Пандемия полностью преобразила привычный ландшафт корпоративных коммуникаций, и ключевой особенностью этих перемен стали сроки: перестраивать принципы и каналы общения пришлось почти мгновенно. Так исторически сложилось, что первыми с этой необходимостью столкнулись китайские компании, а весь остальной мир был вынужден брать у них уроки.

Пять месяцев победного шествия коронавируса доказали, что успешно преодолевшими форс-мажор можно считать те компании, которые быстро смогли обеспечить свое присутствие в новом информационном поле. Причем если раньше в это понятие мы включали преимущественно внешний круг респондентов: широкую общественность, СМИ, бизнес-партнеров всех уровней, то в период пандемии к ним добавилась еще одна важнейшая структурная составляющая – свои собственные сотрудники. Грамотное построение корпоративных коммуникаций внезапно стало первоочередной задачей всех руководителей.

Интересно, что ничего принципиально нового никто не изобрел. Скорее, стала очевидной необходимость реального следования хорошо известным коммуникативным «мантрам». «Будьте откровенны с сотрудниками», «информируйте о важных решениях», «практикуйте неформальное общение» и «делегируйте больше ответственности» - все эти советы давно набили оскомину и корпоративным пиарщикам, и топ-менеджерам, и эйчарам. Многие отмахивались от них, действуя по привычной иерархическо-бюрократической методичке, наиболее прогрессивные пытались что-то внедрять. Но в то, что демократичность корпоративных коммуникаций, информационная открытость и доверие своим же собственным сотрудникам станет залогом выживания и даже развития, верили единицы. Зато теперь с этим согласны все.

Какие же уроки построения коммуникаций преподали нам китайские коллеги, первыми столкнувшиеся с антивирусными ограничениями, разрывом логистических цепочек и удаленной работой? Первый: откровенное обсуждение и признание проблем отлично мотивирует и сплачивает сотрудников. Там, где руководство регулярно оповещало подчиненных о состоянии дел в компании, объясняло приоритеты и принципы принятия управленческих решений на всех уровнях, удалось избежать серьезных проблем в бизнесе. Сотрудники, владея объективной информацией и видя заинтересованность, честность и откровенность руководства, легче переживали тяжелое время неопределенности и более эффективно выполняли свои обязанности.

Второй важный урок состоит в том, что сокращение корпоративной бюрократии действительно помогает расширять сотрудничество на всех уровнях и способствует внедрению инноваций. В это трудно поверить, но китайские корпорации, ранее, пожалуй, самые забюрократизированные и традиционалистские, перестали держаться за привычные управленческие модели. Изменился путь принятия решений: «сверху вниз» быстро превратился в «снизу вверх», и китайцы в одночасье поняли, что «в регионах виднее». При таком подходе менеджмент высших уровней иерархии сосредоточился на стратегическом планировании, а сотрудники на местах смогли оперативно принимать нужные здесь и сейчас тактические решения.

Показателен пример крупной китайской молочной компании Yili Group, которая в период пандемии столкнулась с беспрецедентными логистическими проблемами, грозящими остановкой производства. Высшее руководство корпорации «наступило песне на горло» и делегировало региональным менеджерам полномочия для решения внезапных проблем с транспортом, дорожными заграждениями, медосмотрами водителей. Это удержало корпорацию от огромных убытков, позволив даже во время жесткого карантина осуществлять поставки продукции по всему Китаю.

И, наконец, мы все убедились, что цифровизация и переход к новым инструментам коммуникаций – это не просто дань моде, а остро необходимый для развития бизнеса шаг. Оказалось, что использование аудиоприложений, видеочатов и видеоконференций, внедрение корпоративных платформ и сервисов для виртуального общения внутри компании, вполне решает извечную проблему начальников и подчиненных: вторым не хватает личного внимания руководителей, а у первых на это часто нет ни времени, ни желания. Цифровые технологии помогли этим двум мирам пересечься, и оказалось, что это приносит только пользу. Сотрудники чувствуют себя причастными к общей цели, а руководители могут рассчитывать на более высокую результативность их работы и, как следствие, на рост бизнеса.

Коронавирус, вдруг заблокировавший экономику, сделал, как мы сейчас видим, доброе дело. Многие компании и целые отрасли, годами шедшие к цифровой трансформации, резко ускорились. Дело в том, что кризис неожиданно поменял негативное мнение консервативных пользователей и клиентов об инновациях и переходе на цифровые платформы, на диаметрально противоположное. Так, образовательная компания NewOrientalGroup два года безрезультатно пыталась убедить обучающихся и преподавателей перейти на онлайн-обучение с помощью мощной цифровой платформы, способной выдерживать нагрузку в миллион слушателей одновременно. Пандемия же привела к быстрому и широкому внедрению сервиса, им стали пользоваться даже в городах, где ранее компания не присутствовала.

Новые модели коммуникаций и ее инструменты оказались настолько эффективны, что большинство компаний не собирается от них отказываться и после кризиса. Наоборот, мы видим более широкое использование цифровых технологий в построении коммуникаций и более гибкие подходы к внедрению прогрессивных коммуникативных моделей – и это все говорит, что в скором будущем в деловом мире мы будем общаться по-новому.