Недавно на Ночи Искусств в Москве моя музыка сопровождала очень тонкий и в то же время грандиозно глубокий и яркий образец паблик арта: объект "Притяжение" лидера движения в России и самого масштабного site specific художника Марины Звягинцевой. Синтез потока воды, света и музыки был задуман как возможность по-новому прочувствовать сложность взаимоотношений между людьми и их связей с миром. Особенно сейчас, во время трансформации и мира, и наших привычных социальных взаимодействий.

Очень сложно привлечь внимание людей, которые идут по улице по своим делам: они не настроены на восприятие внешнего мира. Но эффект был заметен сразу: люди застывали как вкопанные, слушая музыку и глядя на композицию, потом медленно подходили и читали историю создания, а затем, будто очнувшись, фотографировались, снимали видео и даже танцевали...  Включая курьеров доставки еды (извините, если кому-то в этот вечер достались подостывшие блюда :)  Арт-объект начинал диалог издалека, а флейту было слышно в Большом Царицынском дворце, как если бы туда забрёл Флейтист-Крысолов из поэмы Марины Цветаевой - так поэтично выразились сотрудники музея.

Паблик арт (Public Art) - это искусство вокруг нас, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее нашу коммуникацию с пространством - на улице, в офисе, в парке и любом общественном пространстве. Проекты паблик-арта отличная платформа для обсуждения горячих и актуальных вопросов, а его открытость и доступность делает паблик-арт по-настоящему демократичным видом искусства: чтобы посмотреть на работу художника, не надо покупать билет в музей и сочинять себе какое-то особенное настроение. Наоборот, чем больше искусство застает человека врасплох, тем лучше.

Я считаю, современный художник не может игнорировать окружающий мир, людей и их проблемы, творя на абстрактные темы. Максимально погрузиться в эмоции и выразить чувства и опыт через искусство, помогая людям его прожить и осознать - одна из задач и искусства, и творчества.

Public art как направление современного искусства преобразовывает привычный мир, работая даже с самой сложной и в то же время самой открытой к пониманию аудиторией - детьми. Например, проект ARTерия в Морозовской детской больнице кардинально изменил там градус атмосферы - на всех 7 этажах. В больнице детская радость познания, удивления перед окружающим миром и страдания, связанные с болезнями, соединены в одном пространстве. Энергия отрицания чаще всего гасит энергию радости, заставляя детей "замирать" перед негативной реальностью. Там арт-объекты служат прежде всего одной цели, арттерапевтической - вывести ребенка из состояния замкнутости, подавленности собственными переживаниями и позволить ему включиться в исследование новой среды. Между ребенком и болезнью в результате появляется художественное звено, что никак не умаляет художественной ценности самого объекта искусства.

По статистике, в выставочном зале зритель в среднем тратит на "общение" с произведением 2 минуты. В общественных пространствах мы часто находимся среди произведений современного искусства несколько часов, а то и дней, поэтому арт-объекты и росписи должны быть многослойными, чтобы их смысл мог открываться перед зрителями постепенно.

Public art меняет мышление и наше отношение и к себе, и к окружающему пространству, и к искусству. К яркости, открытости, возможности неожиданно встретить что-то интересное - привыкаешь. И это прекрасная альтернатива рутинному восприятию действительности. Мы сами, выходя на улицу или в любое общественное пространство, фактически становимся его объектами - потому что искусство не существует без людей. Без публики. Без массового спроса. Без открытости и доступности. И мне очень нравится наша эпоха метамодерна с её взглядом на мир, выражением эмоций в искусстве, кроссжанровыми коммуникациями и, самое главное, возвращением в искусство человека!