Последний год для многих родителей выдался очень трудным и непредсказуемым - в том числе с вынужденным переходом школ на дистанционное образование. Здесь и страхи типа "один дома", и опасения за "плохое обучение", и нервные срывы от смены привычной годами схемы ответственности: утром сдал в школу - днем/вечером принял.
Как человек, защищающий вторую диссертацию по педагогике, я знаю, что на деле выводы в конце диссертации нужно проверять как минимум лет через 10. И вот я, уже во взрослом возрасте, состоявшись, могу сказать, что дало мне обучение дома, и покажу, как это происходило.
Я училась на семейном образовании (СО, это официальный термин в российской системе образования) с третьего класса параллельно с учёбой в музыкальной школе. У меня было очень много концертов, а времени "ходить в школу", где преподавание большинства предметов давно уже отстаёт от жизни - не было. Зато всегда находилось время на чтение. Поэтому прочитать и "сдать" учебник (всего одна книжка по каждому предмету, пусть и не самая интересная), мне понятнее и разумнее, чем слушать его растянутый пересказ сидя за партой и писать сто контрольных вместо одной короткой аттестации. Наша общеобразовательная школа, кстати, в основном не даёт знания - она их только постоянно проверяет. Не замечали? На это она и настроена.
"Мамина любовь" Художник Адель Левитова
К тому же, не было и речи, чтобы просто сдать меня в детохранилище, пока родители на работе: я помню, как мама между работой и домашними делами тащила меня по снегу в 6 утра на музыку - и не помню ни одной жалобы на этот счёт. Мы с мамой честно, как все, попробовали "отходить" в школу - и я помню свои эмоции от ощущения бесполезного времяпрепровождения, абсолютно неинтересного общения (я всегда любила общение и отношения с общими интересами, а оно возможно только в соответствующих сообществах) и к тому же непонятную мне необходимость ранних вставаний. Да, я "сова", и для меня встать раньше определённого времени - значит испортить себе настроение и продуктивность на весь день. На репетицию или концерт я всегда готова, а чтобы куда-то "сходить" без весомой причины - не вижу смысла. В общем, после полугода таких мучений я начала почти постоянно болеть и всё равно большую часть времени школу пропускала.
Решение уйти из школы в ответ на мамино предложение было простым и непростым одновременно, где-то внутри я всё же немного переживала за свою "социализацию", ну и мальчик был, который мне нравился. Но я очень сильно чувствовала себя не в своей тарелке, и мне катастрофически не хватало времени на себя, на свои концерты, на свои "подумать".
Ребёнок на СО более продуктивен (моё мнение). Я успевала и позаниматься, и погулять, и в музыкальную школу сходить, и вечером с родителями пообщаться, и любимые книжки почитать, и фильмы посмотреть (видеомагнитофон и планшет родители никогда не запрещали). Я продуктивна во второй половине дня, ранние вставания для меня - гарантия плохого сна, плохого настроения на весь день и плохого рабочего состояния. Я ничего не соображаю, быстро устаю. Не задумывались, сколько таких детей? А сами любите "ходить в офис" к 9 утра? Или мечтаете работать так, как вам удобно? А ребёнок, привыкший выбирать себе удобный режим и способ работы, взрослым так и поступит: выберет себе дело по душе с подходящим режимом и оплатой труда.
На домашку на самом деле уходит 1-2 часа в день. Вы удивитесь, но это уходит "на домашку без школы" - то есть прочитать учебник или другой материал, вникнуть в тему, выполнить задание по теме. Когда захотел - тогда и переключился. Мы не роботы, наш мозг, тем более мозг ребёнка, нуждается в переключении деятельности (вот это типичное "он(а) у вас отвлекается!"). И правильно делает, что "отвлекается" - 45 минут одинаковой деятельности, одинаковым голосом, в одинаковой позе ни один нормальный ребёнок выдержать не может. Заходит тема - можно освоить и всю сразу, а не как в школе, где всё по кусочкам: и простое, и сложное. Многие дети приходят в школу умеющими читать и переписываются с родителями в гаджетах - представьте, какая скукотища им "изучать" слоги и писать в прописях? А зазубривание таблицы умножения чуть не целый год вместо нормального системного или интонационного счёта вообще способно вогнать в эмоциональный и мозговой анабиоз. Чувствую, именно это и вызывает у многих детей защитную реакцию в виде разных болезней (чаще всего психосоматическую), а у родителей, соответственно, уверенность что с ребёнком что-то не так - раз он постоянно болеет. Зато читать, играть (собирать конструктор, рисовать, расставлять солдатиков, гонять в футбол) или, как я, музицировать человек может часами - почему бы? Потому что выбирает САМ. Потому что увлечён. Потому что растёт вместе со своим увлечением. И там реализуется. А в школьной системе - "отрабатывает".
А как же быть с дисциплиной и организованностью, которые якобы воспитывает школа и которые чуть ли не важнее получаемых там знаний? И с тем, что "вдруг ребёнок чего-то не поймёт?" Удивительный для многих родителей факт: программу школы, особенно "трудную" для старших классов, "расслабленные и недисциплинированные" хоумскулеры проходят в 2 раза быстрее - это стандарт. То есть примерно за полгода - годовой курс. Можно за год пройти и сдать два класса, но это уже сложнее, примерно как "упахаться"в школе (я пробовала). По учебникам и с дополнительными материалами. Не напрягаясь, без нервов и постоянных оценок. Без многократного выслушивания, как на вопросы по кругу отвечают другие. Потому что хоумскулеры настроены не на процесс, а на результат. Кто - побыстрее сдать и избавиться от обязательной рутины, а кто - освободить себе побольше времени на любимое дело. И интересные им самим предметы и процессы такие дети изучают в гораздо большем объёме, чем средний школьник.
Теперь пара слов о пресловутой социализации. Мамы детей на СО считают "школьных" дикими - те орут и носятся на переменах, не слушают друг друга, не умеют разговаривать и договариваться. Не умеют занять себя сами. Не умеют задумываться и осознавать ни материал, ни свои поступки, ни их последствия. Отсюда же и отсутствие мотивации. По оценкам психологов и кадровых менеджеров крупных корпораций, чем выше уровень жизни и дохода человека, тем выше его навык осознанности и глубина планирования: самое низшее звено "осознаёт" себя раз в месяц (от зарплаты до зарплаты) и так же планирует, среднее звено - примерно раз в неделю, топы - в любой момент, когда нужно. Настоящая качественная социализация возможна в коллективах и сообществах с общими интересами: когда люди работают над одной задачей, одним проектом, на одну цель, увлечены общей деятельностью и интересами (кружки и секции, игры, обмен эмоциями - и желательно не токсичными, - знаниями или информацией).
И, наконец, ответ от меня на главный вопрос, который мне обычно задают и как педагогу, и как взрослому хоумскулеру: как же заставить ребёнка заниматься, если он на домашнем обучении (да и вообще - учиться)? Первое - прекратите ребёнка заставлять и прислушайтесь к нему. Помогите ему определиться со сферой интересов и соответствующим кругом знаний. А дальше - выстроить систему (само)образования и планирования, основанную на положительной мотивации: час (два?) "обязаловки" - и свободен для своих занятий (пусть скажет/напишет, каких - планирование наше всё, с ним действительно легче). А второе - домашнее образование даёт возможность учиться САМОСТОЯТЕЛЬНО. Каждый день я учусь. И продолжаю это делать. И в детстве мудрая мама дала мне возможность выбирать самой, что мне нравится, формировать свой день, учиться планированию и развиваться. Не поверите - любой ребёнок понимает, что он не может не закончить школу, и это необходимость, с которой мы все живём. Я совершенно не потерялась, не заленилась, не сникла. Семейное обучение позволило мне быть собой, наслаждаться жизнью и каждой свободной минуткой и формировать профессиональные навыки, чтобы к 14 годам быть готовой продолжать заниматься тем, чем всегда мечтала - музыкой.
Я с легкостью планирую день. Чем больше вкладываю в бизнес - тем больше его отдача, и я успеваю с удовольствием почитать, а сейчас с огромным воодушевлением делаю свой седьмой музыкальный альбом. Раз в неделю - культурный выход, ещё разок - мероприятие. Сами понимаете, никто за меня не планирует и не заставляет - ни начальник в офисе, ни бог, ни царь, ни президент. Я уважаю свой труд. Уважение - такая сложная и важная штука, что если уважаешь себя, то точно уважаешь и других. Или к этому стремишься. Я всё чётко планирую, и в то же время готова к неожиданностям. Мой день всегда расписан по минутам, и одновременно я мониторю количество сил, а главное - своих собственных желаний. И если я, проснувшись с утра, понимаю, что я чего-то не хочу - то я не хочу. И не буду это делать сейчас.
Я всегда отвечаю за все свои решения. Я не могу скинуть что-то на маму, папу, любовника, школу, общество. Я сама решала, куда поступать, я сама поступала, я сама сдавала, я сама искала, я сама работаю. Потому что, будучи на СО, я сама ставила в план экзамены и сама к ним готовилась. Конечно, поддержка и помощь очень важны, но если людям непонятно, что поддерживать и зачем – потому что вы не знаете, чего хотите и что из себя представляете - считайте, эта прекрасная возможность для вас закрыта.
Я жадна до знаний. Когда ты за каждый день отвечаешь сам и понимаешь, что можешь узнать и выучить всё, что ты хочешь - твой мозг радостно ищет возможности учиться. Я всегда в ресурсе. Потому что я сама определяю, что делать и когда это у меня получится лучше всего. И я счастлива. Советовала бы я учиться дома? Я никогда не агитирую. Есть дети, которым в школе хорошо, почему нет? Есть дети, которым всё равно. Это всегда диалог и решение - ваше с ребёнком! Детям, не увлечённым ничем, действительно подходит школа, где всё по чужому расписанию, а общение какое есть - бери, что дают. Хотя я таких непритязательных детей не встречала - ни в детстве, ни в своей педагогической работе.