Поговорим с экспертом про феномен турецкой экономики, которая несмотря на пессимистичные прогнозы, каким-то образом продолжает развиваться. Замир Кулиев занимается недвижимостью и инвестициями в Турции уже около 10 лет. Также руководит инвестиционным фондом в Стамбуле и реализовал уже несколько своих строительных проектов (многоквартирные дома и виллы).

 Сторонним наблюдателям может показаться, что в историю о процветающем турецком бизнесе трудно поверить. Вы даже можете пошутить про «отрицательный рост». Действительно, с 2018 года страна хромает от одного валютного кризиса к другому, иностранные инвесторы избавились от турецких облигаций и акций, лира резко упала, а инфляция подскочила почти до 80%. Тем не менее, экономика держится, и даже не думает падать на дно. Устойчивость реальной экономики Турции — это своего рода загадка. Турция — одна из немногих крупных экономик, которым удалось продемонстрировать хоть какой-то рост в 2020 году. В 2021 году ВВП Турции вырос на 11%. Промышленное производство выросло на 9,1% в годовом исчислении. Даже опытные бизнесмены были застигнуты врасплох.

Смотрим дальше. В последние месяцы 2021 года процентные ставки были снижены на пять процентных пунктов, до 14%. Лира вновь оказалась под давлением. С тех пор инфляция выросла примерно с 20% до почти 80%. В условиях такого хаоса удивительно, что экономика продолжает развиваться так же хорошо, как и раньше. Во многом это результат многочисленных коммерческих преимуществ Турции. У нее большой внутренний рынок, насчитывающий 85 миллионов потребителей, в основном молодых, и она долгое время была перевалочным пунктом для торговли между востоком и западом. Деловая культура страны имеет глубокие корни. Доля населения, стремящегося стать предпринимателями, высока по международным стандартам. Некоторые европейские компании теперь рассматривают Турцию как потенциальную альтернативу Китаю, поскольку они стремятся сократить и диверсифицировать свои цепочки поставок. В прошлом году ikea заявила, что перенесет производство части своей мебели из Азии в Турцию. Швейная фирма Hugo Boss заявила, что увеличит мощности своей фабрики в Измире, чтобы уменьшить зависимость от Азии. Но денежно-кредитная нестабильность Турции, а также ухудшение управления и верховенства закона являются препятствием для нового бума иностранных инвестиций.

Замир Кулиев
Замир Кулиев

Так что же видим сейчас?

В последнем квартале 2022 экономика Турции показала больший рост, чем ожидалось. ВВП вырос на 3,5% за октябрь — декабрь, годовой рост — 5,6%. В январе 2023 года Центробанк Турции купил 23 тонны золота, заняв первое место в мире. За ней следуют Китай и Казахстан. Как сообщает Всемирный совет по золоту, сейчас Турция располагает крупнейшими запасами золота — 565 тонн. За 2022 ЦБ Турция импортировала золото на $20,4 млрд, а только за январь 2023 — рекордные $5,4 млрд. ООН также прогнозировала существенное замедление инфляции и экономический рост: ожидалось, что к окончанию 2023 инфляция в Турции снизится до 42,4%. В целом прогнозы обнадеживают, уже четвертый месяц инфляция устойчиво снижается: в феврале 55,2% по сравнению с 57,7% в январе, 64,3% в декабре и 85,5% в октябре. Обуздание инфляции было бы большой и болезненной работой, но опыт Турции показывает, что при правильной политике это можно сделать, и вслед за этим может восстановиться уровень иностранных инвестиций.