Фильм Бакурадзе выходит на экраны ко дню рождения поэта — 15 октября. Режиссёр известен своими авторскими лентами, снятыми в неторопливой манере: «Шультес», «Брат Дэян», «Снег в моём дворе» (премия «Ника» — 2025 за лучшую режиссуру). Также Бакурадзе — один из соавторов сценариев к российским «космическим» фильмам «Салют-7» и «Вызов».

По словам режиссёра, побывав на Кавказе, в Пятигорске — в лермонтовских местах, — ему захотелось глубже понять и показать Лермонтова как человека. Так родилась идея снять фильм о его последнем дне.

Роль Михаила Лермонтова стала дебютом в кино для 27-летнего стендап-комика Ильи Озолина. Возраст актёра практически совпадает с возрастом, в котором погиб поэт. По словам Озолина, его режиссёру порекомендовала актриса Лиза Янковская. Бакурадзе признался, что Озолин оказался так похож на Лермонтова, что у него не возникло ни малейших сомнений в выборе исполнителя главной роли.

Бывшего друга и убийцу поэта Николая Мартынова сыграл актёр Евгений Романцов, известный по главной роли в сериале «Александр I».

Фильм снят в характерной для режиссёра неторопливой и созерцательной манере: герои мало говорят, неспешно занимаются повседневными делами и гуляют на лоне живописной горной природы, которой в кадре уделено много внимания. Правда, природа в фильме увядающая, осенняя — режиссёр допустил художественную вольность и перенёс события гибели поэта на позднюю осень, видимо, ради усиления настроения печали. В действительности Лермонтов погиб на дуэли 27 июля.

Много внимания в фильме уделяется деталям — мы видим в подробностях, как герои одеваются, натягивают сапоги, пьют, едят, гуляют, ощипывают птиц, убитых на охоте, кормят собак и т. д. С одной стороны, это создаёт эффект достоверности — картина выглядит «без глянца», мол, так оно тогда всё и было. С другой стороны, замедленное повествование и негромкие разговоры придают фильму некую безжизненность. Герои говорят редко, не спеша, вполголоса, не очень эмоционально.

Зрителю, не знакомому с мемуарами и контекстом эпохи, бывает сложно разобраться, кто есть кто: на экране появляется целый ряд похожих персонажей в мундирах и кринолинах.

В общем, для такой эмоциональной фигуры как Лермонтов фильм, на мой взгляд, получился недостаточно эмоциональным — хотя, возможно, в этом и заключалась задумка режиссёра. Зрителя ждет грустная, меланхоличная, немногословная история на фоне осенних гор, в которой никто из персонажей не вызывает сочувствия, за исключением, разве что, напрасно убитого Лермонтова. Но в одном можно быть уверенным: посмотрев фильм, многие захотят прочесть больше о жизни Лермонтова или откроют томик его стихов.