Край гор и средневековых монастырей

Армения —  край гор и средневековых монастырей. Здесь Ной разбил первый в мире виноградник, здесь великий архитектор Александр Таманян спроектировал и начал строить первый в мире Город Сад, здесь вдохновлялся музыкой гор композитор Арам Хачатурян. Здесь мелодия дудука раскрывает душу и заставляет ее плакать. «Страна камней», лучшего коньяка и прекрасных вин. Здесь нашел свой приют гений парадоксов Сергей Параджанов. В страну, воспетую пророками и поэтами, на крыльях уральских авиалиний я летела вместе с командой Медиаразведки  Туту.ру «ощупать глазами» араратскую землю, в пределах которой народы еще с допотопных времен искали «потерянный рай». Сегодня Армению можно объехать за несколько дней. Но когда-то древняя Армения имела выход на  два моря. Но даже та малая часть, которая осталась от древнего царства, может поразить воображение.

Я написала этот абзац и остановилась. Честно. Я не знала как словами описать все те ощущения и открытия, которые произошли со мной в Армении. Тогда я включила проигрыватель. Тихо, протяжно запел дудук, в исполнении Дживана Гаспаряна. Его звуки коснулись моей души — и нашлись слова для моего рассказа.

Храмы

Храмовая архитектура Армении устремляется ввысь своими конусообразными куполами, повторяя очертания гор. Каждый храм в Армении — это бриллиант, над которым ювелирно трудился мастер, посвящая его Богу. И в каждом храме чувствуется дерзновенный полет мысли мастера. В 15 км от Еревана расположен один из самых загадочных — Звартноц, храм Бдящих Сил или Небесных Ангелов. Наше путешествие началось именно с него.

Звартноц — один из самых смелых проектов в армянском зодчестве. Композиция Звартноца чем-то напоминает вавилонские зиккураты. Это был трехъярусный круглый храм с центрической композицией, состоящий из трех поставленных друг на друга уменьшающихся цилиндрических объемов, увенчанных сферическим конусом. Византийского императора Константина III так поразила красота храма, что он приказал строителю Звартноца ехать вместе с ним в Константинополь. По дороге зодчий умер, и только это обстоятельство помешало воздвигнуть в столице Византии аналогичное сооружение.

Я нашла удивительное живописное описание Звартноца у Мандельштама: «Не развалины, нет, но порубка могучего циркульного леса, якорные пни поваленных дубов звериного и басенного христианства, рулоны каменного сукна на капителях, как товар из языческой разграбленной лавки, виноградины с голубиное яйцо, завитки бараньих рогов и нахохленные орлы с совиными крыльями».

На этой древней земле каждый храм связан с легендой. Согласно легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный, Христос, сошел с неба с огненным молотом в руках и указал место для постройки собора. Так была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного». Сейчас Эчмиадзин — резиденция католикоса всех армян. Здесь же находится самый могущественный из известных атрибутов власти — копье Лонгина. Почти тысячу лет его прятали в пещерных монастырях, и лишь в XIII веке перенесли в Эчмиадзинский храм. В XVIII в., когда в Грузии разразилась эпидемия холеры, православные грузины, зная о чудотворной целительной силе Копья, обратились к армянскому католикосу с просьбой пронести святыню по охваченным мором городам и селениям. Пронесенное крестным ходом почти по всей территории Грузии Святое Копье избавило народ от смертельной болезни. В средние века оно хранилось в монастыре Айриванк («Пещерный монастырь»), который позднее был переименован в Сурб ГегардСвятое Копье.

Христиане верят, что «Копье Судьбы» является ключом к невероятному могуществу. Цари и императоры в течение двух тысячелетий считали, что оружие, на котором запеклась кровь Христа, подарит им возможность управлять миром. Но, стоя под каменными сводами монастыря Гегард, где монахи своими молитвами камень превратили в масло, я поняла, что сила клинка не во власти, а в духовности. Он и есть вертикаль, символ целостности, ключ к восхождению духа. Не возвыситься материально, а совершить трансцендентальный переход за пределы самого себя в иномирие. Великий шанс подняться над собой материальным на духовный уровень, соединиться со своим внутренним Христом.

Когда мы приходим к святыням, мы приходим не для того, чтобы урвать какую-то силу или удачу, а для того чтобы они нас расколдовали от метафизического страха "маленького человека". Я стояла в центре храма под потоком света, который как белоснежная, легчайшая фата ниспадал на меня с неба, и чувствовала, как в этот момент я стала видна Богу.

Этот свет как рентген высветил, очистил и проявил всю суть меня. Я посмотрела наверх и поняла, что свет рассеял меня, разлил до пределов храма и в тоже время собрал и поместил в одно маленькое зерно. Храм стал неким «сакрумом», отражающим в себе всю Вселенную. И вечность, и мгновение показались чем-то одним.

На этой древней земле произошла встреча моего старого Я с Я надвременным. В сводах армянских храмов находятся открытые окна они как порталы  через которые происходит поднятие сознания из мира материального в мир духовный. Здесь можно переформатировать свое Я на тонком плане, подняв его на другой уровень. Я это почувствовала  в Гегарде, одном из древнейших храмов, где долгие века хранился клинок судьбы, копье Лонгина, которым был убит Христос. Внутри Гегарда долгие века бьет священный источник, исцеляя живой водой больных и страждущих. Его тихой песне вторит монастырский хор.

Тихий звук живой воды, намоленные стены храма, испещренные кружевными крестами и древними текстами, божественное пение хора — лучшие лекари для наших запутавшихся в паутинах современных реалий душ.

В семи километрах от Гегарда находится Гарни. На краю фантастически красивого горного ущелья, на дне которого многие тысячи лет прокладывает себе дорогу быстрая река Азат, стоит храм, посвященный Митре.

Грандиозное сотворчество природы и строителей храма.  Строгие ионические колонны, точные пропорции, симметричность, богатый орнамент на камне выделяет этот храм от традиционных храмов Армении. Храм построен армянским царём Трдатом I в I веке. Есть предположение, что Культ Митры исходит от учения персидского мага Заратустры.

При виде этого храма в голове всплыли слова, написанные Фридрихом Ницше в его «Так говорил Заратустра»: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью». Митра в Зенд-Авесте означал солнце. Будучи повелителем солнца, Митра был могуч, лучезарен и мудр. Посвящение в ритуалы Митры состояло из нескольких важных уровней: самоочищение, усиление интеллектуальной мощи, контроль над животной природой и выход на уровень Бога.

Гарни на полотнах художников Рузанны Халатян и Рубена Бабаян
Гарни на полотнах художников Рузанны Халатян и Рубена Бабаян

Все храмы Армении похожи на горы, только рукотворные. Их монументализм на века, аскетический дух, пепельно-рыжий цвет камня и само строение каким-то самым невероятным образом влияет на внутреннее духовное начало человека.

Монастырь Севанаванк на озере Севан.
Монастырь Севанаванк на озере Севан.

Храм выстраивает человека, делает его духовно выше, заставляет задуматься о вечности и о себе, соединяет с Богом.

Каждый европеец, каждый человек должен хотя бы на день приехать в Армению — чтобы омыться под облаками её духовности.

Хачкары

Для армянской культуры хачкары являются своеобразным и исключительным явлением. Наблюдая за ходом развития крестового памятника, можно просмотреть и всю историю Армянского царства. Куда бы вы ни направлялись, в Армении вас повсюду будут сопровождать древние хачкары, каменные плиты с крестами. Хачкары воздвигались в святых местах, на кладбищах, на больших и малых дорогах, на развилках, на холмах и скалах. 

На архитектурных сооружениях, особенно церковных, хачкар устанавливался над порталами и на фасадах. Они как ковры, только не тканные, а вырезанные из камня: с простой резьбой до самых сложных, затейливых, великолепных узоров, от орнаментов из растительных мотивов и геометрических знаков до высокохудожественного изображения Распятия.

Лучшие образцы этих скульптурных украшений сохранились в Ахпате, Кечарисе, Санаине, в Гарни, в Егварде, в Гандзасаре, Эчмиадзине.

Я вижу в  хачкарах цветущее древо жизни армянского народа, проявление его сильнейшего духа. Чем древнее хачкар, тем он красивее. Его красота завораживает и не дает взгляду оторваться. Он как виноградная лоза, растущая на каменистых почвах. Из года в год ее лозы изгибаясь в прекраснейшем танце, образуют удивительный орнамент жизни. Она возносит на лозах свои плоды к небу, ее дар Богу, утверждая бесконечный принцип жизни.

«В Армении оживают»

Осип Мандельштам считал, что «В Армении оживают». Об этом удивительном свойстве Армянской земли писал и  Валерий Брюсов: «Армения! Твой древний голос — Как свежий ветер в летний зной! Как бодро он взвивает волос, И, как дождем омытый колос, Я выпрямляюсь под грозой!»

Весенние импульсы вечно обновляемой жизни, набухание почек и цветение — эта особенность Араратской земли была подмечена еще на заре человеческой цивилизации. Именно сюда после очищения земли причалил библейский патриарх на своем ковчеге, чтобы возродиться для новой жизни. С ветхозаветных времен Боги так и не предложили людям никакого иного участка на Земле для исцеления и возрождения в новом духе.

Карта Наземного Рая. Эммануэль Боуэн, 1780 г. Из личной коллекции Рубена Галчяна.
Карта Наземного Рая. Эммануэль Боуэн, 1780 г. Из личной коллекции Рубена Галчяна.

«Ущелье цветов» Цахкадзор

Духовные пути и пути земные привели нас на горнолыжный курорт Цахкадзор «ущелье цветов», который расположен в живописной долине у подножия Тегениса, в 60 км езды от Еревана.

Весной он весь как яркий ковер покрывается цветами. А зимой здесь можно покататься на лыжах и отдохнуть. Цахкадзор всего на 10 м ниже самой высокой из 4 лыжных станций знаменитого Куршавеля.

Верхняя точка катания — 2819 м, откуда открывается невероятный вид на гору Арарат и озеро Севан. В Цахкадзоре несколько древних монастырских комплексов —  монастырь Кечарис, храм  Сурб Ншан и храм Катогике и, конечно, волшебные хачкары.  Горнолыжный сезон в Цахкадзоре начинается с середины декабря и длится до конца марта. Температура в зимний период колеблется от 0 до -17 градусов. В Цахкадзоре множество комфортных отелей, но для меня в приоритете Marriott Tsaghkadzor. Великолепный дизайн, обслуживание и бассейн, где могут отлично проводить время «горнопляжники», такие как я.

Ереван

Ереван — духовный и культурный центр Армении. Датой его основания считается 782 год до нашей эры, когда появилась крепость Эребуни. Как город и столица город расцвел, когда его коснулся гений архитектора Александра Таманяна.

В 1924 году он представил генплан Еревана, по которому город стали отстраивать: красивые овальные площади, кольцевой бульвар, опоясывающий центр города, главный проспект, по касательной проходящий сквозь центр от одного края кольцевого бульвара до другого, северный проспект, соединяющий две главные площади, Южный проспект, уходящий от здания правительства в сторону Арарата. К сожалению, план Таманяна был реализован частично. Ереван развивался слишком быстрыми темпами и в своем строительстве опережал замысел архитектора. Сегодня Ереван похож на резную шкатулку из черного и розового туфа. В центре Еревана находится площадь Республики.

Она объединяет в своем кольце   Национальный исторический музей Армении, поющие фонтаны, Дом Правительства, Дом министерств, Национальную картинную галерею и отель Mariott Armenia. От площади лучом вырывается Северный проспект.  Он указывает на уникальный ландшафтный комплекс «Каскад», где находится открытый музей современного искусства.  

  

С Каскада можно бесконечно любоваться Араратом: его совершенная красота завораживает и не отпускает. «Я в себе выработал шестое — «араратское» чувство: чувство притяжения горой. Теперь, куда бы меня ни занесло, оно уже умозрительное и останется», — писал Осип Мандельштам.

А спустя век ему вторил Тонино Гуэрра: «Я никогда не забуду, конечно, эту вуаль, белую вуаль Арарата, которая всегда перед глазами армян».

Вода, коньяк, вино и живописные полотна армянского застолья

Захочешь пить — там есть вода такая Из курдского источника Арзни, Хорошая, колючая, сухая И самая правдивая вода...

В Армении самая вкусная вода в мире. По всему Еревану разбросаны бесплатные питьевые фонтанчики «пулпулаки» . Летом в Ереване очень сильное и жаркое солнце и эти ключи холодной живительной воды — спасение для жителей и гостей города.

Балик джан, у нас в Дилижане в кухне открываешь простой кран, вода течет, 2-ое место занимает в мире.

Культура Армянского виноделия насчитывает 6.100 лет, о чем свидетельствует пещера «Арени-1» в армянском гран-крю — в Вайдзорском регионе.

Но тот самый, знаменитый сегодня во всем мире армянский коньяк появился лишь в конце XIX века.

Секрет особого вкуса армянского коньяка — мягкого с ванильно-шоколадными тонами и ароматами сухофруктов и пряностей заключается в воде, используемой при его изготовлении и природных условиях произрастания лоз. Если в классическом французском производстве применяется только дистиллированная вода, то армянские производители делают коньяк на родниковой воде.

Сегодня в производстве изысканного коньяка соревнуются два завода "Ной" и "Арарат". Араратская долина богата не только водой, но и разнообразием почв, где произрастают автохтонные, родные сорта винограда. Эти сорта веками выращивались под солнцем Армении. Поэтому армянское вино — это совершенно иная палитра вкусов, отличная от того, к чему мы привыкли.

Дегустируя изысканные, бархатные вина на винодельне Gevorkian Winery я убедилась, что армянское вино абсолютно самобытно и неповторимо. Многие из армянских вин выдерживают в бочках из арцахского дуба.

В бочке вино постепенно взаимодействует с кислородом через поры в дубе, оно развивается, становится более мягким, сглаживаются жёсткие танины. А вещества, которые входят в состав древесины, делают богаче аромат и вкус вина. Амбассадор вина Meyron Wine  Влад Хачатурян, рекомендует перед тем, как выпить армянского вина, «открыть его, налить в бокал и дать вину надышаться кислородом, проаэрировать его. За ваше терпение вино вас щедро отблагодарит. Армянское вино раскрывается долго и постепенно, удивляя все новыми и яркими нотками».

От себя добавлю, что армянское вино, как чарующая мелодия дудука, с его протяжными, щемящими звуками, затрагивающими все струны души. Пить вино нужно не спеша, тогда оно расскажет вам об аромате граната и горных трав, меда и терпких ягод, камня, кожи и чего-то, что вы пока не понимаете, но обязательно поймете, когда отправитесь в горы.

Конная прогулка на лошадях  Mankus Eco Park.
Конная прогулка на лошадях  Mankus Eco Park.

Любопытно, но вкусить удивительные ароматы армянских вин и коньяка можно попробовав сыры, созданные на семейной сыроварне Микаэлян.

Арман и Марине Микаелян выдерживают сыры в сухом красном вине, натирают  коньяком и корицей и даже дают сырам вызревать в виноградных листьях.

Армянское вино очень гастрономично и прекрасно сочетается с европейской и, конечно же, армянской традиционной кухней, о которой можно написать поэму или сложить опус, а еще лучше написать ее маслом на холсте или снять отдельное кино под названием «Живописные полотна армянского застолья». Съемки можно назначить в таких ресторанах, как Asador, Wine Rrepublic, Norqi Keghar, Anoush, Pandok Yerevan riverside, Tsaghkunk Restaurant Glkhatun и в кондитерской Seasons Sweetland.    

Роспись на стене в ресторане Asador.
Роспись на стене в ресторане Asador.
Сотворение армянского лаваша в ресторане Pandok Yerevan riverside
Сотворение армянского лаваша в ресторане Pandok Yerevan riverside
Традиционный армянский хаш в Norqi Keghar
Традиционный армянский хаш в Norqi Keghar
Буйство красочных эклеров в кондитерской Seasons Sweetland
Буйство красочных эклеров в кондитерской Seasons Sweetland

С удовольствием порекомендую два отеля, где можно остановиться. Оба находятся в самом центре Еревана в двух минутах от площади Республики и отличаются особой эстетикой, стилем и дизайном. Это Tufenkian Historic Yerevan Hotel. Он находится в историческом здании из черного туфа и посвящен теме ковроткачества. В фойе отеля находится showroom Tufenkian Carpets Armenia.

Мастера ковроткачества на глазах у изумленных гостей ткут ковры и делятся секретами создания классического армянского шерстяного ковра.

Все номера в отеле оформлены коврами ручной работы. Рядом с отелем находится легендарный Ереванский Вернисаж, где представлены работы мастеров традиционных ремесел. Здесь можно зависнуть на целый день в выборе серебряных украшений, керамики, одежды и ковров.   

 И стильный, комфортный Republica Hotel Yerevan.

Здесь самые вкусные в Ереване завтраки. В ресторане отеля Anoush можно попробовать армянскую аутентичную кухню в новом современном прочтении молодого и амбициозного шефа Феликса Аваляна.

Аутентичную одежду, аксессуары и предметы декора возрождают и сохраняют в  культурном центре Teryan Cultural Center.

Здесь бережно собирают армянское культурное наследие — национальные орнаменты, стиль вышивки. И шьют одежду и аксессуары в точном соответствии с историческими образцами.

Амалия Акопова - основатель компании «Бабушка Вартануш» - 1-ого  туроператора по аутентичной Армении, считает, что Армения идеальная страна, в которую стоит отправляться за вдохновением! «Самое ценное в аутентичной Армении - люди и смыслы. Ереван - идеальное место для увлекательного путешествия к себе, и несмотря на то, что провожать вас будут совершенно незнакомые люди, сама встреча с ними, и их созидательные истории откроют вам даже не страну, а себя!

Полет над Ереваном на Yerevan Zipline Airlines
Полет над Ереваном на Yerevan Zipline Airlines

Ереван безумно Гастрономичный город, любителям эногастрономияеского уикенда рекомендую планировать свои выходные в Армении заранее, тщательно изучить список must try ресторанов и виноделен! Для путешествия в страну абрикосового лета гражданам России не нужна виза, и даже загран паспорт, всего 2,5 часа в самолете и Барев дзес, Армения! Практически все здесь говорят по-русски, и согласитесь, всегда приятно прилетать туда, где ждут, тем более, если тебя ждёт твоя Бабушка — «Бабушка Вартануш»! До скорой встречи в Армении, Балик джан!»

Фото Сергей Шандин