Араму Мнацаканову, известному ресторатору, меня представил наш давнишний клиент — Сергей. Наша работа очень интересна еще и тем, что мы работаем не с квартирами — мы работаем с людьми, людьми очень успешными. Поэтому у каждого из наших клиентов мы сами чему-то учимся.

С Сергеем мы посмотрели несколько квартир — он подбирал что-то для себя. Его работа была связана с поставками для ресторанов, и, судя по тому, что на всех просмотрах он буквально не отрывался от телефона, дело это достаточно хлопотное. 

Мне запомнилось одно из рутинных, видимо, затруднений, когда в ресторан доставили морепродукты. А расстояние в 50 метров от машины до ресторана и никто не мог эти ящики пронести, потому что водитель отказывался, а в ресторане тоже никто не мог. И Сергей, прислонившись к колонне в одной из квартир и глядя на купола Смольного собора, решал эту проблему. 

Как-то Сергей упомянул своего  знакомого — сказал, что зовут его Арам, у него кафе, и есть какие-то вопросы по недвижимости, которые он хотел бы со мной обсудить. Я сразу представил себе такую придорожную кафешку, как у нас в «Лисьем носу» — там, где медведь стоит с подносом, представил мангал, где некий Арам крутит шашлычки... и — стал ему звонить.

Телефон Сергей оставил почему-то рабочий — несколько дней я дозванивался, а потом Арам Михайлович мне перезвонил сам: я его узнал сразу, по голосу. Думаю, что Сергей специально меня «подколол» )))

Мы помогли в нескольких вопросах — что-то продали, что-то купили. 

У Арама Михайловича я научился двум основным вещам. 

Первое — это конкретность. Например, пока мы смотрели квартиру для него, он минут двадцать ходил по ней (тоже, кстати, не отрываясь от телефона), останавливался у панорамных окон с видом на Елагин остров, непрерывно продолжая общаться. И вот за эти двадцать минут, как мне показалось, он не только согласовал концепцию ресторана «Рыба на даче», его ремонта и обустройства, но и выбрал себе квартиру, сразу же определившись с дальнейшим ремонтом: «Дизайн будет делать Альбина».

Дизайнер создала очень стильный и приятный интерьер, немного повернув пространство квартиры. Для Питера тех лет это были очень нестандартные, впечатляющие решения. В интерьере не было ничего лишнего. Такой европейский, но не скандинавский, а скорее итальянский минимализм. И продуманный! Ванну, например, решили не делать, только душ, но выводы под ванну проложили, и это способствовало дальнейшей продаже, потому что для многих покупателей наличие ванны как раз-таки важно.

Таким образом, всего за двадцать минут он понял, что да, квартира подходит, и я стал свидетелем составляющих такой успешности — умения конкретизировать, четко излагать мысли, видеть цели и всё быстро планировать.

Дизайнером оказалась Альбина Назимова (вдова Влада Листьева): «Я занимаюсь адаптацией человека к пространству».

Второе, чему я научился у Арама Михайловича — это как привлекать партнеров, которым интересно общаться с вашими же клиентами. Вы, наверное, видели рекламные кампании ресторанов группы «Пробка», когда именитые бренды, например, автомобилей становятся партнерами мероприятий ресторанов с клиентами близкими по духу. А рестораны получают возможность добавлять гостям нужных эмоций. 

Так и мы делаем, в том числе, глянцевый журнал «VIPFLAT» vipflat.ru/j с теми партнерами-застройщиками, кому интересно напомнить о себе нашим ТОП клиентам. К слову, Арам Михайлович был гостем в одном из первых номеров. Я взял у него интервью (по ссылочке можно его посмотреть полностью vipflat.ru/aram) о том, почему и как создаются рестораны, о принципах жизни и работы.

Короля играет свита

Еще хочу рассказать об одной из квартир, которую Арам Михайлович просил нас продать. Квартира принадлежала кому-то из «семьи» и была совсем небольшая — что-то около 10 миллионов она стоила, может быть, даже меньше. Мы работали с несколькими его объектами, поэтому взяли в работу (хотя, к сожалению, не можем брать объекты, дешевле чем 25-30 миллионов — это не наша ниша). И эта вот маленькая квартира — она произвела фурор на рынке.

Такая «лофтовая мансарда» в районе Таврического сада, с легким ремонтом, немного «уставшим», но его обновили перед продажей, за что отдельное спасибо владельцу.

И самое главное, что была заменена входная дверь в парадную. Вы представляете питерские двери в старом фонде — почти все металлические, грохочущие, глухие абсолютно. Вместо этого была поставлена деревянная дверь, в красивом сером цвете, с большим стеклом. Через это стекло было видно, кто находится в подъезде. 

Парадную отремонтировали, поставили аккуратные светильники. И это выделило квартиру из множества подобных вариантов. Спрос на нее был огромный — мы ее показали, наверное, раз тридцать за несколько дней, и самым сложным для этих тридцати показов был 5-й этаж без лифта)) Когда нашелся покупатель, был даже небольшой аукцион.

Арам Михайлович поблагодарил – подарил коробку Prosecco Decordi: эта винодельня, расположенная на северо-востоке Италии в регионе Венето, производила вино для бренда Мнацаканова. 

Такой подход к продаже, подход к тому, что обязательно надо обустроить внешнее пространство, как эта вот входная дверь в парадную, имеет абсолютно такое же значение, как, скажем, первое впечатление, когда вы входите в ресторан. 

В одном ресторане вам неуютно, некомфортно, и непонятно почему — и блюда, вроде бы, вкусные, и мебель новая, а ресторан угасает. А в другом (в ресторанах «Пробка», в том числе) — и замечательный коллектив, и теплая атмосфера, и очень стильно, уютно — и рестораны идут «в гору», они всегда популярны и любимы.

#ПОЛЬЗАРИЕЛТОРУ То же и с продажей квартир — я хотел отметить здесь важность стейджинга: подготовки квартиры в продажу. Потому что покупатель — он смотрит квартиру десять-пятнадцать-двадцать минут обычно, и те эмоции, которые у него возникают за это время, они позволяют ему принять решение, покупать или нет. Когда он смотрит за день несколько квартир, то просто забывает уже, что в какой понравилось, и остаются только какие-то приятные или неприятные ощущения. 

Нам, риелторам, очень сложно, к сожалению, донести до продавца-собственника, что покупателю важна не только квартира, но даже в большей степени ее окружение. Это дом, это подъезд, парадная, это лифт, это состояние на лестничной площадке перед входом в квартиру. То есть «короля играет свита» — если окружение квартиры не соответствует ремонту, который там сделан, продажа ее будет очень и очень сложна, и на этом теряется до трети стоимости

Поэтому люди, которые понимают, что такое недвижимость, как продать дорого — они начинают продажу с подготовки квартиры, с ее обновления. Обновляются стены, где-то ставятся новые цветы; если есть террасы, то замечательно — там устанавливаются шезлонги, цветы в горшках. Но еще более важно сделать парадную соответствующую квартире. Эти вложения окупаются многократно!!!

Вот такая история про знакомство с Арамом Мнацакановым. Спасибо за сотрудничество с нами, всегда Вам рады, Арам Михайлович!