Цвет: что это?

Цвет — это особенность восприятия глазом разных волн света. После восприятия глазом и мозгом человека волны электромагнитной энергии преобразуются в цветовые ощущения. Но это физика. А что реально для каждого из нас цвет: настроение, эмоции, символ, образ, состояние... Представляете ли вы жизнь без цвета? Кстати, не все существа в этом мире видят цвет. Собаки, например, видят мир в зелено-желтом и сине-фиолетовом диапазонах. Мне кажется, способность человека видеть такое многообразие цветов — это особый подарок Бога, который мы воспринимаем как должное и даже не понимаем, как он бесценен.

Цвет — это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым. Цвета являются изначальными понятиями, детьми первородного бесцветного света и его противоположности — бесцветной тьмы. Как пламя порождает свет, так свет порождает цвет. Цвет — это дитя света, и свет — его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу

Радуга Ньютона

 
 "Исаак Ньютон в потоке радуги". Картон, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

Цвет изучают веками. Среди многочисленных исследователей цвета особое место занимает Исаак Ньютон. Он провел опыт со стеклянной призмой и заметил разложение света на спектр. Направив луч дневного света на призму, он увидел на экране различные цвета радуги и выделил из них семь основных цветов. Это были такие цвета, как красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Если линейный спектр луча света, состоящий из 7 основных  — красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового — и 5 переходных цветов расположить по окружности, мы получим цветовой круг. Я написала Ньютона в потоке радуги. Но, если задуматься, то, гуляя в солнечный день по улице, каждый из нас находится под лучами, а значит и в радуге.

Екатерина Попова-Гамаюн
Екатерина Попова-Гамаюн

Превосходство Гете

Иоганн Вольфганг Гете, писатель, поэт, мыслитель, считал, что в его время он является «единственным, кому известна правда о трудной науке о цветах». «Это даёт мне сознание превосходства над многими», — писал он. Автор Фауста был не согласен с теорией цвета Ньютона. Он искал принцип гармонизации цветов не в физических законах, а в закономерностях цветового зрения. Над своим «Учением о цвете» Гете работал 20 лет. Великий мыслитель пришел к выводу, что восприятие человеком контрастных цветовых сочетаний приводит его к тонким психологическим состояниям. В своей книге он отметил, что цвет воздействует на организм человека и также сильно влияет на его душевное состояние. Также он разделил цвета на положительные и отрицательные. И кстати, Гете чувствовал «фактуру» цвета и его «вкус».

"Превосходство Гете". Картон, масло. Екатерина Попова-Гамаюн
Когда глазу предлагается темное, то он требует светлого; он требует темного, когда ему преподносят светлое, и проявляет свою жизненность, своё право схватывать объект тем, что порождает из себя нечто, противоположное объекту.

Энтузиазм цвета Винсента Ван Гога

Винсент Ван Гог ощущал эмоциональное воздействие цвета. Он наделял цвет особым символическим значением и пытался постичь законы мироздания через цвет.

Винсент Ван Гог в цветах. Картон, масло. Екатерина Попова-Гамаюн
Винсент Ван Гог в цветах. Картон, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

Винсент брал цвета, как цветовые волокна, сплетал их, усиливая созвучиями или контрастами. В итоге он добивался невозможного: его полотна приобретали особый ритм и звучание. Он не копировал реальность, а проявлял невидимый обычному человеку мир электро-магнитных волн.

«Звёздная ночь над Роной» Винсент Ван Гог
«Звёздная ночь над Роной» Винсент Ван Гог

В своих письмах он объяснил своему брату Тео, что его руки, разум, взгляд никогда не могли согласиться с природой или со всем, что ясно видели другие. Для Ван Гога мир был живой пульсирующей субстанцией. Для него звуки взрывались цветом. У Винсента была коробочка с обрезками цветных  шерстяных нитей. Он выхватывал нити разных цветов, прикладывал их к друг другу и видел эффект, возникающий от соединения тех или иных цветов. Но когда он переносил это на холст, возникала настоящая магия цвета.

 «Роща олив» Винсент Ван Гог
 «Роща олив» Винсент Ван Гог
Цвет представляет собой энтузиазм жизни

«Искусство цвета» Иоханнеса Иттена

Иоханнес Иттен — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог в школе Баухаус. Свою книгу «Искусство цвета» он посвятил способности цвета пробуждать чувства. Иттен замкнул радугу в двенадцатичастное кольцо, где оттенки, лежащие напротив друг друга, получили название дополнительных. Эти оттенки, положенные рядом, создают максимальный цветовой контраст, а при смешивании дают богатый спектр приглушённых оттенков.   

«Иоханнес Иттен в дополнительных цветах». Картон, масло. Екатерина Попова-Гамаюн
«Иоханнес Иттен в дополнительных цветах». Картон, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

Он выявил семь цветовых контрастов, которые художник должен научиться использовать для создания требуемого выразительного эффекта. Некоторые из этих контрастов просты, как контраст светлого и темного, который возникает, когда цвета разной яркости используются вместе, или контраст оттенков, который можно увидеть, когда вместе используются два разных цвета. Цветовой круг Иттена является лучшим инструментом в работе с цветом для современных дизайнеров. Хотя Иттен и придумал системную теорию цвета, он считал очень важными и субъективные цвета — те, что кажутся гармоничными конкретному человеку.

Решающим в искусстве являются не выразительно-изобразительные средства, а человек со своим характером и человечностью. Первым идет формирование и развитие личности, а затем уже возможность творчества.

Игра света. Природа жизни

Всё, что мы видим вокруг, есть игра света. Зрение устроено так, что мы воспринимаем световые лучи, которые взаимодействуют с разными объектами. Световой луч или преломляется, или отражается. Мы видим лишь то, что отражается. Но мы не видим цвет сущности того, на что смотрим. Мы видим цвет отраженного света. Белый цвет отражает падающий на него свет и поэтому он выглядит белым. Черный, наоборот, поглощает все цветовые волны. Красный удерживает все другие цвета и отражает только красный и так далее. И это уже больше, чем просто физика, это касается природы жизни. Задумайтесь, цвет — не то, чем он является, а то, что он отдает. То, что вы отражаете, и будет вашим цветом, то, что вы удерживаете, не будет вашим цветом. И это касается не только цвета. Если вы излучаете любовь, радость, доброту, то люди будут видеть в вас счастливого, радостного и доброго человека. Если вы полны злобы и ненависти и транслируете ее окружающим, люди будут видеть в вас эти эмоции. Если вы скрываете, удерживаете какие-то эмоции в себе, то, возможно, никто и не узнает о том, какой вы. Все, что вы отдаете, и является вашим качеством. Черный цвет ничего не отражает, но удерживает все, может, поэтому он черный.

Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда мы говорим: «эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при её освещении

Феномен «цветового слуха»

Если цвет — это отражение света, то как объяснить феномен «цветового слуха». Ещё в Древней Индии сложились представления о взаимосвязи музыки и цвета. Индусы считали, что в каждом человеке заложена своя мелодия и цвет. Аристотель утверждал в трактате «О душе», что соотношение цветов подобно музыкальным созвучиям. Явление цветового видения музыки обнаруживали у себя некоторые выдающиеся музыканты. Гениальному русскому композитору Н.А. Римскому-Корсакову все тональности мажора и минора виделись окрашенными в определённые цвета.  А.Н. Скрябин ощущал фа мажор красным, ре мажор — золотым, а фа-диез мажор — синим. Композитор создал искусственную звуко-цветовую систему. Каждый из этих выдающихся мастеров видел свои цвета в звуках музыки. Ференц Лист однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой «играть чуть менее розово» — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука.

«Играть чуть менее розово» Ференц Лист. Картон, масло. Екатерина Попова-Гамаюн
«Играть чуть менее розово» Ференц Лист. Картон, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

Тайна звука и цвета

Великий суфийский мистик и музыкант ХХ века Хазрат Инайят Хан размышлял о тайне звука и цвета. Что есть в звуке и цвете, что взывает к человеку? Он считал, что «это тон и ритм цвета, так же как и звука, которые оказывают влияние на тон и ритм нашего бытия. Наше бытие есть наша способность к резонансу тона и ритма, который приходит из звука и цвета; эта способность позволяет нам быть подверженными влиянию звука и цвета. Цвет и звук воздействуют на человека в соответствии с его состоянием, темпераментом и эволюцией; и доказательством этого служит то, что человек часто меняет свое пристрастие к цвету». Он говорил, что в один период жизни мы предрасположены к одному цвету, а в другое время — к другому. Некоторые любят глубокие тона, а других притягивают светлые. Это зависит от темперамента людей и степени их эволюции. Он также отмечал, что «не только степень эволюции заставляет человека менять свою приверженность к определенным цветам и тонам, но также различные цвета и тона помогают ему в его эволюции». Хазрат считал, что существует взаимосвязь между звуком и цветом и они являются двумя аспектами жизни. «Жизнь и свет одно; жизнь есть свет и свет есть жизнь, также цвет является звуком, а звук цветом. Только когда звук является цветом, он более видим и менее слышим, а когда цвет является звуком, он скорее слышим, чем видим».

«Суфий». Рисунок. Екатерина Попова-Гамаюн
«Суфий». Рисунок. Екатерина Попова-Гамаюн

Феномен синестезии

Интересно, что «цветной слух» — наиболее распространенное проявление загадочного феномена — синестезии. До последнего времени считалось, что ассоциация цвет-запах происходит только у людей, имеющих диагноз синестезия — редкое состояние, которое нерационально связывает одно из наших пяти чувств, например, видеть звуки. И вот теперь научно доказано: цвета имеют связь с определенными запахами, а это означает, что на неврологическом уровне всех людей до сих пор происходят важнейшие неизученные процессы. Основатель парфюмерного дома Editions de Parfums Фредерик Мале (Frederic Malle) видит цвета ароматов и говорит, что «один из самых эффективных способов описать аромат — это цвет». 

Цвет в дизайне интерьера

Проект «Итальянская Гала», сделанный для Переделка.тв Автор: дизайнер и преподаватель школы дизайна «Детали» Мария Кунякина. Фото предоставлено Марией Кунякиной
Проект «Итальянская Гала», сделанный для Переделка.тв Автор: дизайнер и преподаватель школы дизайна «Детали» Мария Кунякина. Фото предоставлено Марией Кунякиной

Поскольку цвет является важной частью дизайна, дизайнеры нуждаются в фундаментальных знаниях о природе цвета, чтобы эффективно использовать его в своих проектах. Для этого, например, в Школе дизайна «Детали» есть полугодовой курс «Колористика интерьера», на котором учат грамотно и свободно работать с цветом в интерьере, создавать гармоничные и выразительные цветовые решения для любого замысла и пространства.

Проект «Итальянская Гала», сделанный для Переделка.тв. Автор: дизайнер и преподаватель школы дизайна «Детали» Мария Кунякина. Фото предоставлено Марией Кунякиной
Проект «Итальянская Гала», сделанный для Переделка.тв. Автор: дизайнер и преподаватель школы дизайна «Детали» Мария Кунякина. Фото предоставлено Марией Кунякиной