Организация свадеб – это быстро растущий сегмент рынка как в России, так и за рубежом. И хотя из-за пандемии сейчас на нем наблюдается спад, в дальнейшем ожидается восстановление и развитие. О том, как сделать женихов и невест счастливыми и при это заработать, мы поговорили с event-продюсером Екатериной Кравченко.

Екатерина, в чем плюсы свадебного бизнеса? Почему есть смысл открывать именно его?

Профессиональные организаторы мероприятий, в том числе свадеб, всегда были очень востребованными специалистами, но в последние годы рынок развивался максимально активно. Если раньше о привлечении свадебного агентства думали только весьма состоятельные пары, то сейчас на этом не экономят и представители среднего класса. Влюбленные хотят насладиться атмосферой праздника, а не решать организационные вопросы и контролировать подрядчиков.

При этом начать свадебный бизнес можно без стартового капитала или совсем с небольшими вложениями. Самое главное – это ваше огромное желание работать и ответственный подход к делу. Для организатора мероприятий не обязательно снимать офис, по крайней мере на первых порах, встречи с потенциальными клиентами Вы можете проводить в кафе или переговорных с почасовой арендой. Реклама – это, безусловно, полезно, но не обязательно. В этом сегменте рынка очень хорошо работает сарафанное радио. Например, можно бесплатно организовать несколько мероприятий для своих друзей или знакомых, а они потом будут Вас рекомендовать другим.

Однако новичкам в этой сфере я не рекомендую сразу открывать свою компанию, для начала лучше попробовать себя в качестве наемного event-менеджера в крупной компании или даже нескольких фирмах с разной специализацией. Так Вы сможете понять, на сколько Вам подходит эта сфера, приобрести необходимые знания и навыки, наладить полезные контакты.

А сколько может зарабатывать свадебный организатор и владелец wedding агентства?

Многое зависит от того, где Вы живете, какая численность населения у Вас в городе и уровень доходов людей, на сколько большой у Вас опыт, портфолио, есть ли у Вас уникальное торговое предложение (оффер). Также на доход будет влиять количество рабочих часов, кто-то готов трудиться целый день, а кто-то несколько часов.

Чтобы примерно подсчитать, сколько Вы сможете заработать, для начала узнайте в ЗАГСе, сколько подается заявлений на брак ежегодно. Это даст Вам  оценку того, сколько потенциальных пар есть в вашем городе. Если женятся 10 тысяч пар, то у Вас есть 10 тысяч потенциальных клиентов. После этого выясните, какая средняя стоимость свадьбы в Вашем городе. Предположим, что 500 тысяч рублей на 40-50 человек. Далее подумайте о Вашей занятости.

Будете ли Вы работать полный или неполный рабочий день? Сможете ли Вы взять одну свадьбу в месяц или проводить церемонии каждые выходные?

Стоимость работы свадебного организатора обычно составляет от 10% до 15% от бюджета. Соответственно если стоимость церемонии полмиллиона рублей, то Вы будете получать от 50 до 75 тысяч рублей с каждого клиента.

Теперь, задайте себе вопрос: сколько Вы хотите зарабатывать ежемесячно? И эту сумму разделите прибыль с одного клиента. Таким образом, если Вас устроит сумма в 300 тысяч в месяц, Вам нужно будет организовать 4-6 свадеб в месяц. А если нужен миллион, тогда от 14 свадеб. Для этого, скорее всего, придется привлекать сотрудников. Но в целом, если Вы работаете не сами, а собираете команду, тогда количество свадеб может быть любым, хоть 100 в месяц.

Кроме того, свадебные агентства могут зарабатывать не только на организации торжества, но и на дополнительных услугах, например, дизайне приглашений, создании сайтов, флористике (если Вы не заказываете ее у сторонних подрядчиков)…

Как новичку выделиться среди конкурентов?

В первую очередь конкурентов надо проанализировать, чтобы понять ситуацию на рынке и то, чего не хватает клиентам. Вы должны выяснить, с какими проблемами они могут сталкиваться и помочь их решить. В этом и будет Ваше преимущество. Также необходимо понять, на какую аудиторию Вы будете ориентироваться. И здесь важен не только возраст и социальный статус, но и стиль жизни, характер, образ мыслей людей.

Что касается конкурентов, то есть 3 типа компаний, которые нужно проанализировать. Во-первых, изучите крупных международных игроков за пределами России и СНГ. Посмотреть, какие продукты они создают и в каком направлении развиваются. Сейчас это доступно: интервью, подкасты, социальные сети, статьи в профильных журналах. Во-вторых, проанализируйте федеральных игроков в пределах страны. Ну, и на сладкое - прямые конкуренты из Вашего города. Их опыт максимально релевантен, потому что у вас схожие исходные параметры.

А как Вы сами пришли в индустрию мероприятий и, в частности, свадеб?

С 2008 года я начала организовывать праздники для подруг, их дни рождения, а потом и свадьбы. Однажды известный ведущий порекомендовал меня очень успешной паре предпринимателей, у них была своя сеть кофеен. Я очень волновалась, когда готовила для них проект, но была уверена в том, что делаю все на высшем уровне. В результате церемония прошла изумительно, и эти ребята рекомендовали меня потом своим друзьям, знакомым, а также я организовывала для них в дальнейшем семейные торжества. Поэтому я на начальном этапе вообще не вкладывала денег в рекламу.

Мне всегда нравилось видеть радостные лица людей, я люблю делать окружающих счастливыми, дарить им приятные эмоции. Поэтому для меня выбор этого профессионального направления был очень органичным. Сначала я основала свое свадебное агентство, а затем агентство событийного маркетинга, стала заниматься также организацией крупных корпоративных и рекламных мероприятий.

Что Вы считаете своим конкурентным преимуществом в организации свадеб?

У нас свадьбы для занятых людей, собственников бизнеса, кто предпочитает отдать все в руки профессионалов и заниматься своей работой, семьей, а не тратить время на бесконечные уточняющие вопросы и согласования. Мне достаточно одной встречи, чтобы понять все желания, ожидания молодоженов и сделать им предложение, которое точно понравится. Умение чувствовать людей и понимать, какая команда им подойдет (стилист, флорист, фотограф, ведущий) – это, наверное, главный секрет успеха.

Какие самые интересные свадебные проекты у Вас были?

Все свадьбы интересны по-своему. Но один из самых ярких проектов – торжество в США  на 3 миллиона долларов. Это была свадебная церемония для 350 гостей,  у нас было 3 дня празднования и 7 дней подготовки.

Первый день – это приветственный ужин, знакомство гостей. Второй день - свадьба, третий день – это поздний завтрак (бранч) с гостями. На протяжении всего празднования мы меняли живые цветы и весь декор. Все было реализовано в разных цветовых решениях. Уровень красоты был невероятный!

Какими своими достижениями Вы гордитесь?

Я очень рада, что мне удалось посотрудничать с селебрити организаторами за рубежом и я получила международную оценку своих проектов. Например, я стала победительницей международной премии с участием звезд и СМИ

Successful Ladies Awards – 2020 в номинации «Лучший event продюсер». Также мне была присуждена премия «Эксперт года-2020» по версии журнала EXPERT_RF в номинации «Best event». Кроме того, среди моих клиентов много крупных корпоративных заказчиков, например, Reebok, Adidas, Альфабанк, X5Retail Group, Bazalevs и другие.

В чем сходства и различия свадебного бизнеса в России и за рубежом?

Свадебная индустрия - один из самых быстрорастущих рынков в Америке. Это

бизнес стоимостью 70 миллиардов долларов, в котором работает около 800 000 человек. С 80-х годов компании и предприниматели сформировали индустрию, внедрив широкий спектр инноваций, которые превратили культуру свадьбы из простого семейного торжества в формальное роскошное мероприятие. Думаю, в России этот бизнес еще придет к своему расцвету через несколько лет.

Многие университеты в России предлагают курсы по гостеприимству, по управлению проектами, администрированию и бухгалтерскому учету, но еще нет ни одного института по профессиональной подготовке организаторов мероприятий. Чаще всего обучают курсам те, кто сам прошел путь от своей свадьбы до миллионных проектов.

А в США можно обучиться данной профессии даже в колледже, там предлагаются профессиональные программы по планированию свадеб и мероприятий, после которых Вы становитесь лицензированным специалистом. А далее нужна будет повторная сертификация через 3, 5 или 10 лет. Это требование соблюдается с целью защиты потребителей, и требует от практикующих профессионалов постоянно быть в курсе отраслевых тенденций и лучших практик в своей профессии.

Я сама проходила обучение и в России, и за рубежом. В 2013 году я окончила Lehman College в Нью-Йорке по специальности «Certified Wedding & Event Planner», а также прошла курс «Основы менеджмента событий. Планирование, организация, продвижение и финансовое обеспечение событий» в немецком агентстве GIZ и «S.M.A.R.T. Corporate Event Planner» в Wedtech Academy в Нью-Йорке.  Также я окончила магистратуру стратегического менеджмента НГУЭиУ в России в 2010 году.

Какие тренды развития свадебного рынка Вы можете выделить?

Поскольку Covid-19 вынудил устраивать свадебные приемы с гораздо меньшим количеством гостей, появилась тенденция душевных выступлений. В 2021 году свадьбы, скорее всего, будут на небольшое количество гостей до 20 человек, однако это позволит сделать торжество более теплым, общения гостей друг с другом и молодоженами будет больше, тостов тоже (улыбается)

Кроме того, максимальной популярностью будут пользоваться площадки на открытом воздухе по причине безопасности.

Также свадебные профессионалы, которые выходят за рамки стандартных решений, будут максимально востребованы в этом году, потому что пары сейчас все чаще творчески подходят к организации свадьбы. Будет активно использоваться Zoom, программы дополненной реальности. Однако в перспективе онлайн формат, на мой взгляд, никогда не заменит живых объятий и личных поздравлений.

Из-за пандемии часть игроков ушла с рынка, но зато для тех, кто остался, появилось больше возможностей для развития. В будущем я предполагаю, что данный сегмент продолжит активное развитие.