Клубная встреча SKOLKOVO Private Banking & Wealth Management Сlub (SkolkovoPBWMclub)

Гость Рубен Ениколопов – ректор Российской экономической школы (РЭШ), PhD по экономике. С 2008 года является профессором РЭШ, а с 2013 года – профессором Университета Помпеу Фабра (Испания). Научный сотрудник Центра исследований экономики и политики (CEPR), Лондон и Международного центра роста (IGC), Лондон.

Роман Давыдов В начале нашей беседы хочу поблагодарить Вас за эту возможность встретиться, что называется не дистанционно, например в Zoom, а в формате оффлайн. Спасибо!  

Рубен Ениколопов От цифрового формата встреч, например в Zoom, есть выгоды, это возможность не тратить время на поездки, но при этом вести разговоры с широкой географией локаций одновременно, с собеседниками из разных стран и континентов и это очень полезно на самом деле. Но есть оборотная сторона этого, например цифровой формат предусматривает четкий регламент, это не как встретиться с человеком за чашкой кофе и поговорить, например, на так называемые общие темы, в онлайне никаких таких спонтанностей нет. Это одновременно плюс и минус такого формата. Как при этом их сочетать - это интересная задача на ближайшее время.

Роман Давыдов В продолжение темы с Zoom. Заходил на сайт РЭШ, в раздел лекторий, где есть возможность прослушать и посмотреть лекцию от какого-нибудь интересного профессора. Далее говорю без сарказма. Увидел анонс лекции под названием «Жизнь в плену гаджетов» и далее под анонсом встретимся в Zoom. Т.е. будем говорить о зависимости к гаджетам, но при этом использовать эти же гаджеты для прослушивания лекции. Мир становится все более цифровым и креативным?

Рубен Ениколопов В отличие от какой-либо другой зависимости именно от этой нельзя убежать, отказаться. Наверное осталось несоизмеримо малое количество профессий в которых не используются современные гаджеты. И всем абсолютно надо знать какие есть опасности при их использовании и как их необходимо контролировать. Как научиться пользоваться всеми преимуществами гаджетов, не попадая в зависимость от этого, на самом деле большой вопрос к обсуждению и изучению. Конечно, как в шутке: «встретимся в баре, поговорим об алкоголизме» (смеется).

Роман Давыдов Вы меня правильно поняли, хоть и не стал, задавая вопрос, проводить столь красноречивые аналогии (смеется). Тогда уходим от использования в нашей дискуссии гаджетов, перестану подсматривать в планшет. В свое время в интервью Вы говорили, что настоящему профессионалу свойственно три сочетания в себе: когнитивность, не когнитивность и еще социальная составляющая. Сейчас, к этому перечню, стоит еще что-то добавить или этого вполне достаточно?

Рубен Ениколопов На самом деле ничего не меняется и всё крепче сочетание когнитивных навыков и социальных эмоциональных, потому что сейчас нынешнему человеку, в отличие от образа человека 30-40 летней давности, говоря о специалистах, остается всё больше связанное с креативностью, какие-то нестандартные вещи, которые пока искусственный интеллект делать не может, либо вещи которые построены на эмоциональных реакциях. Еще добавлю к этому, что возрастает роль командной работы, а вместе с этим навыки менеджмента, умение договориться, кто над чем работает, это очень важный социальный элемент. И вот это всё вместе сейчас становится наиболее важным.

С моей точки зрения, это замечательно, потому что компьютер  вычисляет и берет на себя рутинные операции, т.е. самое скучное, рутину. Но при этом, в переходный период, может быть болезненным, сейчас происходит некий слом, исчезают многие профессии, которые были связаны с подобной рутиной. На самом деле это социальная проблема для многих людей, но в целом для человечества и, Я в этом технологическом смысле оптимист, что с точки зрения работы, человеку достается все больше интересных новых, с элементами творчества (в широком смысле) профессий. Сейчас «барьеров», которые были раньше, чтобы стать специалистом в какой-то новой индустрии, намного меньше и переключаться между зонами профессиональных интересов гораздо легче. Скорость технологических изменений нарастает и многие профессии быстро исчезают - это надо учитывать. Мне кажется, что уже некорректным является подход и критерий, в том числе для учебных заведений, а именно показатель «устройство выпускников по специальности». Мир, в глобальном смысле, так консервативно (школа, вуз, устройство по специальности) уже не функционирует. Бакалавриат рассматривается как фундамент знаний на котором, как на основании, возводится здание из многовариантности знаний и навыков. И с точки зрения технологического оптимизма, смена каждые 5-7 лет сферы профессиональных интересов, становится обоснованной и необходимой, также с точки зрения развития личных интересов, если хотите. В этом положительный эффект от развития технологий.

Роман Давыдов На одной из конференций профессор Гарвардской школы бизнеса, обратила внимание всех присутствующих на взаимосвязанность и уязвимость рынка капитала к системным рискам, в связи пандемией, и необходимости к массовой мобилизации для борьбы с этими угрозами. Также призвав переосмыслить капитализм, очевидно как экономическую модель, не отрицая не сколько ее, как приверженец именно этой модели, но указывая на то, что эта модель/система сейчас совершенно не сбалансирована, так как дословно: «Мы создали капитализм, при котором фирмы могут приватизировать прибыль и социализировать риски». С Вашей точки зрения - это смена парадигм и/или эти определения и точность их формулировок не играют особого значения, как это оценивать? 

Рубен Ениколопов Мне кажется и раньше, по большому счету, это была иллюзия, что такое капитализм?!  Есть другое высказывание известного профессора, что он разный и в разных местах, имеется ввиду у Швеции свой капитализм у Америки свой и т.д. Сейчас это стало более ярко проявляться. Уже очевидно для всех, что роль государства будет увеличиваться. Именно сейчас от качества государственного управления будет зависеть результат борьбы с пандемией и коронавирусной инфекцией каждого государства в отдельности. Формула использования свободной рыночной экономики в эпоху пандемии буквально выглядит бредовой. На самом деле теперь это сложный баланс и его поиск и есть новая парадигма. Сейчас маятник качается в ту сторону где государство играет большую роль.  

Роман Давыдов  Когда-то, на страницах Forbes, Вы отметили, что с учетом пандемии, меняется «ландшафт» состоятельных людей. А сейчас Вы говорите о доминантной роли государства и социальной составляющей принятия решений. Когда мы рассуждаем о теме благосостоятельности, в том числе начинаем упоминать новый термин, а именно impact investing (преобразующие инвестиции), который рассматривается, как новый способ вовлечения молодого поколения в бизнес, особенно семейный. Для молодого поколения, до недавнего времени, не существовало границ, если бы не было ограничений и режима самоизоляции, то многие из них разъехались, не будучи привязанными к какому-то одному месту своего пребывания. И только сейчас пандемия их сдерживает в определенных границах. Более этого, если ранее многие не видели себя в качестве приемников и участников семейного бизнеса, то в сложившихся сложных экономических условиях готовы в нем участвовать.  Вообще присутствие этой социальной составляющей social во многом является ключевой в том числе в мире больших денег, семейных фондов и т.д. и при решении вопросов инвестирования необходимо смотреть, а есть ли эта составляющая social или нет?        

Рубен Ениколопов Это богатый вопрос (улыбается). Здесь можно выделить две вещи, два тренда. Один более долгосрочный, другой краткосрочный. В краткосрочном, у многих из-за сложностей с деньгами, наоборот подход стал более прагматичным, т.е. в начале буквально выжить в сложившихся условиях, удовлетворить базовые потребности, а затем уже думать о светлом. И это очевидно временное явление, как кризис пройдет, не являясь затяжным. А вот общий тренд на то, что для людей преобразующая составляющая импакт, как они меняют мир, становится более важной, он действительно будет только развиваться, когда думают не только об идеалистическом, но и о чем-то большем. Людей, которые по существу меняют мир или стараются это сделать, становится больше.

Роман Давыдов Когда говорим о преобразующих инвестициях  - это действительно буквально: «Я меняю мир», правильно понимаю? Мне важно понимать сам подход и определение. Мне кажется его многие до конца еще не понимают или смешивают с социальной ответственностью. Как всё новое и модное, стараются применить, тем самым «снижая планку», если так можно выразиться, создавая инвестиционные продукты в «обвёртке» под названием преобразующих инвестиций?

Рубен Ениколопов Это многогранная вещь. Мне кажется, то чего в России пока не хватает, это горизонта планирования, а вернее он другой, очень короткий, даже у богатых, состоятельных людей. Impact investment - это долгие инвестиции, под долгосрочную отдачу и именно этим отличаются от краткосрочной социальной или благотворительной деятельности в моменте. 

Роман Давыдов Еще одно Ваше высказывание, что на пенсию необходимо начинать откладывать ориентировочно с 30 лет. Сейчас Ваше мнение или подход не поменялись? С точки зрения отношения к финансам и планированию, все становится все более массовым и доступным с учетом той же цифровизации и сервисов на ее основе для обывателей. Сейчас все без исключения ощущают экономическую, а во многих странах и политическую нестабильность, не говоря уже о колебании индикаторов (курсах валют, стоимости нефти, золота).      

Рубен Ениколопов Посыл о том что о пенсии необходимо задумываться в 30 лет или около того, актуален вне всякого сомнения. Сейчас риски намного выше, чем когда бы то ни было, часть из них вообще малопрогнозируемы или предсказуемы. И в этой части, трудовой заработок, может в силу сложившихся обстоятельств стать также неопределенным. Именно управление рисками, в глобальном плане, становится гораздо более важным. А вот массовое предложение повсеместного инвестирования, особенно для неподготовленных, на самом деле может быть очень опасным, в том числе и по тому, что инвестировать становится очень легко. И реклама о том, как легко инвестировать, по большому счету должна настораживать, так как в неглубоком своем предложении, для массовой аудитории, похоже больше на казино, т.е. достаточно несколько кликов и деньги проиграл, но уже в айфоне. И именно массовые инвестиции, которые сейчас начали движение, для людей с низкой финансовой грамотностью или без понимания базовых основ, очень опасны, не смотря на то, что на первый взгляд, это казалось бы, для них новые финансовые возможности. Не умение управлять рисками с сочетанием легкой возможности инвестиций очень опасны. И это важный постулат для всех. Людей необходимо образовывать с точки зрения управления рисками и это тоже очевидный тренд, причем для всех категорий инвесторов или финансового достатка, без исключений, даже участников списка Forbes, если обратить внимание на то, как он часто меняется. В России две очевидные финансовые проблемы - это горизонт планирования и управление рисками. 

Роман Давыдов Будем учиться их успешно решать! Благодарю Вас за встречу и столь  интересную беседу, надеемся на продолжение начатой дискуссии.