Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их.
— Максим, мы живем в уникальное время, когда открыты источники знаний, которые долгие века были прерогативой исключительно небольшого избранного количества людей. Сейчас же — черпай и образовывайся, пользуйся опытом великих творцов и создавай свои миры. Но история искусств по-прежнему остается знанием немногих. Я, как художник, прекрасно знаю, как важно нырять в миры великих личностей и вдохновляться их жизнью и творчеством и, подключившись к любому из гениев, расширять свой собственный мир. Для меня такие погружения в мир искусства — это хороший способ оторваться от повседневности.
Максим Шишигин: Ты права. Мы все обыватели в силу своей данности, но надо находить время, хотя бы час в день, для погружения в мир искусства. Важно позволить себе оторваться от той неизбежности, в которой мы пребываем. Мне кажется, история искусств — это тот прекрасный родник, припасть к которому я очень рекомендую. И как раз мой курс — это фактически возможность в небольших дозировках получать практическую информацию. Я воспринимаю историю искусства как материал, создающий для человека некую базовую систему ценностей. Чтобы каждый начал понимать структуру этого предмета. Стал разбираться в последовательности, в смене стилей, в причинах их изменений, причинах их угасания, а иногда — бурного всплеска. И учитывая, что музейная и выставочная политика сегодня осложнена ограничительными мерами, то, оставаясь дома, можно с легкостью перенестись в самые разнообразные музеи мира, где находятся выдающиеся произведения искусства, о которых я рассказываю. А затем, запомнив имена архитекторов, художников или скульпторов, можно при желании самостоятельно найти их и углубиться в изучении их творчества. Мой курс — это импульс для того, чтобы вдохновиться и влюбиться в искусство. А после — начать поиск книг и фильмов, посвященных тем или иным персоналиям исторических эпох, которые подаются со всеми детальными исследованиями. Я буду очень счастлив, если наша довольно сжатая программа поспособствует тому, что кто-то сильно увлечется этим предметом и сделает его частью своей жизни.
— Максим, представляешь, если бы историю искусств преподавали в школе, какой бы у всех был прекрасный вкус, как много было бы вокруг нас красивых предметов, зданий, городов. Но мне кажется, что никогда не поздно восполнить пробел в образовании, особенно что касается теории искусства: это же такое наслаждение — учиться красоте и формировать у себя хороший вкус.
Максим Шишигин: Все мы, живущие сейчас уже в XXI веке, даже люди, профессионально не связанные ни с какими видами искусства, так или иначе являемся его потребителями. Искусство нас окружает ежедневно, начиная с обстановки нашего быта, наших квартир и наших интерьеров, той мебели, которой мы пользуемся, той посуды, из которой едим. Мы всегда осуществляем какой-то выбор: решаем, нравится нам этот предмет или не нравится. Каждый из нас обладает некой эстетической категорией, которую мы называем вкус. Я абсолютно уверен, что без знания истории искусства невозможно сформировать хороший вкус. Я, заметьте, не говорю «правильного», потому что слово «правильный» здесь слишком спорное. Недаром говорят: о вкусах не спорят. Хороший или плохой — мерило более определенное, потому что история искусств как большой этап в развитии человеческого вкуса как раз и показывает, что такое «хорошо» и что такое «нехорошо». На мой взгляд, заняться самообразованием и погрузиться в историю искусства, используя для этого или домашнюю библиотеку, или самые разнообразные информационные программы, благо сейчас они есть и доступны, — это как раз тот, как мне кажется, прекрасный опыт по дальнейшему самообразованию, который будет способствовать расширению общего кругозора и совершенствованию вкуса. Потому что наш глаз начинает натренировываться на правильных пропорциях, на красивых и гармоничных сочетаниях цвета, на интересных образах. Все это в совокупности откладывается впечатлениями в наш эмоциональный багаж, и мы со временем начинаем понимать, что мы меняемся. И это видно по тому, чем мы насыщаемся. Если еще вчера мы предпочли бы какой-то один продукт, причем этот продукт может быть совершенно разного свойства: телевизионный сериал или ток-шоу — а вот сегодня мы выберем какую-то познавательную программу, в которой нам будут говорить о более интересных и творческих вещах.
— Мне кажется, человек, который разбирается в искусстве, начинает разбираться и в моде. Ну невозможно же, прослушав лекцию, например, об ар-нуво или модернизме, надеть на себя что попало или что-то скучное и серое.
Максим Шишигин: Только кажется, что история искусств — это какой-то теоретический предмет, очень далекий от нашей жизни. Если взять простого человека, далекого от фэшн-индустрии, ему непонятно, почему возникают те или иные тенденции в моде. Но если у человека появляется даже минимальный опыт в изучении истории искусства, где столетиями все фальшивое, все ложное отметалось, а оставлялось и сохранялось все только безусловное, что принимается абсолютно, а не с какими-то оговорками, то это знание начнет формировать вкус. Человек начнет понимать, что такое пропорции, соотношения, композиция, цвет, он начинает воспринимать мир через призму искусства.
— Максим, а как бы ты описал, что такое искусство?
Максим Шишигин: Искусство — это взаимодействие наблюдения и воображения, воплощённое в форме. Форм существует много: изобразительные (живопись, скульптура, прикладное искусство), пространственные (архитектура, парк, ландшафтный дизайн), пространственно-временные (театр, кино, мультимедиа), словесные (поэзия, проза), и, конечно, музыка (этническая, классическая, популярная, джазовая и т д.). И всё это многообразие создаётся человечеством из потребности дополнения объективной реальности желаемым, но недостающим. При этом рождается художественный язык, точно отражающий эпоху, самоощущение автора и уровень запроса общества. Потребление — термин, имеющий двусмысленную позицию, с одной стороны предполагающую функциональность, а с другой — стимуляцию вдохновения на творчество. И тут рождается искусство! Оно окружает нас везде, даже в самых утилитарных ситуациях. Мы стремимся сделать удобным и эстетичным дом, в котором живем, руководствуясь не только экономическим фактором, но и проявляя субъективное представление о красоте. А понятие красоты, безусловно, относится к определениям различных форм искусства. Время формирует потребности и условия их удовлетворения через рождение стиля. И каждая эпоха отразила эту задачу предельно точно и выразительно. Отсюда возникает необходимость всем нам, живущим в XXI веке, обладать чёткими представлениями об исторических стилях прошлого, чтобы точно определить художественный контекст нашего времени путём сравнительного анализа всех основополагающих памятников сокровищницы человечества. Неслучайно мой онлайн курс по истории искусств называется «Сокровища человечества».
Весь декабрь мы монтировали 18 лекций Максима. Этот курс — квинтэссенция направлений и стилей, которые существовали на всем периоде развития человечества. Максим поставил для себя задачу передать структурное понимание последовательности смены исторических стилей в сжатой, оригинальной форме. Это невероятное по насыщенности экспресс-путешествие от первобытной культуры до эпохи поисков и экспериментов в развитии новых форм и направлений начала ХХ века. Я очень люблю путешествовать и в путешествиях открывать для себя что-то новое. А в ситуации, в которой мы оказались, когда стали затруднительными далекие поездки и даже походы в музей сопряжены с ограничительными мерами, курс Максима по истории искусств стал для меня спасением и отдушиной. Это захватывающий красочный сериал, где эпохи, как ярчайшие театральные декорации сменяют друг друга, перед тобой разворачивается полотно, состоящее из шедевров человечества. Максим — замечательный рассказчик: он не просто погружает в ту или иную эпоху или стиль, а представляет величайших творцов так, как будто сам был с ними знаком. Творчество великих невероятно вдохновляет. Это такое счастье — быть зараженным и заряженным искусством, просыпаться утром и бежать к холсту, чтобы выплеснуть краски и начать творить свой мир.