Все записи
23:53  /  10.11.20

16930просмотров

Современное искусство - массовый тренд или элитарная игрушка?

+T -
Поделиться:

Недавно на Ночи Искусств в Москве моя музыка сопровождала очень тонкий и в то же время грандиозно глубокий и яркий образец паблик арта: объект "Притяжение" лидера движения в России и самого масштабного site specific художника Марины Звягинцевой. Синтез потока воды, света и музыки был задуман как возможность по-новому прочувствовать сложность взаимоотношений между людьми и их связей с миром. Особенно сейчас, во время трансформации и мира, и наших привычных социальных взаимодействий.

Очень сложно привлечь внимание людей, которые идут по улице по своим делам: они не настроены на восприятие внешнего мира. Но эффект был заметен сразу: люди застывали как вкопанные, слушая музыку и глядя на композицию, потом медленно подходили и читали историю создания, а затем, будто очнувшись, фотографировались, снимали видео и даже танцевали...  Включая курьеров доставки еды (извините, если кому-то в этот вечер достались подостывшие блюда :)  Арт-объект начинал диалог издалека, а флейту было слышно в Большом Царицынском дворце, как если бы туда забрёл Флейтист-Крысолов из поэмы Марины Цветаевой - так поэтично выразились сотрудники музея.

Паблик арт (Public Art) - это искусство вокруг нас, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее нашу коммуникацию с пространством - на улице, в офисе, в парке и любом общественном пространстве. Проекты паблик-арта отличная платформа для обсуждения горячих и актуальных вопросов, а его открытость и доступность делает паблик-арт по-настоящему демократичным видом искусства: чтобы посмотреть на работу художника, не надо покупать билет в музей и сочинять себе какое-то особенное настроение. Наоборот, чем больше искусство застает человека врасплох, тем лучше.

Я считаю, современный художник не может игнорировать окружающий мир, людей и их проблемы, творя на абстрактные темы. Максимально погрузиться в эмоции и выразить чувства и опыт через искусство, помогая людям его прожить и осознать - одна из задач и искусства, и творчества.

Public art как направление современного искусства преобразовывает привычный мир, работая даже с самой сложной и в то же время самой открытой к пониманию аудиторией - детьми. Например, проект ARTерия в Морозовской детской больнице кардинально изменил там градус атмосферы - на всех 7 этажах. В больнице детская радость познания, удивления перед окружающим миром и страдания, связанные с болезнями, соединены в одном пространстве. Энергия отрицания чаще всего гасит энергию радости, заставляя детей "замирать" перед негативной реальностью. Там арт-объекты служат прежде всего одной цели, арттерапевтической - вывести ребенка из состояния замкнутости, подавленности собственными переживаниями и позволить ему включиться в исследование новой среды. Между ребенком и болезнью в результате появляется художественное звено, что никак не умаляет художественной ценности самого объекта искусства.

По статистике, в выставочном зале зритель в среднем тратит на "общение" с произведением 2 минуты. В общественных пространствах мы часто находимся среди произведений современного искусства несколько часов, а то и дней, поэтому арт-объекты и росписи должны быть многослойными, чтобы их смысл мог открываться перед зрителями постепенно.

Public art меняет мышление и наше отношение и к себе, и к окружающему пространству, и к искусству. К яркости, открытости, возможности неожиданно встретить что-то интересное - привыкаешь. И это прекрасная альтернатива рутинному восприятию действительности. Мы сами, выходя на улицу или в любое общественное пространство, фактически становимся его объектами - потому что искусство не существует без людей. Без публики. Без массового спроса. Без открытости и доступности. И мне очень нравится наша эпоха метамодерна с её взглядом на мир, выражением эмоций в искусстве, кроссжанровыми коммуникациями и, самое главное, возвращением в искусство человека! 

Комментировать Всего 23 комментария

https://youtu.be/wWA7XiH59Qs - ссылка на видео с арт-инсталляцией

Возможно, современное искусство - это элитарная игрушка для снобов;)

Замечательный текст, Галина, прекрасна  Ваша музыка в ссылке, которая ложится на предмет "паблик арт". Я в этом ничего не понимаю, но получил вчера поздним вечером  хороший повод подумать то что Вы с  Мариной предлагаете  прохожим, как "синтез потока воды, света и музыки"... Серьёзный ответ на вопрос в заголовке -  для меня, сноба, очень неоднозначный, что такое современное  искусство...И надо много думать и знать, прежде чем вытащить своё мнение тут...

Но ведь не только Вы, а и я удручён - ни одного комментария под текстом, гораздо более совершенным, скажем так, чем прежний пост. Почему?  Для меня это понятно. "Сноб" десятилетней давности был иной. Да, материал в заголовке со словом "жопа" и тогда мог  вывести в топ. И, слава богу, ещё и теперь. Это знак не провинциальности "Сноба" в интернетном пространстве, а сигнал исключительности:) Ну, мог я в заголовок моего поста о Рождестве-1995 двухдневной давности втащить что-то эдакое( про свинью, самое смышлёное животное, достойное жить дома, про сыры...:)... Не стал думать, и пост  сгинул с титульного листа. И суток не преодержался на ленте. Тем же рискует  и Ваше эссе. Что случилось? А то, что Вы подметили: на Снобе, видимо, "дуэли под постами" популярнее самих статей и их смысла. И это истинная правда. И это замечательно. И это тот род исключительности "Сноба"... Но увы, не стали же Вы откликаться на мой глупый ответ- комментарий там в моем посте о Рождестве про сыры:). И понятно, не до того... Но в былые времена именно подобное было бы началом разговора там чёрте о чём. Что по своему хорошо...

А в целом, спасибо Вам, Галина. Это очень здорово, что Вы появились на "Снобе". Высокий уровень текстов,  умные и острые комментарии, терпимость - это то, что надо клубу сегодня... Если у него есть будущее;) 

Эту реплику поддерживают: Галина Альтман

Благодарю Вас, Эдуард, и за интерес, и за Вашу статью о Рождестве в Англии - прочитала с интересом и теплотой в воспоминаниях о соседях-англичанах в Малаге :) По поводу интересов Сноба: как видите, главное, что волнует Россию - это, простите мой французский, дрочка Дзюбы, так что "заячьи жопы", призванные привлечь внимание как раз к смыслу жизни, и то отдыхают! ;) Но, из моего опыта, искусство всё равно победит - потому что оно вечо, вдохновляет и спасает в любые времена, особенно трудные... 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Да, вот такие мы, "дорогия россияне" - открытые миру, сочувствующие и трудяги! :))

Да, вот такие мы, "дорогия россияне" - открытые миру, сочувствующие и трудяги!

До 2014 года еще можно было бы посмеяться над такой фразой. А сейчас даже не смешно - только подкатывает к горлу. Такое впечатление, что вы на Марсе живете. Женщины вашего возраста возглавили протестное дивжение Беларуси. Сегодня поступило сообщение о том, что "российские "миротворцы", отправившиеся в Карабах, и российские "миротворцы", убивавшие до этого в Грузии и в Украине, - это одни и те же люди."  Я понимаю, что вам хочется наслаждаться жизнью и "пожить для себя", но не до такой же степени, чтобы писать как бы иронически, но вполне гладящие всех по шерстке слова! И это "творческие лидеры" страны или считающие себя таковыми...  Об остальном лучше помолчу. 

Эту реплику поддерживают: Галина Альтман

Владимир, все уже прекрасно поняли, что у Вас что-то "болит" - и Вы, видимо, не вылезаете с баррикад и обписАлись полезных статей, отражающих Ваши ценности, а не провоцируете других людей, вешая на них свои нереализованные желания или действия :) Приведу Вам для начала мысль Конкордии Антаровой, которая мне очень откликается,  из её книги "Две жизни" - читали? -  Главная из её мыслей - для меня - о том, что творец не может посвящать себя страданиям и внутренним бунтам. Не для того "звучит небо", чтобы мы так распылялись, а для того, чтобы каждую минуту, каждое своё произведение посвящать людям и помогать своему дару "светить", физически и ментально сторонясь от не близких тебе вещей и событий. Не скрывать свой гений, не растрачивать зря, а крепить свою верность искусству. Ну, и напомню любимого Петра Вайля: ОДИН СЕЗОН "Каменской" продвинул советский менталитет в отношении женщины в профессии на 20 лет  вперёд.  Всё ясно по поводу моей позиции, или остались ещё вопросы? :) 

Да ради бога, Галина. "Мысль, которая вам очень откликается" (помимо безграмотности) из того же разряда банальной розовой водички, что и "звучания неба",  "каждое своё произведение посвящать людям и помогать своему дару светить" - да это просто безнадежное графоманство, нежно любимое непритязательным потребителем. Уважающий себя профессионал не станет вешать никому эту вялую лапшу на уши.  Словами "творец не может посвящать себя страданиям" вы пытаетесь как фиговым листком прикрыть ваше личное малодушие и желание поуютнее устроится в жизни. Не сомневаюсь, что хорошо устроитесь. Только зря вы пытаетесь объяснить мне какие-то свои мотивы - всё и так давно понятно.  

Владимир, лучше всех "устроились" Вы, свалив в Мюнхен аж в 1997 году :) Так что Вам, конечно, оттуда виднее... Меня тоже на даче в Малаге за разговорами с соседями-британцами иногда разбирает порассуждать о судьбе России, но моей наглости не хватает, чтобы гнать на баррикады женщин и детей ВМЕСТО СЕБЯ - может, вспомните, кто ещё это любил? ;) А то Вы у нас как Владимир Ильич из анекдота: "Что у вас там, ррреволюция? Душою с вами, товарррищи, но телом, извините, здесь - в Цюрихе"... Забавно, забавно, насколько ничего не меняется!

"Утром мажу бутерброд - Сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, И компот не льется в рот!

Ночью встану у окна И стою всю ночь без сна - Все волнуюсь об Расее, Как там, бедная, она?"

Это Вам от Леонида Филатова - прочтите, интересно и познавательно, хоть отвлечётесь от проблем с собственным эго :)

Ладно бы, что перепутали Леонида Филатова, сказку которого я прочитал в конце 80х, как только она вышла. Раасмешили не этим, а тем, что даже не панибратски, а сверху вниз (с высоты своей эрудиции?) что-то мне сообщаете, при этом считая, что проблемы с  эго именно у меня.  Ну спасибо хоть Филатова цитируете, а не теософов. Короче, посвящайте и светите. Удачи вам!  

Спасибо за "благословение", БУДУ! :))) Владимир, а Вы принципиально не пишете и не отвечаете по существу - статьи или вопроса? :)

Принципиально. Не то кто знает, куда вас занесет - еще припишите мне завистливость. Словами можно что угодно расписать как угодно, да и собрать восторженных почитателей тоже можно на любой вкус. Я бы посоветовал поменьше говорить о "своем творчестве", как вы это называете. Но это было бы впустую - сейчас в моде концепции и болтовня о них. Думаю, скоро можно будет совсем заменить произведение его описанием. Да и слава богу!  

То есть, если Вы станете отвечать по существу, Вам припишут "завистливость"? И Вы этого опасаетесь? :))) Интересная логика :) А зачем тогда вообще писать и общаться, если всё время оглядываться через плечо? За совет спасибо, смотрю - Вы свято сохранили свою персональную "Страну Советов" даже в Германии - ну что ж, почему нет, раз она Вам настолько дорога... Мне совок не близок - и слава богу! :)

 Кстати, насчет отъезда - чтобы не оставлять вас наедине с вашими иллюзиями. "Устроились, свалив в Мюнхен аж в 1997" - ну уж точно уезжал я не от каких-то бытовых проблем. Уже к концу 1995го в развитии Чеченской войны стало абсолютно ясно, что все возвращается на круги своя, и надежды начала 90х, что Россия будет свободным государством, были иллюзией. Хотя когда мои родители в 1995 уезжали, я вычеркнул себя из поданных ими в начале года документов - меня вполне могли после этого потом  вообще не впустить в Германию. Но я и не собирался уезжать. А за год понял, что начавшее войну со своим народом государство очень скоро снова станет людоедским.  Вы настолько наивны, что полагаете, в 1997 году в России нельзя было устроиться лучше, чем на Западе, где меня никто не знал,  и все надо было начинать с нуля? Денег в России и тогда, и сейчас было немерено. Подобраться к ним, "замутив" какой-нибудь проект было и есть гораздо легче, чем тут. Вот на этот счет у меня не возникало никаких иллюзий. И я знал, что моя композиторская деятельность кроме горстки друзей никому нужна не будет, и меня тут не будут кормить два Министерства культуры, как в советские времена. Но возвращаться к советской лжи совсем не хотелось - это я еще не представлял себе, что брежневская и даже андроповская России окажется цветочками по сравнению с путинской.  Я был бы очень рад, если бы все повернулось по-другому, и я мог бы позволить себе те контакты, которые у меня были в 2011-12 годах. Но теперь отчалившая Русь отчалила так далеко, что я могу только попрощаться со многими из моих друзей, а что касается знакомых - так мне жаль только честных понимающих все людей, а бабочек-однодневок не жаль абсолютно. Вы, видимо, настолько вросли в систему, что даже представить себе не можете, что от лжи может тошнить. 

И ПОЭТОМУ ВЫ ЗДЕСЬ :)) Бывает, сочувствую!

/ни одного комментария под текстом/

все уже обсудили в XIX веке - "искусство для искусства или искусство как инструмент воздействия на общество".

/современный художник не может игнорировать окружающий мир, людей и их проблемы, творя на абстрактные темы./

Владимир Ильич подвел черту :

"Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания.И мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие, срываем фальшивые вывески, — не для того, чтобы получить неклассовую литературу и искусство (это будет возможно лишь в социалистическом внеклассовом обществе), а для того, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией, литературе противопоставить действи­тельно-свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу.Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социа­лизма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды. Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения "верхним десяти тысячам", а миллионам и десяткам миллионов трудящихс"

Если что, Эдуард, это толстый троллинг :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Галина Альтман

Я за искусство ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, адресованное персонально каждому - всегда! И, зная прекрасно влияние искусства на прогресс - втройне. Как ещё сейчас доносить идеи гуманизма? Вспомним незабвенного Петра Вайля: "Каменская" (сериал) продвинула постсоветский менталитет в отношении женщины в профессии лет на 20 вперёд - ЗА ОДИН СЕЗОН! 

Галина, я за оба подхода. Человек может творить и безадресно, и адресно - главное, чтобы это было Искусством.

/Как ещё сейчас доносить идеи гуманизма?/

Что у нас сейчас с "идеями гуманизма" - это отдельный вопрос.

Эту реплику поддерживают: Галина Альтман

МОЖЕТ. Но его в современном мире просто не увидят и не услышат - недаром я написала выше о метамодерне. Человек возвращается в искусство - и это, на мой взгляд, прекрасно!

/ Но его в современном мире просто не увидят и не услышат/

этому аргументу не так мало лет:

Ну а вечером и у нас тоже было представление, но народу пришло немного, человек двенадцать, — еле-еле хватило оплатить расходы. И они все время смеялись, а герцог злился, просто из себя выходил, а потом они взяли да ушли еще до конца спектакля, все, кроме одного мальчика, который заснул. Герцог сказал, что эти арканзасские олухи еще не доросли до Шекспира, что им нужна только самая пошлая комедия — даже хуже, чем пошлая комедия, вот что. Он уже знает, что им придется по вкусу. На другое утро он взял большие листы оберточной бумаги и черную краску, намалевал афиши и расклеил их по всему городу. Вот что было в афишах:

В ЗАЛЕ СУДА!

Только три спектакля!

Всемирно известные трагики

ДЭВИД ГАРРИК МЛАДШИЙ

и

ЭДМУНД КИН СТАРШИЙ![*]

Из лондонских и европейских театров

в захватывающей трагедии

«Королевский жираф, или

Царственное совершенство»!!!

Вход 50 центов.

А внизу стояло самыми крупными буквами:

ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!

— Ну вот, — сказал он, — если уж этой строчкой их не заманишь, тогда я не знаю Арканзаса!

Эту реплику поддерживают: Галина Альтман

Ага, только ВХОД стал подороже :)))))))