Уже вторую неделю идет в кинотеатрах фильм «Нюрнберг», но судя по сборам, которые составляют одну десятую его огромного бюджета (800 млн. руб.), свои затраты ему не окупить, и причиной тому, скорее всего, содержание фильма. Впрочем, финансовые провалы создателей дотационных отечественных фильмов никогда особо не волновали. А за громким названием «Нюрнберг» скрывается совсем не рассказ о процессе века.
Аннотация фильма уже намекает, что Нюрнбергский процесс тут не главное. Цитирую: «Прошедшему войну Игорю Волгину предстоит быть переводчиком в составе советской делегации. Однажды на улице Нюрнберга герой встречает юную русскую девушку Лену. Их зарождающееся чувство пройдет через множество испытаний, но любовь — это единственное, что во все времена спасало мир от расчеловечивания». Сии патетические слова наводят на мысль, что мы увидим трогательную любовь, возможно даже с большой буквы - но не тут-то было.
Сюжет, вкратце, таков: героиня (Любовь Аксенова) сотрудничала с немцами, а теперь снабжает информацией родную разведку, заодно принимая участие в судьбе переводчика Волгина (Сергей Кемпо). Волгин ищет брата, сгинувшего в плену у немцев где-то неподалеку. Брат этот за время плена, кажется, изрисовал весь Нюрнберг. То автопортрет его всплывет на толкучке, то рисунки на стене разрушенного дома, то фреска в церкви. Даже предводитель немецких подпольщиков ужасный Хаммер (Вольфганг Черни), ломавший узникам пальцы молотком, признает талантище сгинувшего брата. Правда, что именно с художником стало, мы так и не узнаем, лишь увидим его могилу с кисточками в конце фильма. Но для сюжета это и не нужно, вся эта сентиментальная патетика про художника и прочая чепуха может быть изъята из фильма без особых потерь для его содержания.
История знакомства переводчика с загадочной русской девушкой и их встречи на фоне руин занимают большую часть экранного времени, но история эта какая-то неживая, шаблонная, с банальными диалогами, под унылую музыку, где одна и та же тема навязчиво звучит в течение фильма. Излишней сентиментальностью веет и от деталей - так, например, связующим звеном между героями по ходу фильма становятся варежки, связанные его матерью. И даже хорошие актеры - исполнители главных ролей Любовь Аксенова и Сергей Кемпо своей игрой не могут сделать живым банальный сценарий.
Временами авторы пытаются превратить фильм в триллер – похищения, засады, шпионы – но, как и любовная линия, все сделано как-то без души, без драматизма. Автомобиль шаблонно падает то с обрыва, то с моста в воду. Люди в автомобиле находятся под водой неправдоподобно долго. Героиня за время, проведенное в горящем доме, давно сгорела бы заживо. Перестрелка с близкого расстояния в конце фильма напоминает сцену из наивного вестерна.
Из положительного стоит отметить хорошее исполнение большинства ролей второго плана – как нашими актерами, Сергеем Безруковым и Евгением Мироновым, так и зарубежными – например, убедителен в немногословной роли Геринга датский актер Карстен Нергор, и, в общем-то, все, кто играл подсудимых немцев. К сожалению, им достались практически эпизодические роли. При этом довольно убедительно воссоздана сама обстановка суда, которому в фильме уделено мало времени, а жаль – я думаю, диалоги подсудимых и обвинителей на процессе сами по себе могли бы составить драматический сюжет.
В итоге на экране получилось ни то, ни се – мелодрама, не трогающая чувства, триллер без напряжения и поверхностный исторический фильм – все три недостойные такого огромного бюджета.
Талантливо – это когда знакомое и не новое – выглядит интересно и ново, а когда оно выглядит банально и скучно – это, увы, отсутствие таланта. К сожалению, несмотря на технический профессионализм, создатели «Нюрнберга» своим фильмом продемонстрировали именно последнее.