Все записи
19:26  /  2.12.20

10457просмотров

Карабас-Барабас и Золотой ключик: как учиться на дистанционке с пользой и удовольствием (на примере занятий музыкой и фортепиано)

+T -
Поделиться:

НАТЮРМОРТ  Художник Адель Левитова

Многие родители, переживая дома с детьми опыт дистанционного обучения, жалуются, что не могут помочь ребёнку в его занятиях "и вообще учить, потому что для этого надо быть педагогом и тратить по 8 часов в день на контроль домашних занятий". При этом их очень напрягает, что приходится быть на побегушках у школы да ещё самим же отвечать за результат перед педагогами. Понимаю! 

Как взрослый хоумскулер (человек, отучившийся почти весь курс общеобразовательной школы на домашнем обучении), я уже рассказала вам и о своём опыте в школьные годы, и о его осмыслении и влиянии на мою взрослую жизнь. В заключение, уже как педагог с более чем 10-летним стажем и 1500 выпущенными учениками своих оффлайн и онлайн музыкальных курсов, поделюсь простыми, но ценными лайфхаками, которые помогут в организации образовательного процесса дома. Покажу на примере музыкальных занятий, которые многие считают абсолютно невозможными без педагога, стоящего рядом над душой.

В первую очередь хочется сказать, что дистанционное обучение позволяет не загонять себя в рамки чужого тайм- или какого-то ещё менеджмента. Только дома вам его не хватало! Договоритесь об удобном для себя расписании - это первое. Вы не робот, вы живой человек. И у каждого из нас расписание своё. Кто-то любит ранний подъём и активность с утра, а кто-то мама, чьё расписание и время на себя во многом зависит от домашних. А кто-то настоящая "сова", как я.

1. Подумайте и выберите один час, когда бы вам хотелось и было удобно уделить время своему творчеству - или урокам с ребёнком. И попробуйте. В случае с ребёнком речь, конечно, о пресловутой "домашке", ведь в подавляющем большинстве от детей на дистанционке требуют присутствия в виртуальном классе. Это очень неудобно, но родители предпочитают согласиться в надежде, что кто-то "научит и так". 

Хотя, скажу по опыту: на экране отражается абсолютно то, что происходит на очных уроках. Какой учитель в классе, такой он и в вашем гаджете. И если он, вместо того чтобы подстроить формат обучения под онлайн занятия или добиться на уроке понимания и результата, просто заваливает ученика лишней домашней работой - ни вы, ни ваш ребёнок здесь не виноваты. И не обязаны своими нервами компенсировать некомпетентность педагога - так же, как формальным присутствием ребёнка в виртуальном классе. А вот вступить с учителем в диалог, задать вопросы, понять и скорректировать программу - это, я считаю, просто обязанность любого родителя. Даже того, кому "всё равно, как там учат" : это же вы терпите дома результаты такого непонятного обучения - истерики, слёзы, нежелание учиться и к тому же наезды самого педагога.

Как только время выбрано и оно вас устраивает - пусть все дома привыкнут и запомнят, что "вас не трогать", когда вы за инструментом. Один час - это немного. У всех музыкантов прекрасно работает, и у вас получится. Нормального человека всегда можно просто попросить! Ваше эмоциональное состояние и ваши желания должны быть важны прежде всего для вас - тогда и окружающие будут их уважать. Включая детей.

2. Вспомните - и для себя, и занимаясь с ребёнком - что бы вы хотели сыграть? И что вам это даст - эмоции, радость от результата, возможность показать себя и свою творческую личность окружающим? Подумайте, чего вы хотите достичь, и набросайте несколько ваших любимых "хитов". Пусть там будет и что-то из популярной музыки, и из кино, и классика. Представьте свои ощущения, когда вы играете то, о чём всегда мечтали. И свяжите свои планы и мечты с чётким пониманием, что прямо сейчас, отрабатывая задание, вы к ним идёте.

3. Если вы только поступили в музыкальную школу или начали заниматься, а у вас ещё нет инструмента, для начала можно освоить виртуальную музыкальную клавиатуру, она есть в любом гаджете. Или потренироваться на нарисованной - многие мои дети-школьники занимались на ней дома по 2-3 месяца, чтобы доказать родителям, что они "не бросят" (о своём отношении к таким родителям я, правда, лучше умолчу).

Если стоит вопрос о выборе инструмента: электронное фортепиано даст вам возможность заниматься в наушниках и  идеально встанет в любой интерьер. В современных электронных инструментах звук записан с лучших мировых брендов и моделей - так что не бойтесь электроники, просто слушайте. Вам должно быть комфортно с этим звуком!

Живое, или акуститечское, фортепиано - один из бюджетных вначале и затратных потом вариантов: вы можете взять его у бабушки, найти на avito, но включите сюда перевозку и настройку каждые полгода. Перевезли - нужна настройка (не ДО перевозки, а после), передвинули - тоже. Около батареи не ставим! Новый инструмент, само собой, дороже - и требует "обыгрывания", хотя для увлечённых любителей и профессиональных музыкантов такой, конечно, идеален. У меня самой акустический кабинетный рояль и электронный Roland, на котором я миксую звук. А у мамы дома играем на пианино, которому больше 100 лет, и бабушкиной "Лирике" - оба прекрасно звучат.

Синтезатор незаменим при эксперементах со звуком. Все электронные девайсы вы можете подключить к компьютеру и не просто записывать вашу игру, но переносить ее в ноты и проводить интересные опыты. Дети его обожают - они ведь великие экспериментаторы. Не отказывайте им в такой возможности и постоянно напоминайте, что музыка - это не отсиживание за инструментом положенных часов, а творчество и эксперимент! Каждую мелодию и даже несколько тактов можно сыграть на разных инструментах, просто переключив кнопку на синтезаторе. И потом показать друзьям и похвастаться, что получилось.

4. Оборудуйте место вашей мечты и силы - и если до этого у вас дома не было своего уголка, вы вместе с фортепиано сможете его, наконец, заполучить. Это ваше место, ваше царство, ваше убежище. Может, вы любите, как и я, вазу со свежими цветами на инструменте? Или фото любимых, важных вам людей, кумиров? Любимые игрушки? Или ничего - пустоту, позволяющую творить и наполнять? Или, наоборот, любимый вами творческий беспорядок?

То же самое советую подарить ребёнку - его собственное творческое пространство, его инструмент, его порядок. Где он хозяин и во время своей деятельности чувствует себя в безопасности от всех претензий, а не наоборот. "Наказание" - вмешательство: например, за инструментом можно только играть или заниматься, думать. В остальных случаях привилегии снимаются. Ну, и если вы выбирали ребёнку инструмент вместе - помните, что теперь это ЕГО любимая игрушка.

Выбрать и оформить комфортное место для занятий очень важно - тогда и вам, и ребёнку захочется всё время там быть и всё будет получаться.

5. Напишите себе план и расписание выполнения домашней работы по музыке. Вот какое хотите, какое вам удобно. У меня лично всегда есть план на год, потом на месяц, потом на неделю и на каждый день. Это не значит, что вы обязаны делать только так и никак иначе. Это только ваша мотивация и цели - чтобы не забыть и вовремя фиксировать результаты. Мы ведь всегда знаем или предполагаем, когда будем завтракать или обедать? И что хотим съесть на завтрак или на обед. Хорошо бы представлять так же ясно, что и когда мы хотим сделать за инструментом - поиграть, поразбирать ноты, подумать, поучить. 

Самое главное понимать: если у вас получилось даже "маленькое" дело - всё остальное тоже достижимо на 100%.

6. Часть времени запланируйте для упражнений - например, зарядки для пальцев, а часть - для игры вашей мечты. Даже 5 минут любого упражнения или игры дадут результат. Как на фитнесе, так и здесь. Всё работает: подошли, сели, поиграли.

7. Во время игры, что бы вы ни играли, вы испытываете несколько состояний:

- эмоциональный поток - концентрацию, в том числе на задачах- инсайт - выход из зоны комфорта и переход на новый уровеньНужно научиться, входя в поток,  полностью его прочувствовать - что вам комфортно, а что нет. Где, от чего?

Выясните эти же вопросы с ребёнком. Почему - следующий вопрос, и от него в том числе зависит корректировка плана занятий: что, сколько и когда делать.

8. Не стремитесь сыграть всё сразу. Даже у лучших профессионалов это не всегда получается! Играйте по чуть-чуть. Сначала любую мелодию или фразу для вдохновения, а потом занимайтесь: по 2-4 такта каждой рукой. Учим отдельно левую, отдельно правую, соединяем. Старайтесь выучить 1 кусочек-фразу, но очень хорошо. Повторите в следующий раз и получите истинное удовольствие от того, что вы смогли это сделать. Затем уже продолжайте учить и соединять дальше. Каждый день берём по новой задаче, как только выполнили старую - и двигаемся вперёд.

Как в спорте: сегодня тренируем одни мышцы, завтра другие, послезавтра всё вместе - и пробуем на результат. 

9. Запишите ваши ощущения, зафиксируйте состояния - что вам особенно нравится, когда вы играете? Сам процесс или выполнение задач? Каких именно? Красивая мелодия, фраза - или целое произведение? Так вы будете точно знать, что вам нравится, а что вызывает дискомфоот или даже неприятие - и работать с этим.

10. Лучший прогресс - это смена деятельности, переключение. Не сидите за инструментом "до упора": устали, зациклились - отошли, переключились. Как вы понимаете, детей это касается особенно! Час занятий может быть подряд, а может, например, 4 раза по 15 минут. Это зависит от вас, вашего темперамента и ощущения комфорта - пользуйтесь возможностями самостоятельных занятий, когда никто не стоит над душой и не управляет вашим настроением, кроме вас самих. Поставьте себе напоминалки, как на любимый сериал - очень помогает.

Бизнесмены и мамы об этом прекрасно знают: у них ведь постоянный проджект-менеджмент, а проектов несколько одновременно. Если задача сейчас не идёт - надо дать себе подумать и переключиться на что-то другое. А если идёт - взял и сделал сразу, отработал. Слава богу, в игре на фортепиано у нас с вами нет форс-мажорных ситуаций, требующих немедленного вмешательства и решения. Поэтому не будьте фюрером ни себе, не ребёнку - это как раз НЕ работает. Я согласна, что в результате действия метода кнута и пряника получаются только толстые и запуганные дети.

11. И последнее пожелание лично от меня: рассказывайте всем о вашем увлечении, ваших занятиях. Делитесь, что вам это даёт, как вы это любите, что хотите сыграть, что уже играете. Уверенно и свободно! Это ваше творчество, ваша реализация, ваша жизнь. Ваш рост и успех. И ваш индикатор окружения - как люди относятся к вашему творчеству, так они относятся и к вам.

Музыка меняет нашу жизнь, и всегда в лучшую сторону.

Желаю вам успехов! 

Комментировать Всего 1 комментарий
Больше материалов по дистанционному обучению здесь:

https://altacademia.ru/library