То, что мы не можем чего-либо представить, еще не делает такую вещь невозможной.
                 ZahrahAlGhamdi,
Glimpses of the Past.     
                 ZahrahAlGhamdi, Glimpses of the Past.     

«Дюна» Дени Вильнёва по роману Фрэнка Герберта — последний фильм, который потряс меня красотой пустынных ландшафтов, бесконечным ужасом надвигающейся опасности и глубокой мудростью. Во вселенной «Дюны» было сложно разобраться из-за запутанного политического устройства, обилия персонажей, масштабов событий и их протяжённости. Но красота пустыни была безупречна. Пустыня — идеальный холст для искусства. У меня есть проект "Лики Богов".

Ландшафт пустыни был бы для него отличным выставочным пространством. Пустыня помнит древние мифы, пересказанные человечеством. Здесь время остановилось и царствует вечность. Маски богов я рисую уже многие годы. Это интересный психологический и арт-опыт. Создавая маску, я вхожу в диалог с тем или иным Богом и погружаюсь в миф, его личную Вселенную. Но разговор не об этом. А о проекте, который меня восхитил. Я хочу поделиться им с вами.

Jim Denevan, Angle of Repose
Jim Denevan, Angle of Repose

В Аль-Уле, древнем пустынном регионе Аравийского полуострова, где пески создали удивительные космические ландшафты, полные опустошающей музыки древних цивилизаций, проходит биеннале современного искусства DesertxAlUla.

Shaikha Al Mazrou, Measuring The Physiality of Void
Shaikha Al Mazrou, Measuring The Physiality of Void

Художники Саудовской Аравии и всего мира создали и разместили свои объекты посреди пустынного ландшафта Aль-Улы, величественного региона на северо-западе Саудовской Аравии.  Обширная территория, простирающаяся на 23 000 кв. км., включает в себя оазис, горы из песчаника и древние объекты культурного наследия, насчитывающие тысячи лет.

Shezad Dawood Coral Alchemy II, Porites Columnaris
Shezad Dawood Coral Alchemy II, Porites Columnaris

Самая узнаваемая достопримечательность Аль-Улы — Хегра, первый объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в Саудовской Аравии. Хегра был главным городом Набатейского царства, построенным набатейцами более 2000 лет назад. На протяжении тысячелетий Хегра был центром культурного обмена. Через него проходил знаменитый Путь Благовоний.

Zeinab Alhashemi, Camoulflage 2.0
Zeinab Alhashemi, Camoulflage 2.0

В  древних цивилизациях аромат сопровождал человека от момента рождения до момента смерти. Секрет получения благовоний в те времена был известен исключительно представителям высших сословий, а рецепты ароматических составов хранились в строжайшей тайне. Жрецы при помощи благовоний могли ввести себя в такое состояние, которое позволяло им предвидеть события грядущих лет.

Sultan bin Fahad, Desert Kite
Sultan bin Fahad, Desert Kite

Тема биеннале в Aль-Улы — Sarab, с арабского «иллюзия». Художники через свои работы исследуют такие понятия, как мираж и оазис, идеи сна, маскировки, тайны иллюзий, а также дихотомию между природным и рукотворным миром.

                 Nadim
Karam,On Parade
                 Nadim Karam,On Parade

Для меня сам песок — удивительная материя, которая скрывает в себе много тайн и загадок. По сути, песок  — это прах, результат распада. Мы из праха созданы и прахом станем. Сама тема распада чего-то оформленного и сделанного из материи на маленькие кусочки, превращение его снова и снова в крошечные элементы мира, тема бренности бытия очень глубока.

Serge Attukwei Clottey, Gold Falls 
Serge Attukwei Clottey, Gold Falls 

Песок очень своеволен, его дух неукротим и неподвластен никому. Мы не знаем до конца, как он попал на землю, как возник. Например, в Дагестане есть песочный бархан Сарыкум. Песчаный холм в окружении гор площадью 600 гектаров. Про бархан сложено много легенд и сказаний, но ученые так и не могут понять, как он там образовался. Я знаю, что скульпторы, которые творят свои скульптуры из песка, вынуждены скреплять его своенравный и непослушный нрав клеевым раствором.

Jim Denevan, Angle of Repose
Jim Denevan, Angle of Repose

Песок состоит из отдельных песчинок. Песчинки представляют собой одно из множества подобных ему. Это тема, которая должна быть человеком осмыслена. Она в каком-то смысле противостоит другой теме —  уникальности и самобытности. Одна песчинка в море песка, как отдельная человеческая жизнь.

Manal Al Dowayany, Now You See Me, Now You Don’t
Manal Al Dowayany, Now You See Me, Now You Don’t
— Тебе случалось просеивать песок через сито? – спросила она. Неожиданный резкий вопрос сразу обострил его восприятие: песок через сито. Он кивнул. – Мы, Дочери Гессера, просеиваем людей, чтобы найти человеков.
                 Rashed Al Shashai,
A Concise Passage
                 Rashed Al Shashai, A Concise Passage

Мираж — уникальное и абсолютно непредсказуемое природное явление, игра воздуха со светом, в результате которого можно увидеть мнимые изображения самых разных предметов.

                 Mohammed
Ahmed Ibrahim, Falling Stones Garden
                 Mohammed Ahmed Ibrahim, Falling Stones Garden

Любопытно, что человечество давно привыкло воспринимать мир, в котором оно существует, как неизменную данность, нечто хорошо ему знакомое. Но картина мира может парадоксально меняться именно благодаря человеческой фантазии, творчеству и воле. Это показали художники в пустынных ландшафтах Аль-Ула.

                 Muhannad Shono, The Lost Path
                 Muhannad Shono, The Lost Path
Во всякой вещи скрыт узор, который есть часть Вселенной. В нем есть симметрия, элегантность и красота — качества, которые прежде всего схватывает всякий истинный художник, запечатлевающий мир. Этот узор можно уловить в смене сезонов, в том, как струится по склону песок, в перепутанных ветвях креозотового кустарника, в узоре его листа.
Dana Awartani, Where the Dwellers Lay
Dana Awartani, Where the Dwellers Lay

Desert X AlUla — это сотрудничество между Desert X и Королевской комиссией по развитию региона Аль-Ула (RCU), созданное в целях содействия межкультурной коммуникации. Первая в своем роде выставка в Саудовской Аравии, источником вдохновения которой стала красота местной пустыни. Переосмысливая границы творчества и изобретательности, Аль-Ула стремится поделиться преобразующей силой искусства через призму своего культурного наследия, своего характера и амбиций.

Claudia Comte, Dark Suns, Bright Waves 
Claudia Comte, Dark Suns, Bright Waves 

Photo by Lance Gerber  

Мода приходит из городов, а мудрость — из пустыни.
Khalil Rabah, Graunding
Khalil Rabah, Graunding