закончиться прокат «Последнего богатыря 3» - предыдущего хита с Виктором Хориняком, а на наших экранах уже новая комедия «воспитания» или, точнее, перевоспитания, с тем же актером в главной роли. На этот раз он играет видеоблогера Диму по кличке Димонстр, который пугает верующих в церкви, и, в результате, попадает под 282 статью Уголовного кодекса. Сбежав от полиции, он прячется в глубинке, в монастыре, где живет всего несколько монахов. Кстати, фильм снимался в реальном монастыре возле г. Шуя Ивановской области.
Сначала непослушнику трудно войти в роль послушника. Но Димонстр - человек творческий и, в глубине души, добрый. Поэтому пребывание в монастыре и общение с суровым настоятелем о. Анатолием (актер Юрий Кузнецов) идет ему на пользу. Теперь он использует шутки и розыгрыши на благо обители, добывает для нее воду и электричество, делает для настоятеля блог на ютьюбе и привлекает к монастырю внимание широкой публики. Там же он встречает свою любовь – девушку из иконописной школы напротив монастыря.
Интересно, что за последние годы появилось несколько комедий о перевоспитании избалованных молодых людей – самая популярная из них «Холоп». Создатели «Непослушника», можно сказать, пошли в фарватере «Холопа», но фильм получился более глубокий и серьезный. В комедийной форме он касается широкого круга важных вещей: деньги, слава, отношения мужчины и женщины, отца и сына, сатира на чиновников от церкви и местные власти. Герой фильма творчески подходит к решению монастырских проблем и помогает любимой девушке написать необычную фреску «не по канонам», а настоятель монастыря о. Анатолий оказывается достаточно мудрым, чтобы пустить его творческую энергию в нужное русло.
Фильм снят режиссером Владимиром Коттом, которого зрители знают по другой трогательной комедии «Карп отмороженный» (2017). Фильм, где главные роли сыграли Алиса Фрейндлих, Марина Неелова и Евгений Миронов, получил приз зрительских симпатий Московского кинофестиваля. В «Карпе отмороженном» мы видим схожую историю: стоит герою окунуться в жизнь родного городка, как с него слетает деловитость и пробуждаются добрые чувства.
«Непослушника» отличает хороший сценарий, тонкий юмор и хорошая игра исполнителей главных ролей – Виктора Хориняка и Таисии Вилковой, которые, кажется, ни в одном своем фильме не играли более трогательно и эмоционально, чем здесь. Очень удачен Юрий Кузнецов в роли настоятеля о. Анатолия, можно сказать, воплощения отеческой доброты и мудрости.
Фильм заканчивается на мажорной ноте песней «Алилуйя» из оперы «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова и настраивает зрителя на возвышенный лад. Правда, так и не ясно, понесет ли непослушник наказание (чего зрители, конечно, не хотели бы), но для нас главное, что он переменился в душе.
В фильме, при желании, можно углядеть и более глубокий смысл: каждый человек, особенно творческий, в каком-то смысле «непослушник», нарушитель норм и догматов, и этим-то он и хорош. Главное, привести его дерзости в согласие с благими целями. Может быть, об этом говорят слова финальной песни: «Мы вас умоляем о согласьи. Без согласья смысла в жизни нет».