Почему специалисты по коммуникациям сохранили свою ценность в глазах работодателя во время экономического кризиса из-за пандемии

Кто начинал свою карьеру в public relations в 2008-2009 годах, часто любят вспоминать о том, как трудно в те годы им было попасть на стажировку, собеседование, не говоря о том, чтобы получить стабильную позицию в какой-нибудь компании. В тот период не могли найти достойную работу даже те, кто к этому моменту успели наработать стаж, опыт и теплые контакты среди журналистов. Работодатели ревностно оптимизировали все, что до чего могли дотянуться, и первыми под нож массово попали пиарщики. В те месяцы журналисты красочно описывали тяготы PR-менеджеров, давая площадки всем, кто мог рассказать о том, кто как меняет профессию, специализацию, в общем, выживает.

Спустя 12 лет, во время кризиса 2020 года, таких историй как в ленте соцсетей, так и на страницах газет, стало существенно меньше. Согласно данным, полученным в ходе исследования коммуникационного агентства Fresh Russian Communications, пандемия повлияла на специалистов в области маркетинговых коммуникаций и PR, но немного по-другому.

Во время пандемии закрывались предприятия, сокращались заработные платы, оптимизировался персонал. И оказалось, что на этот раз руководство компаний свои надежды на будущий рост стало возлагать именно на свои PR департаменты и маркетинговые коммуникации.

В 2020 году 60% компаний-участников исследования сократили PR-бюджет. Однако оптимизацию штата пиарщиков отметили только 17% опрошенных. У 10% компаний бюджет даже увеличился, а 46% заявили, что пандемия предоставила им новые возможности для развития коммуникаций – использование digital-каналов – менее дорогих и более эффективных в условиях ограничений офлайн-активностей.

Специалисты подтверждают рост эффективности PR в кризисных экономических условиях. Именно нестабильность становится лучшей возможностью для развития сферы PR, которая наиболее чувствительна к любым колебаниям рынка. Кризисный период запустил процесс «естественного отбора», оставив в профессии наиболее адаптивных и компетентных специалистов. Также речь идет о том, что в сравнении с рекламой авторитет PR только растет, поскольку реклама в сложившейся ситуации более затратна и недостаточно результативна. Переход клиентов к активному использованию социальных Интернет-ресурсов открывает возможность взаимодействовать с аудиторией с минимальными финансовыми потерями. Так связи с общественностью стали не дополнительной функцией для бизнеса, а его основной стратегией.

Эксперты крупнейшей платформы онлайн-рекрутинга hh.ru в мае 2020 года пришли к выводу, что 70% респондентов среди 100 опрошенных директоров и специалистов по коммуникациям наиболее востребованным опытом пиарщика назвали владение кризисными коммуникациями, 60% отметили ценность навыка встраиваться в актуальную повестку дня, а 55% - выделили опыт работы в социальных сетях.

Среди наиболее результативных каналов коммуникаций первенство у социальных сетей (76%), затем идут онлайн-СМИ (56%). Новым эффективным каналом специалисты считают привлечение известных блоггеров (40%).

Согласно статистическим данным russia.trud.com на 14 февраля 2021 года по профессии PR-менеджер в России открыто 459 вакансий. По статистике сайта профессия PR-менеджера является наиболее высокооплачиваемой в Москве и Московской области, cледом идут Санкт-Петербург и Казань. Специалисты по маркетингу, рекламе и PR неизменно входят в десятку самых востребованных.

В 2021 году специалисты выделяют новые PR-тренды в индустрии продвижения: среди инструментов пиарщика таргетинг, SEO, IT-разработки. Вырос спрос на видеоконтент. На смену тексту и изображению пришло онлайн-вещание, прямая коммуникация с клиентом. Как никогда актуален навык видеостриминга и умение выходить в прямой эфир, поскольку главным инструментом для создания пространства «доверия» становится единство события и времени. Во время второй волны пандемии также ни для кого не секрет, что общение «на удалёнке» параллельно с людьми в офлайне – это наиболее приемлемый вариант организации встреч. Фронт работы все больше переходит к взаимодействию с аудиторией через мессенджеры из-за иллюзии максимального приближения к клиенту. Письма и звонки все больше уходят в прошлое.

По результатам исследования, проведенного на базе университета прикладных наук Квадриги в Берлине, были выявлены основные тренды недалекого будущего (до 2025 года) в сфере PR – это технологические тренды, перспективы, касающиеся непосредственно преобразования бизнеса и основные социальные тенденции. В качестве респондентов принять участие в исследовании были приглашены директора по маркетингу, консультанты по связям с общественностью и коммуникациям, преподаватели и исследователи в области PR и коммуникаций.

Так, по данным исследования, влияние искусственного интеллекта поможет значительно упростить работу путем автоматизации индивидуализированного контента. Также верным помощником пиарщика станут специальные боты, генерирующие дискурс компании. Данные исследования подтверждают эффективность видео трансляций и коротких информативных роликов, подчеркивая важность журналистского подхода в PR. Таким образом, наибольшее влияние на развитие сферы, по мнению участников исследования, окажет цифровизация (51,08%) и искусственный интеллект (50,93%).

Повторяющейся темой в направлении бизнес-трендов является меняющееся поведение потребителей и изменение в связи с этим самой модели потребления, где основным трендом последних лет остается персонализация продукта. Также актуальной темой становится цифровая этика – сохранение и экологичное обращение с личными данными пользователей. Изменение демографических процессов, увеличение количества городского населения, старение общества в целом – все это те факторы, которые, по результатам опроса специалистов сферы PR, должны повлиять на стратегии коммуникаций.

По словам опрашиваемых, главная социальная тенденция – снижение доверия к традиционным институтам (53,82%), а основной помехой в развитии PR респонденты считают распространение фейков.

Прогнозы профессионалов до 2025 года пока остаются позитивными. В ближайшие годы ожидается рост статуса профессии, «незаменимость» ввиду многофункциональности специалиста, а почти четверть опрошенных считают, что PR будет играть «центральную стратегическую роль в бизнесе» (24,32%).

Уорена Баффет, генеральный директор Berkshire Hathaway Inc., как-то сказал, «чтобы построить репутацию, вам нужно 20 лет, чтобы разрушить её – достаточно пяти минут». Именно по этой причине бизнесу, который пытается адаптироваться к изменяющейся действительности, необходима адекватная коммуникация для сохранения доверия клиента. Когда кризисные явления преодолеваются, наверстать упущенное внимание аудитории сложнее, и сейчас мы видим, что этот урок был усвоен бизнесом 10 лет назад.