Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» — дебют в игровом кино сорокалетнего режиссёра-документалиста Владимира Головнёва. В основе сюжета — мистическое поверье ненцев, что цинга является больному в виде красивой женщины, которую надо прогнать, чтобы не умереть. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник (Дмитрий Поднозов) и его помощник, молодой послушник (Никита Ефремов). По ночам к послушнику начинает приходить жена соседа-ненца, и он не в силах ей отказать.
Помимо главного приза фильм справедливо получил приз за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль (Никита Ефремов). Действительно, история рассказана в фильме убедительно и интригующе, несёт в себе важную мысль. Действие происходит на фоне экзотической для зрителей жизни ямальских оленеводов. Картину можно будет увидеть в широком прокате в феврале следующего года.
Приз за лучшую режиссуру получил фильм «Мальчик-птица» Савелия Осадчего, выпускника мастерской И. Твердовского. Главный герой фильма — Ваня (Денис Хохрин), восемнадцатилетний воспитанник детдома, голос которого остался детским.
Этот голос мешает ему найти взаимопонимание с приёмным отцом и петь в церковном хоре вместе со своей девушкой. И жизнь героя, которая вроде бы должна налаживаться после выхода из детдома, наоборот, разлаживается и приводит к трагедии. Чересчур медленный поначалу, фильм к концу приобретает динамику и напряжённость. Только больно уж беспросветно всё оказывается в жизни главного героя, никак ему не преодолеть, по сути, ерундовые обстоятельства.
Нельзя не заметить сходство картины Осадчего с картинами его мастера и продюсера режиссера Ивана Твердовского-младшего («Класс коррекции», «Зоология», «Подбросы»). Как и у Твердовского, главный герой фильма в силу какой-то особенности является изгоем в обществе и становится его жертвой, причём мрачные краски, на мой взгляд, излишне сгущены.
Призом за лучшую женскую роль была награждена актриса Мария Кошина, сыгравшая Снегурочку в фильме Владимира Котта «Холодное сердце». Честно говоря, игра Марии, хоть и достаточно профессиональная, ничем, на мой взгляд, не выделялась на фоне игры большинства исполнительниц главных ролей в других картинах конкурса. Гораздо более яркий образ полубезумной матери создала непрофессиональная актриса, балерина Анна Панкратова, в фильме Егора Бероева «Кукла», на мой взгляд, больше заслуживающая этой награды. Может быть, на жюри подействовало то, как бесстрашно Маша Кошина ходила в фильме босиком по снегу и плавала в проруби. Фильм же в целом, несмотря на героизм актрисы, оставил и моё сердце, и сердца членов жюри холодными.
Конкурсная лента «Пастбища богов» режиссёра Анара Аббасова получила приз в номинации «Зимний ВКонтакте». Приз предполагает широкое продвижение картины в социальной сети во время выхода в прокат. Фильм, действие которого происходит в горах Памира, действительно зрелищный, красочный, найдёт своего зрителя. Но сценарий его настолько слаб, а герои схематичны, что вряд ли картину можно отнести к разряду авторских, скорее, это жанровое, приключенческое кино, без какой-либо психологической глубины.
Приз за лучшее визуальное решение получил оператор-постановщик фильма «Навар» Антон Громов. Картина про криминальную банду подростков была показана последней в конкурсе и выглядела аскетично на фоне предыдущих фильмов «Жемчуг» и «Пастбища богов». Её немного обрывистый сюжет мешал, на мой взгляд, подключиться к происходящему на экране.
Параллельно с конкурсом зрители «Зимнего» смогли увидеть четыре лучших фильма с четырёх других российских фестивалей, в цикле «Выбор программного директора». Особенно яркими и интересными для зрителя, на мой взгляд, оказались картины: «Взрослый сын» (реж. Иван Шкундов, фестиваль «Короче») и «Жемчуг» (реж. Тина Баркалая, фестиваль «Окно в Европу»).
«Взрослый сын» — полнометражный дебют 34-летнего режиссёра Ивана Шкундова — увлекательная картина, снятая на простом материале, о взаимоотношениях родителей с повзрослевшими сыновьями и друг с другом. Фильм отличается хорошим сценарием и прекрасной игрой актёров — особенно Дарьи Михайловой, исполнительницы главной роли, которую зрители давно не видели на экранах. Если бы этот фильм участвовал в конкурсе, то, я уверен, взял бы все главные призы. 14 декабря его можно будет еще раз увидеть в Москве в рамках фестиваля «Сталкер».
Вручение призов не обошлось без шуток: фильм «Свобода» Евгения Лаврентьева, который режиссёр снял на свои средства, получил специальный диплом жюри с формулировкой «За свободу за свой счёт», на что режиссёр отреагировал так: «Жюри улыбнулись в ответ на комедию. И это очень приятно, когда в ответ на твою комедию улыбаются».
Частью фестиваля была Деловая программа с обсуждением проблем авторского кино. На одной из дискуссий, где обсуждался вопрос, как прокатывать такое кино, была подана идея показывать авторские фильмы в университетах и в центрах «Московское долголетие». В последних, по словам участников, очень отзывчивая аудитория, и залы на показах бывают переполнены. Впрочем, поскольку такие показы не коммерческие, это не решает проблему окупаемости авторских фильмов — в обычные кинотеатры их берут не очень охотно. Также в рамках Деловой программы прошел так называемый Кинорынок, на котором создатели представляли готовые картины для проката. В результате из 12 картин, представленных в программе, 4 уже договорились с прокатчиками.
Всего за 7 дней фестиваль посетили более 12 000 зрителей, то есть больше, чем в прошлом году. Особенно наплыв зрителей был заметен в субботу, в последний день фестиваля.
На закрытии организаторы фестиваля еще раз сказали, что не стоит прокатчикам бояться авторского кино — если оно стильное, талантливое, его зрители всегда найдутся. Поскольку задачи фестиваля включают возвращение интереса зрителей к авторскому кино, можно сказать, что фестиваль свою задачу выполнил.
