Почему тема перевоспитания избалованных мажоров стала вдруг так популярна в кино? Зрителю приятно видеть торжество справедливости на экране.
Не успел завершить свое триумфальное шествие по кинотеатрам фильм «Холоп», как на экраны вышел своего рода «Холоп-2» - фильм «На Луне», снятый на ту же тему только в серьезном ключе. Название наводит на мысль о фантастике, но в фильме нет ничего фантастического - разве что вряд ли кто-то из богатых будет посылать сына на исправление в глухие края.
Завязка фильма очень похожа на завязку «Холопа», но сам сюжет выглядит гораздо проще. В нем, в отличие от «Холопа», нет параллельно развивающихся сюжетных линий, нет в нем и линии любовной. Представитель золотой молодежи Глеб (Иван Архангельский) сбивает на машине ветерана МВД и попадает в полицейский участок. Влиятельный отец (Виталий Кищенко) вызволяет сына из участка, и отправляет на исправление в суровую северную глушь (фильм снимался в Карелии) к неразговорчивому, но скорому на расправу старику с темным прошлым (Александр Балуев).
Спартанская обстановка оказывает на парня моментальное воспитательное воздействие. Столичные друзья на удивление быстро забывают о нем. Он привыкает к физическому труду и отвыкает от Интернета. В походных условиях он оказывает медицинскую помощь своему пожилому «воспитателю» и помогает добраться до жилья. Лесную глушь оживляет еще и третий персонаж – местный милиционер с колоритными восточными чертами лица (Сейдулла Молдаханов), бог весть как оказавшийся в этих широтах. Он иногда наведывается в избушку старика, знает все про «воспитуемого» и пытается добиться от него явки с повинной. Тем временем, отец в столице пытается организовать своему сыну выезд за границу.
В общем, все серьезно, без шуток и фантастики, как это было в «Холопе». Идея фильма принадлежит покойному Станиславу Говорухину, и он был снят на его киностудии «Вертикаль». Конфликтом поколений и критикой золотой молодежи фильм даже в чем-то напоминает «Ворошиловского стрелка», снятого Говорухиным в 1999 г. Режиссером картины стал Егор Кончаловский, для которого это далеко не первый фильм, но, по его словам, первый авторский, когда он снимал что хотел и как хотел, не испытывая давления со стороны продюсеров. Не сказать, чтобы результат намного превзошел то, что снимал Кончаловский до этого – зрители помнят его по довольно динамичным триллерам «Затворник», «Антикиллер», «Побег». В фильме «На Луне» как раз нет энергичности действия и насыщенности событиями. Персонажи, коих в фильме немного, сыграны убедительно, но из-за отсутствия действительно серьезных испытаний, робинзонада на северном острове смотрится не так увлекательно.
Гораздо интереснее другой вопрос – почему тема перековки избалованных мажоров вдруг стала так популярна? С учетом прошлогоднего фильма «Болевой порог», это уже третий фильм на ту же тему. Может быть, таков запрос зрителей, которые хотят торжества справедливости на экране? Правда, почему-то все авторы фильмов желают исправить юношей, но никто не хочет исправлять девушек - видимо богатые бездельницы вызывают меньше возмущения, чем бездельники. А было бы интересно посмотреть фильм о том, как дочка влиятельного сенатора попадает куда-нибудь в рабство, становится крепостной в 19 веке, или, на худой конец, продавщицей в «Перекрестке». Тема перековки личности неисчерпаема и, я уверен, еще не раз, в разных вариантах будет востребована в кино.