Дагестан похож на спящего древнего дракона, вся спина которого усыпана острыми шипами-пиками. Когда-то очень давно самые бесстрашные представители разных народов решили поселиться на нем. Более 30 наций и этнических групп и поныне живет на этой земле. Страна гор, край бесстрашных орлов, очаг древностей, кладезь самобытной культуры, страна мастеров и поэтов.
В Дагестане я набросала несколько символичных эскизов Духа Горца. И задумалась о том, в чем заключается суть горца, какой дар получает человек, который родился на этой Земле.
Есть легенда о том, что когда-то горцы были орлами, а потом спустились на землю. Но их братья до сих пор рассекают небо и напоминают тем, кто ходит по земле, откуда они родом и как высок дух каждого горца. Мне очень понравилось стихотворение Расула Гамзатова:
«В Индии считается, что змеи
Первыми на землю приползли.
Горцы верят, что орлы древнее
Прочих обитателей земли.
Я же склонен думать, что вначале
Появились люди, и поздней
Многие из них орлами стали,
А иные превратились в змей»
Пока я писала «Дух Горца», я все больше проникалась духом Дагестана. Как будто я сама становилась птицей, которая парила над горами и восхищалась суровой красотой этого края. Я слышала музыку гор и непроизвольно кружила в танце. Танец лезгинка восходит к древним временам, когда кавказские народы совершали обряды перед битвами и охотой. А русское название «лезгинка» танец получил от слова «лезгин», которым до революции ошибочно называли все горские народы Дагестана.
Считается, что само слово «лезгин» восходит к корню «лек», что значит «орел». И поэтому лезгинку часто называют «танцем орла»: мужчина-танцор олицетворяет гордую хищную птицу, а его распахнутые руки символизируют орлиные крылья. В парной лезгинке девушка становится «лебедем» — метафорической добычей, которую в танце «орел» настигает.
Дар поэта
Великий дагестанский поэт Расул Гамзатов родился в маленьком горном селении Цада. Его отец Гамзат Цадаса был известным на весь Дагестан поэтом и переводчиком. А как не быть поэтом в этой стране, когда ты каждый день видишь землю с высоты птичьего полета. Дагестанские села похожи на птичьи гнезда, которые каким-то чудом держатся за горы. Просыпаешься утром, выходишь из дома, и видишь бесконечное небо, горы, проплывающие рядом облака и душа начинает петь и восхвалять этот мир.
Аварцы говорят: «Поэт родился за сто лет до сотворения мира». Но я думаю, что Бог был настолько воодушевлен и впечатлен красотой, когда творил мир, что поэзия сама разлилась по всему миру, и чуткие души горцев как никакие другие чувствуют и воспевают это в своих песнях.
Поэт моря, живописец И.К. Айвазовский путешествуя по Дагестану, так был заворожен видом горного аула Гуниб, что не удержался и написал его маслом.
Горы на этом полотне напоминают застывшие в камне волны бушующего безбрежного моря. В Гунибе большой перепад высот. Имам Шамиль, национальный герой дагестанского народа, выбрал Гуниб местом своей последней ставки, здесь он построил свою крепость, где его с трудом пленили в 1859 году.
Живая вода Дагестана
«И воины спросили у Шамиля: как ты спасся, получив такие страшные ранения? Он ответил: я нашел в горах родник и он излечил меня» Дагестанская легенда
Чтобы понять дух места, надо испить его воды. У каждого родника в Дагестане свой вкус, у каждой речки свой цвет, свое предназначение, у каждого водопада своя история. 6255 рек несут свои воды по горным склонам и ущельям. Вода в Дагестане имеет живой, игривый и местами бешеный характер. Она пронизывает своими потоками горы, срывается с отвесных скал водопадами, уходит под землю и там образует таинственные озера.
Один из самых загадочных водопадов — Салтинский. Чтобы добраться до него, нужно спуститься на дно ущелья и по скользким камням проникнуть в его чрево. И там взору открывается невероятное.
Вода водопада мелкими брызгами разлетается по всей пещере. Свет, отраженный от воды, превращает это место в сказочное царство — волшебное брюхо дракона.
Каждый водопад здесь как откровение, живой свиток, который спадает с 1500-2000 метров и несет в себе память земли. На плато Матлас вода, вырываясь из земли, образовала множественные расщелины. Сквозь плато протекают облака, делая это пространство сказочным и фантастическим. Такое ощущение, что ты попал в мир героев кинокартины «Аватар».
Здесь находились ханские ванны, способные одарить красотой и молодостью. Во времена правления аварских ханов в этих природных источниках купались их жены и дочери.
В старину, когда в горах не было врачей, люди обращались за помощью к знахарям. А знахари советовали при болезнях пить ту или иную лечебную воду из определенных источников и рек.
Идущий за лечебной водой или возвращающийся с ней, переходя речку, босиком становился лицом в сторону ее течения, затем разбрызгивал воду через голову и произносил заговор, в котором просил реку сделать его здоровым.
Райские сады Дагестана
Высоко в горах горцы создали невероятной красоты сады. Они как масло разрезали горы, создавая на них террасы. На террасах высаживали фруктовые деревья, виноград, кукурузу, бобовые, злаковые. В глубоких ущельях гор, в речных долинах, где нет ветров и идеальные условия, плодоносили персики и абрикосы. Сегодня рукотворные террасы покрыты плотным ковром горного разнотравья. Но попробуй сорвать хоть один из скромных горных цветков: его корни глубоко уходят в каменистую почву. Такая сильнейшая энергия жизни в этих маленьких и прекрасных созданиях, такая сила и мощь в их корнях.
Я вспомнила рассказ Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Хаджи-Мурат Толстого — личность огромной жизненной силы, сломленной по воле рока судьбы. Но я уверена, что гордый, сильный дух Хаджи-Мурата не был сломан. Как можно сломить растущий в горах скальный дуб? Пока жив его корень, будет жить и дерево.
Дюма в Дагестане
В 1858 году Александр Дюма решил проехаться по Дагестану. Он пробыл здесь три месяца. Искал древние предания и легенды, изучал традиции и обычаи. Все свои наблюдения он записал в путевые заметки. Он увидел горцев бесстрашными безумцами, летающими на своих конях над горными пропастями.
«Преследуемый горец никогда не смотрит, что у него под ногами и что впереди. Если какой-нибудь ров пересекает ему дорогу или даже пропасть такой глубины, что он боится, чтобы конь его не испугался её, то он снимает с себя бурку, накидывает её на голову коня и с криком «Аллах! Иль Аллах!» бросается в пропасть глубиной в пятнадцать или двадцать метров, чаще всего без всяких дурных последствий для себя…»
Сейчас горцы носятся по серпантинам гор на машинах, сливаясь в единое целое со своими железными конями и интуитивно чувствуя каждый поворот и каждый обрыв. Кавказские горы, «держащие небо», смотрят на этих бесстрашных и не перестают удивляться.
Дух воина
Слава богу, времена битв и войн остались в прошлом, но что случилось с бесстрашным духом горца-война? Он жив. Дагестан лидирует в мире по наибольшему количеству олимпийских чемпионов по вольной борьбе. Борцами Республики Дагестан завоевано восемнадцать золотых медалей. Ну и самая яркая звезда Дагестана Хабиб Нурмагомедов —Чемпион UFC в легком весе, двукратный чемпион мира по боевому самбо, чемпион России по боевому самбо, чемпион Евразии по рукопашному бою. Хабиб обладает уникальным профессиональным рекордом. Он не проиграл ни одного раунда из 29 в своей карьере. Хабиб говорит, что во всех боях его поддерживает вера во Всевышнего.
Вера горца
В центре старого Дербента уже 1300 лет стоит Джума-мечеть. Дербент упоминается в священном Коране и в священных хадисах. Город считался святым местом для мусульман. Городу-крепости Дербент мусульмане дали арабское название Баб аль-Абваб - "Ворота ворот". Город был средоточием духовной мысли огромного региона. Здесь начинали свою благотворную миссию многие деятели раннего Ислама, потомки пророка Мухаммада. Во дворе Джума-мечети растут древние платаны. По ним Джума-мечеть узнается с любой точки города.
По преданию, они были посажены в 9 веке великим ученым и имамом Шариата и тариката Абуль-Касым аль-Джунайд аль-Багдади и веками спасали мечеть от природных напастей. Эти прекрасные деревья, живые символы веры, сколько молитв они впитали за эти века. Во дворе мечети очень тихо и, если присесть на скамью у платана, в шуме листвы можно услышать молитву. И здесь под платанами я вспомнила слова Хазрат Инайят Хана: «каждый лист дерева становится страницей священного писания, если однажды душа научилась читать».
Дух мастера
Дух горца — это дух мастера. Расул Гамзатов писал, что веками трудились в Дагестане его непревзойденные народные умельцы: златокузнецы аула Кубачи, серебряных дел мастера Гоцатля. Унцукульцы из дерева создавали рукотворные поэмы, дербентские, табасаранские женщины на ковры переносили все сто красок земли, балхарки на глиняных кувшинах писали таинственные стихи. Здесь каждый аул гордится своими мастерами и своими произведениями искусства.
В ауле Балхар издревле делают керамику цвета золотистой охры и украшают ее узорами белого цвета.
Каждый аварский медночеканщик способен создать около десяти видов больших водоносных кувшинов и маленьких кувшинчиков для умывания и питья. В Дагестане отдельный культ кувшинов. Почти каждое аварское селение имеет свою излюбленную форму. Мало того, по форме кувшина, который несла женщина, можно было определить, замужем она или нет.
Тайна бархана Сарыкум
Есть в Дагестане феномен — бархан Сарыкум. Песчаный холм в окружении гор площадью 600 гектаров. Про бархан сложено много легенд и сказаний. Мне понравилась легенда про великана, который шел и потерял сапог, из сапога высыпался песок и образовал бархан.
Сарыкум вдохновил Михаила Лермонтова на сочинение стихотворения «Сон». Михаил Юрьевич записал его, лежа на бархане.
«В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном».
Увидев бархан, режиссер Владимир Мотыль понял, что именно здесь надо снимать эпизод для «Белого солнца пустыни» с головой абрека Саида. На фоне голубого неба пески бархана выглядят сияющим золотом. Но, как и золото, бархан очень изменчив. Его очертания постоянно меняются. У Сарыкума четыре вершины, и после каждой бури они меняют свою форму, причем основание остается неподвижным. Бархан постоянно растет. Сегодня это самый большой бархан в Евразии, высота Сарыкума составляет 262 метра.
Дагестанская кухня и дар гостеприимства
Когда путешествуешь по Дагестану на машине, то временами движение затруднено из-за встречи с неторопливым табуном баранов или разгуливающих и не обращающих ни на кого внимания коров. Это основное богатство горца — мясо, молоко, масло, сыр, бурки и папахи, ковры, войлок, обувь и предметы домашнего обихода.
Традиционная дагестанская кухня — это, конечно, всевозможные варианты превратить мясо в нечто нежнейшее и вкуснейшее: его жарят, парят, готовят на углях, огне, в вине.
Горцы говорят: есть в доме мясо — нет проблем, нет в доме мяса — есть проблемы.
Самые любимые блюда горцев — это хинкал, чуду, курзе, долма и плов.
Дагестанцы невероятно гостеприимный и щедрый народ. Самое страшное проклятие для горца «Не дай Аллах, чтобы настал такой день, когда в твой дом не зайдут люди!». Все самое лучшее, что есть в доме хозяйка подает на стол.
Аул-призрак Гамсутль и процветающий Чох
Есть два селения в Дагестане — аул-призрак Гамсутль, который жители покинули в начале 2000-х годов, и живой, стремительно развивающийся аул Чох. Аул Гамсутль расположен на высоте 1418 метров над уровнем моря. Отсюда открывается ошеломительная панорама на горы. Каменные дома были построены жителями аула из скальных камней по уникальной технологии, напоминающей структуру гнезда ласточки. Дом держится за скалу несмотря не на какие погодные условия. Когда-то к Гамсутле была жизнь. Аул имеет древнюю историю.
В переводе с аварского языка Гамсутль означает «у подножия ханской башни». Процветал аул и в советские времена. Он насчитывал около 1000 жителей, была школа, детский садик, магазин, поликлиника. Но 90-е и 2000-е годы аул не смог пережить. Люди покидали аул в поисках лучшей жизни. Уже к 2000 году здесь оставалось 245 человек, а к 2002 — всего 17. В конце концов аул опустел. Без людей поселение стало стремительно разрушаться — первыми провалились крыши, потом стали разрушаться стены. В 2015 году умер Абдулжалил Абдулжалилов — последний житель села, который поддерживал очаг этого места.
Сегодня Гамсутль — туристическая достопримечательность, тысячи туристов приезжают посмотреть на руины когда-то процветавшего села. А дух Гамсутля взывает к его реконструкции и возрождению.
Недалеко от Гамсутля, также на вершине горы, стоит аул Чох — одно из древнейших селений в Дагестане. Через Чох проходил один из маршрутов Великого шелкового пути. В VIII веке под влиянием арабского полководца Абу-Муслима в Чохе объединились двенадцать мелких сел.
В 1742 году здесь было разбито полчище Надир-Шаха. До революции Чох был одним из центров арабистики в Дагестане. Это селение было известно хорошими мастерами: оружейниками, камнерезами, ювелирами. А в годы Великой Отечественной войны отсюда на фронт отправились 300 жителей. Многие из них прошли от Кавказа до Берлина, а четыре чохца расписались на Рейхстаге в Берлине. Чох дал миру выдающихся ученых, академиков, докторов, учителей. Для жителей аула образование превыше всего. Так же, как и Гамсутль, Чох не выдержал 90-х. К 2010 году он практически опустел: местные жители перебирались в города, а их дома ветшали. Но дух Чоха воззвал о помощи, и его зов услышал Заур Цохолов. Он отказался от юридической карьеры в Махачкале и вернулся в Чох, чтобы возродить родное село.
За эти десять лет он, молодой и сильный духом мужчина, сделал невозможное — вернул Чоху жизнь. В аул стали возвращаться люди. Он построил дом-музей «Этнодом» — сегодня, это один из самых популярных отелей в Дагестане.
В 2017 году Евгения Киллих и Кирилл Овчинников сняли документальный фильм «Человек из Чоха», где Заур рассказывает о себе, о Чохе, о людях, которые здесь живут, о буднях аула. Крупные кинокомпании снимают в Чохе фильмы и сериалы. Благодаря Зауру, аул Чох стал сияющим камнем в ожерелье дагестанских селений и городов.
У Расул Гамзатова есть стих, который рассказывает как люди, родившиеся на дагестанской земле слышат душу этого места, как сильна связь людей и места, где они родились.
«Я — Дагестана пес сторожевой,
Лишь свистнет он, к его судьбе причастный,
Вновь вздрогну, как от раны ножевой,
И полечу на этот зов всевластный».
Я дописала портрет «Духа Горца». Дагестан подарил мне вдохновение и крылья творчества и бесценные кристаллы своей земли - быть бесстрашной, сильной духом, дерзкой, великодушной и щедрой!
Благодарю Федеральное агентство по туризму и Министерство по туризму Дагестана.