24 января кинопремия «Золотой Орел» в восемнадцатый раз вручила свои награды.
Получая статуэтку за роль в сериале "Домашний арест" актер Павел Деревянко пошутил, что «наконец-то «Орел» приземлился в гнездо». Но если в случае с Деревянко «Орел» приземлился куда надо, то о других победителях можно поспорить, при том что многие достойные картины длинного списка даже не были номинированы.
Так, например, удивительно, что военно-приключенческий боевик «Т-34», с сюжетом и диалогами, рассчитанными, скорее, на подростков, оказался в финальной тройке практически во всех номинациях. Более того, он получил награды за лучшую режиссуру и лучший сценарий.
Допустим, первый приз еще можно как-то оправдать – снимать танковые бои, наверное, дело непростое, хотя это, скорее, работа оператора. Но по глубине и убедительности сценария «Т-34» был явно слабее своих конкурентов – «Быка» и «Одессы». Почему же приз за лучший сценарий был отдан именно ему? Или в членах жюри неожиданно проснулся спящий доселе подросток?
Удивительно также, каким образом в списке номинантов оказался крайне слабый фильм «Тобол» – не верится, что из 49 рекомендованных экспертами картин не нашлось лучшего кандидата на премию за грим и костюмы, чем незатейливая, в духе мыльных опер экранизация романа А. Иванова? Да, в фильме участвовала большая массовка, но ведь итоговое качество фильма тоже имеет значение.
Боевик «Балканский рубеж» явно заслуживал большего, чем приз за звукорежиссуру. По зрелищности он не уступает «Т-34». В фильме неплохой сценарий, есть интересные актерские работы (Милош Бикович, Равшана Куркова), сложная операторская работа. Но ни в одну из этих номинаций он почему-то не попал.
Лучшим фильмом был назван «Текст» Клима Шипенко – вполне заслуженно: экранизация книги Д. Глуховского сочетает в себе и зрелищность, и динамичный сюжет, и хорошие актерские работы.
Актеры этого фильма Александр Петров и Иван Янковский тоже удостоились «Орлов» – за лучшую главную и второстепенную мужскую роли. Для Петрова это, бесспорно, одна из лучших его ролей. А вот конкуренты Янковского - Евгений Цыганов («Одесса») и Виктор Добронравов («Т-34») - были, на мой взгляд, гораздо более яркими исполнителями, чем Янковский.
Обидно, что в результате, не награжденным остался молодой актер Юрий Борисов (фильм «Бык»). Не будь у него такого конкурента как А. Петров, Борисов наверняка получил бы «Орла».
Одним из основных номинантов был фильм «Одесса», сильными сторонами которого являются сценарий и актерская игра. Как ни странно, фильм, где было столько ярких ролей и сцен, получил награды за женскую роль второго плана (Евгения Брик), операторскую работу и музыку (Анна Друбич). Евгений Цыганов, сыгравший, по сути, главного героя, почему-то попал в номинацию как актер второго плана.
Приз за главную женскую роль получила Виктория Мирошниченко (фильм «Дылда»). Виктории легко было обойти конкуренток Стасю Милославскую и Ирину Старшенбаум – их роли в фильмах «Бык» и «Т-34» являются, скорее, второстепенными. Почему «Дылде» не выбрали более достойных конкуренток, например, исполнительниц главных ролей в фильмах «Айка», «Простой карандаш» или «Верность»? Эти талантливые картины и их актрисы даже не вошли в число номинантов.
Удивляет награждение званием лучшего сериала «Годунов» на фоне гораздо более ярких и живых работ «Звоните ДиКаприо!» и «Шторм», которые, правда, были показаны не на канале «Россия 1» как «Годунов», а на платных интернет-платформах – но, может, в этом и кроется разгадка выбора жюри?
Есть у «Золотого Орла» номинация «За лучший зарубежный фильм в прокате» – видимо в пику «Оскару». «В пролете» на этот раз оказался фильм Тарантино «Однажды в Голливуде». У него были два конкурента: «Король Лев» и «Зеленая книга», и «Лев» увел у Тарантино «Орла», хотя фильм Тарантино оригинальностью явно превосходил своих конкурентов.
Также, мне, как зрителю, жаль, что интересный дебют Бориса Акопова «Бык», будучи всюду номинирован, так и не получил ни одного приза. Сразу вспоминаются слова режиссера Авдотьи Смирновой, которая на предыдущем «Орле»-2019 призвала больше награждать молодых, поскольку им награды нужнее.
Конечно, всех наградить невозможно, но удивляет, что из предварительного списка в 49 фильмов номинировались порой весьма средние работы, а глубокие и трогательные фильмы, такие как «Айка», «Простой карандаш», «Надо мною солнце не садится», «Смерть нам к лицу» и некоторые другие, напротив, оказались никак не отмеченными.
В общем, «Орел», увы, уже не первый год почему-то садится не в те гнезда. Надеюсь, что зритель обратит внимание на отмеченные мною фильмы и, несмотря на то, что «Орел» оставил их без наград, все равно посмотрит – хотя бы на интернет-платформах.
Блокбастеры, конечно, заслуживают призов, но если бы премия отметила талантливые фильмы, которые не смогли позволить себе широкий прокат и рекламу, наш зритель имел бы лучшее представление об отечественном кино.