Масленица или Комоедица?

Чучело Масленицы, декорированное в стиле традиционной мезенской росписи. Е.Попова-Гамаюн, А. Аржанов, А. Медной
Чучело Масленицы, декорированное в стиле традиционной мезенской росписи. Е.Попова-Гамаюн, А. Аржанов, А. Медной

Истинное название праздника — Комоедица, а вовсе не Масленица. Это один из древнейших славянских праздников. Сейчас время Масленицы зависит от сроков Великого поста и Пасхи, которые высчитываются по Церковному календарю. Поэтому конкретной даты Масленицы нет в календаре и каждый год она наступает в разное время. До христианства прощание с зимой, сжигание чучела Мары и торжественная встреча весны проходили перед днями весеннего равноденствия, в марте, когда Ярило-солнце растапливает снега и весенней силой пробуждается природа.

Чучело Масленицы в стиле конструктивизма. Архитектор: Андрей Волков. Роспись: Е.Попова-Гамаюн, Анастасия Волкова
Чучело Масленицы в стиле конструктивизма. Архитектор: Андрей Волков. Роспись: Е.Попова-Гамаюн, Анастасия Волкова

Почему Комоедица? Медведя в древности звали «ком» и очень почитали на Руси как тотемного животного, отсюда и название праздника — Комоедица. Медведь просыпался в своей берлоге, и народ нес ему подношения в виде еды. Праздничные дни Комоедицы начинались с утренней торжественной процессии. С песнями, плясками и прибаутками славяне приносили великому Медовому зверю в лес «блинные требы» и «комы-обрядовые» — хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: гороха, овса и ячменя. Первые блины и комы раскладывали на пеньках не только для медведя, но и для духов деревьев.

Чучело Масленицы в стиле конструктивизма. Архитектор: Андрей Волков. Роспись: Е.Попова-Гамаюн, Анастасия Волкова
Чучело Масленицы в стиле конструктивизма. Архитектор: Андрей Волков. Роспись: Е.Попова-Гамаюн, Анастасия Волкова

Был специальный день почитания Медвежьего Бога. Великому Медовому Зверю приносили жертвы — требы. После этого начиналось праздничное пиршество. Главное яство великого праздника Масленицы — блин, в славянской языческой традиции символизирующий Солнце. Также символами солнца были ватрушки и круглые баранки. Интересно, что изначально у блинов был диаметрально противоположный смысл — они были поминальным блюдом, их ели на поминках, как ритуальное поминальное угощение. Блины связанны с почитанием предков.

Чучело Масленицы в Абрау-Дюрсо.  Е.Попова-Гамаюн, А. Чигарова
Чучело Масленицы в Абрау-Дюрсо.  Е.Попова-Гамаюн, А. Чигарова

Первый блин комом — это совсем не то, что мы имеем в виду, смятый блинчик. Первый блин кому — медведю, тотемному хранителю рода славян, Медовому Зверю. Отсюда же, «команика» — медвежья ягода, она же ежевика. После проводили зачин. Возжигали огонь, славили богов и предков, весь славянский род. Посолонь (направляясь по движению Солнца) закручивали хоровод, одевши хари-маски (отсюда мы и говорим: ну у тебя и харя), дабы не узнали злые духи. Скоморохи разыгрывали представление, и им помогали колоброды.

Чучела Масленицы, декорированные в стиле традиционной русской росписи разных областей России у Государственного Исторического Музея. Е.Попова-Гамаюн, А. Аржанов, А.Медной
Чучела Масленицы, декорированные в стиле традиционной русской росписи разных областей России у Государственного Исторического Музея. Е.Попова-Гамаюн, А. Аржанов, А.Медной

И еще интересный факт: наши предки были уверены, что на Руси кроме честного народа полно бесов. Тема бесов, чертей хорошо описывается в сказке о «Правде и Кривде». Я нашла интересный ритуал, который проводился в эти праздничные дни. Утром люди на перекрёстке дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы черти и другая нечистая сила, принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику.

Чучело Масленицы из виноградной лозы в Абрау-Дюрсо. Е. Попова-Гамаюн
Чучело Масленицы из виноградной лозы в Абрау-Дюрсо. Е. Попова-Гамаюн

Похороны Великой Мары

Масленица — это, собственно, большая тризна по Богине Зимы, которую побеждает Весна. Так что это прежде всего грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы, и сожжение ее чучела. Это глубокая древняя мистерия, связанная с Богиней-матерью. Богиня-мать многолика, у нее есть светлые прекрасные образы — летние, весенние, осенние лики, но есть и страшный зимний. Зимой Мара — сильная, красивая, могущественная.

Великая Мара-Морена, Богини Зимы. Холст, масло. Е. Попова-Гамаюн
Великая Мара-Морена, Богини Зимы. Холст, масло. Е. Попова-Гамаюн

 К весне становится старухой, с которой нужно попрощаться. Вместе с красотой приходят в негодность и платья Мары. К Масленице от пышных некогда нарядов остаются лишь лохмотья, которые окончательно завершают образ уставшей богини. Ее несут, как на похоронах, и сжигают, как на похоронах. Эту традицию  нужно глубоко осознать и понять. С именем Мары, Морены созвучны многие страшные слова «мор», «морок», «мрак». Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. Ее гнева боялись как простые люди, так и прославленные небожители. Особенно Мару боялись и уважали на Севере. Там, где  сильна власть долгой зимы, помнили о важности обращений к Богине. Морену считали женой Чернобога, властителя Нави. Дочерями Морены называли сестер-лихоманок — духов, насылающих болезни. Поэтому в заговорах к Морене обращались с просьбой утихомирить своих дочерей и остановить хвори. Миф Мары очень схож с мифом о Персефоне и ее уходом в подземный мир к мужу Аиду, после ее ухода природа на земле умирает и снова возрождается, когда она возвращается весной на Землю. Богиня Морена у славян прежде всего олицетворяла смерть. Но Мара в русской традиции благородна и мудра. Она не убивала людей ради собственных амбиций. Она просто выполняла свою работу. Все собранные души она переносила в Навь, после чего те могли переродиться в новых телах. Поэтому на похоронах славяне старались задобрить Морену, дабы та потом провела усопшего к лучшей жизни. 

Великая Мара-Морена, Богиня Зимы. Холст, масло. Е. Попова-Гамаюн
Великая Мара-Морена, Богиня Зимы. Холст, масло. Е. Попова-Гамаюн

Где живет Богиня зимы и смерти Мара-Морена

В преданиях сказано, что крепость Морены состоит из бесчисленного количества зеркал. Единственный путь в нее лежит через Калинов Мост, перекинутый над Смородиной-рекой. А ее покой охраняет ужасный монстр — многоглавый змей-дракон. Я вспомнила сказку Андерсена «Снежная королева» и тему зеркал, не ее ли, славянскую Морену, описывает Андерсон? Морене устраивались пышные похороны! Её везли на «семидесяти семи санях» в гости к «честному Семику» — богу огня Семарглу (7 — его священное число). И как не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретиться. Интересно, что, согласно одной из версий, повелительница смерти родилась из искры, упавшей из священного камня Алатырь. Таким образом, ее отцом был сам Сварог — владыка великого молота и всего живого. Умирает она тоже в огне и огненной птицей взмывает в небо, в свои небесные чертоги.

Сжигание Масленицы в Абрау-Дюрсо. Е.Попова-Гамаюн
Сжигание Масленицы в Абрау-Дюрсо. Е.Попова-Гамаюн

Приход большого огня

Тема прихода большого огня постоянно обыгрывается в эти дни. В течение праздника жгли костры, прыгали через них, как будто купаясь в огне, а после обязательно умывались снегом или талой водой. Обращались к Семарглу, чтобы он «зажёг снега». Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца. Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя». В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.

Сжигание Масленицы в Абрау-Дюрсо. Е.Попова-Гамаюн
Сжигание Масленицы в Абрау-Дюрсо. Е.Попова-Гамаюн

Масленичная неделя

Каждый день масленичной недели имеет свое название и уникальный смысл, связанный с темой рода, а точнее его продолжения — сваты, смотрины, присмотр невест, знакомство с родней. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству для того, чтобы вскоре начать тему свадеб. Даже кулачные бои и игры «стенка на стенку». Молодые люди показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами.

Чучело Масленицы, декорированное в стиле росписи Гжель. Е.Попова-Гамаюн, А. Аржанов, А.Медной
Чучело Масленицы, декорированное в стиле росписи Гжель. Е.Попова-Гамаюн, А. Аржанов, А.Медной

Ну и конечно, для всех это выплеск накопившейся за зиму энергии и разрешение различных конфликтов между людьми, чтоб потом это не мешало и не портило жизнь. И мне очень нравится отдельный день, посвященный теме прощения. Как же это важно: не держать в душе обиды и злости. При прощении одаривали друг друга всякими сладкими «заедками» и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой». Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.

Масленичные гуляния. Чучела Масленицы, декорированные в стиле традиционной русской росписи разных областей России. Е.Попова-Гамаюн, А. Аржанов, А.Медной
Масленичные гуляния. Чучела Масленицы, декорированные в стиле традиционной русской росписи разных областей России. Е.Попова-Гамаюн, А. Аржанов, А.Медной

Призыв Петуха

После смерти Морены и темного времени на Руси призывали Петуха, который будил весну. Считалось, что как петух 10 раз прокукарекает, весну разбудит — так она к нам и явится! Именно с петухом на Масленицу было много игр и развлечений, таких как: петушиные бои и «Достань петуха» — устанавливали 7-метровый деревянный столб, на него привязывали петуха и красные сапоги, кто доставал, тот и забирал петуха и сапоги. Петух — символ рассвета, пробуждения, воскресения и бдительности.

Петух — страж света.  Сосновая доска, масло. Е. Попова-Гамаюн
Петух — страж света.  Сосновая доска, масло. Е. Попова-Гамаюн

Петуха издавна водружали на башни и дома, изображали над воротами и на наличниках как оберег и чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности. Петуха сравнивали с огнём. Недаром говорят: «пустить красного петуха». Петух защищал от нечистой силы, сглаза и порчи. Своим криком он разгонял нечистую силу и отпугивал мертвецов во многих сказках. Крик петуха возвещает восход солнца, он как бы пробуждает к жизни светило, а, следовательно, возвращает на землю свет и тепло, без которых невозможна жизнь.

Чучело Масленицы, декорированное в стиле хохломской росписи. Е.Попова-Гамаюн, А. Аржанов, А.Медной
Чучело Масленицы, декорированное в стиле хохломской росписи. Е.Попова-Гамаюн, А. Аржанов, А.Медной

Ну а дальше, начинается магия весеннего равноденствия, приход Бога Ярилы  — весеннего Солнца, начало нового времени. Вместе с Ярилой приходит возрождение земной жизни, пробуждение чувств и приток сил. Именно Ярила приводит к людям Лёлю, Богиню Весны. Но это уже другая история...

Весна растапливает снега. Е. Попова-Гамаюн. Холст, масло
Весна растапливает снега. Е. Попова-Гамаюн. Холст, масло

Я записала видео о Масленице-Комоедице, где рассказываю о празднике и о моих проектах, связанных с этим волшебным праздником!

Богиня зимы Мара,  огненной птицей взмывает в небо, в свои небесные чертоги. Е. Попова-Гамаюн. Картон, масло
Богиня зимы Мара,  огненной птицей взмывает в небо, в свои небесные чертоги. Е. Попова-Гамаюн. Картон, масло