Информационные технологии позволяют повысить качество учебного процесса в школах и ВУЗах, но насколько они безопасны и доступны в России с учетом санкций?

Про повышение качества учебного процесса в школах и университетах можно размышлять долго и философски, т.к. учебный процесс это не только про семинары, практики, но и образовательные технологии, приемы и методы организации образовательного процесса. А оценочных суждений о повышении качества еще больше., рассказал Андрей Кондратьев глава компании CDO Global. 

Будущее в индивидуальных треках и адаптивном обучении, благодаря использованию технологий искусственного интеллекта и блокчейн. Более того, уже сейчас мы используем данные технологии для снижения нагрузки на преподавателей, осуществляя проверку домашних заданий обучающихся нейросетями, при этом используя открытые библиотеки типа OpenCV. Пишем на Python и React.

Конечно же, мы в 90% наших проектов в образовательных учреждениях используем решения на российской платформе «1С».

В текущих условиях, перечисленные технологии и платформы, сохраняют доступность, несмотря на санкционное давление. Безусловно, существует вероятность, что до некоторых OpenSource технологий и открытых библиотек могут дотянуться некоторые ограничения. Но такая задача будет похожа на «удалите моё фото из интернета». Её начнут решать юристы и технические специалисты. Будут предпринимать множество усилий с каким-то даже результатом. Но эта задача, на мой взгляд, никогда не будет решена однозначно на все 100%.

Среди решений, которые готовы заместить популярные системы, я бы выделил несколько:

— 1С: Университет — управляющая система. Контингент, приказы, расписание и пр. Вместо SharePoint, Microsoft Axapta, SAP и др. — PostgreSQL — свободная система управления БД. Вместо MSSql — CDO. Meet — вместо zoom — CDO. ЭИОС вместо LMS Canvas.

Опять же отдельно отмечу решения от компании 1С. ERP-системы от этой Российской ИТ-компании уже одержали оглушительную и справедливую импортозамещающую победу в отрасли ИТ-систем для производства. Над SAP и другими информационными системами. Без директив «сверху», без потерь качества (а наоборот, качество от 1С оказалось выше), эффективности и экономики (решения не стали дороже иностранных). Во многом, благодаря таким людям как Алексей Кислов, руководителя подразделения «Развитие практик ERP». Примеру его работы, в части импортозамещения, я бы посоветовал посветить серию статей.

Во главе образовательных решений от 1С, сейчас Максим Шмарион. Зная Максима, уверен, что качественное и окончательное импортозамещение в образовании — это вопрос времени. И очень короткого. Уже сейчас, благодаря Максиму, есть широкая линейка решений от 1С для всех уровней образования. Всё перечислить здесь — очень емкая статья получится.

С Windows и MS Office пока самая сложная ситуация. И не с технической точки зрения, а с организационной. Нужно переезжать всем и вместе. Рассинхрон в процессе приводит, например, к тому, что у преподавателя стоит OpenOffice. Студент присылает ему курсовую в файле MS Word. Потому что у него нет бесплатного OpenOffice. И что делать, обоим?

Подводя итоги, я бы говорил о существовании реальных возможностей импортозамещения в образовании, в самые короткие сроки. Компании Яндекс, 1С, НСПК Мир, CDO Global уже показали невероятные успехи в векторе подобных задач. Остаётся только окончательно определиться, какие решения нужно заменить в первую очередь, какие потом, и так далее.