Начну с бенефитов. У мамы есть план — поставить «галочки» напротив списка литературы на лето. Сделано, радуется она. К чему здесь придираться? Если не рассматривать последствия такого выбора — ни к чему, конечно. Книги прочитаны, ребенок материал усвоил, даже скорость чтения увеличил.
К тому же ребенок привыкает к понятию «надо». Надо прочесть, чтобы получить то, чего он действительно хочет. Надо сдать норматив, чтобы добраться до заветной цели. В целом звучит как отличная мотивационная внешняя программа. Но плата за эту программу — нелюбовь к чтению на долгие годы.
И еще одно, на этот раз мифический благоприобретение, случившееся у одного парня, которого никто никогда не видел: «он сейчас через силу прочтет 3 книжки, а потом втянется, и за уши не оттащишь». Иллюзия, конечно, питательная, ее результат чудесно иллюстрируют выпускники музыкальных школ, освоившие игру на фортепиано под давлением родителей и возненавидевшие музыкальные инструменты как пыточные. Спросишь их «что было самое прекрасное в музыкальной школе» и услышишь: «сдать экзамен и закрыть крышку фортепиано навсегда».
Основной вред платы за чтение
Самый долгосрочный вред оплаты чтения в формировании устойчивой нелюбви в получению знаний в текстовом формате. Родители закрепляют мысль, что книги — неприятное дело. И таким образом лишают книги всякой ценности. Подрастающий в оплачиваемой системе человек вряд ли вознамерится поискать интересное в энциклопедиях, нырнет с головой в поттериану, будет с фонариком под одеялом узнавать, что случилось с Алисой в Зазеркалье. Для него книги про оплачиваемую обязанность, не про интерес.
Пока еще основной источник знаний в образовании — книги. Ребенку всю школьную жизнь, а потом и студенческую придется читать. Хочется спросить, а кто заплатит за параграф по истории? Кто за необходимую литературу в ВУЗе? И если не заплатят, будет ли заданное прочтенным? Будет ли усвоено?
Скрытый вред
Иногда плата — это не деньги, а другие «плюшки»: дополнительные часы в компьютерных играх, прогулки «пока не прочитаешь главу, гулять не пойдешь», и самое коварное — мамина одобрение. Если с первыми двумя пунктами все ясно, здесь просто другая валюта, то на последнем остановлюсь подробнее.
Дети до подросткового бума хотят быть объектом маминой гордости, им нравится нравиться маме. Нравится, когда мама целует и говорит «молодец», нравится, когда мама с гордостью рассказывает по телефону, что пять книг прочел. Такая любовь за сделанное. Любовь заслуженная. Какую связь здесь мама взращивает: ты любим, когда делаешь то, чего я хочу. Перенесемся на лет 15-20 в будущее. Мы уверены, что паттерн угодливого поведения — это то, что мы хотим видеть в своих взрослых детях? Если да, имеет смысл удвоить усилия. Если нет, рвите на мелкие клочки заслуженную любовь, она — не тот багаж, который вы мечтаете подарить своему ребенку.
А как же тогда заставить ребенка читать?
Вопрос справедливый, только слово «заставить», которое часто сопровождает на консультациях родителей в связке с глаголом «читать» я бы заменила на другие: научить, заинтересовать и, наконец, полюбить. Но об этом обещаю рассказать в следующем посте.
А пока несколько полезных постов о книгах для детей:
Почему девочкам нужно покупать больше книг, чем мальчикам