То, что мы не можем чего-либо представить, еще не делает такую вещь невозможной.
«Дюна» Дени Вильнёва по роману Фрэнка Герберта — последний фильм, который потряс меня красотой пустынных ландшафтов, бесконечным ужасом надвигающейся опасности и глубокой мудростью. Во вселенной «Дюны» было сложно разобраться из-за запутанного политического устройства, обилия персонажей, масштабов событий и их протяжённости. Но красота пустыни была безупречна. Пустыня — идеальный холст для искусства. У меня есть проект "Лики Богов".
Ландшафт пустыни был бы для него отличным выставочным пространством. Пустыня помнит древние мифы, пересказанные человечеством. Здесь время остановилось и царствует вечность. Маски богов я рисую уже многие годы. Это интересный психологический и арт-опыт. Создавая маску, я вхожу в диалог с тем или иным Богом и погружаюсь в миф, его личную Вселенную. Но разговор не об этом. А о проекте, который меня восхитил. Я хочу поделиться им с вами.
В Аль-Уле, древнем пустынном регионе Аравийского полуострова, где пески создали удивительные космические ландшафты, полные опустошающей музыки древних цивилизаций, проходит биеннале современного искусства DesertxAlUla.
Художники Саудовской Аравии и всего мира создали и разместили свои объекты посреди пустынного ландшафта Aль-Улы, величественного региона на северо-западе Саудовской Аравии. Обширная территория, простирающаяся на 23 000 кв. км., включает в себя оазис, горы из песчаника и древние объекты культурного наследия, насчитывающие тысячи лет.
Самая узнаваемая достопримечательность Аль-Улы — Хегра, первый объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в Саудовской Аравии. Хегра был главным городом Набатейского царства, построенным набатейцами более 2000 лет назад. На протяжении тысячелетий Хегра был центром культурного обмена. Через него проходил знаменитый Путь Благовоний.
В древних цивилизациях аромат сопровождал человека от момента рождения до момента смерти. Секрет получения благовоний в те времена был известен исключительно представителям высших сословий, а рецепты ароматических составов хранились в строжайшей тайне. Жрецы при помощи благовоний могли ввести себя в такое состояние, которое позволяло им предвидеть события грядущих лет.
Тема биеннале в Aль-Улы — Sarab, с арабского «иллюзия». Художники через свои работы исследуют такие понятия, как мираж и оазис, идеи сна, маскировки, тайны иллюзий, а также дихотомию между природным и рукотворным миром.
Для меня сам песок — удивительная материя, которая скрывает в себе много тайн и загадок. По сути, песок — это прах, результат распада. Мы из праха созданы и прахом станем. Сама тема распада чего-то оформленного и сделанного из материи на маленькие кусочки, превращение его снова и снова в крошечные элементы мира, тема бренности бытия очень глубока.
Песок очень своеволен, его дух неукротим и неподвластен никому. Мы не знаем до конца, как он попал на землю, как возник. Например, в Дагестане есть песочный бархан Сарыкум. Песчаный холм в окружении гор площадью 600 гектаров. Про бархан сложено много легенд и сказаний, но ученые так и не могут понять, как он там образовался. Я знаю, что скульпторы, которые творят свои скульптуры из песка, вынуждены скреплять его своенравный и непослушный нрав клеевым раствором.
Песок состоит из отдельных песчинок. Песчинки представляют собой одно из множества подобных ему. Это тема, которая должна быть человеком осмыслена. Она в каком-то смысле противостоит другой теме — уникальности и самобытности. Одна песчинка в море песка, как отдельная человеческая жизнь.
— Тебе случалось просеивать песок через сито? – спросила она. Неожиданный резкий вопрос сразу обострил его восприятие: песок через сито. Он кивнул. – Мы, Дочери Гессера, просеиваем людей, чтобы найти человеков.
Мираж — уникальное и абсолютно непредсказуемое природное явление, игра воздуха со светом, в результате которого можно увидеть мнимые изображения самых разных предметов.
Любопытно, что человечество давно привыкло воспринимать мир, в котором оно существует, как неизменную данность, нечто хорошо ему знакомое. Но картина мира может парадоксально меняться именно благодаря человеческой фантазии, творчеству и воле. Это показали художники в пустынных ландшафтах Аль-Ула.
Во всякой вещи скрыт узор, который есть часть Вселенной. В нем есть симметрия, элегантность и красота — качества, которые прежде всего схватывает всякий истинный художник, запечатлевающий мир. Этот узор можно уловить в смене сезонов, в том, как струится по склону песок, в перепутанных ветвях креозотового кустарника, в узоре его листа.
Desert X AlUla — это сотрудничество между Desert X и Королевской комиссией по развитию региона Аль-Ула (RCU), созданное в целях содействия межкультурной коммуникации. Первая в своем роде выставка в Саудовской Аравии, источником вдохновения которой стала красота местной пустыни. Переосмысливая границы творчества и изобретательности, Аль-Ула стремится поделиться преобразующей силой искусства через призму своего культурного наследия, своего характера и амбиций.
Photo by Lance Gerber
Мода приходит из городов, а мудрость — из пустыни.