Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин
«Северные люди чутки ко всякой красоте, к художеству, к искусству» 

Стилизованная поморская деревня «Малые Карелы»

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Туристический комплекс «Малые Карелы» расположен в 25 км от Архангельска и представляет собой стилизованную поморскую деревню с гостевыми домами-срубами и гостиничными корпусами, с красивыми панорамными площадками и горками для спуска на ватрушках.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Интерьеры гостиных домов туристического комплекса «Малые Карелы» декорированы в стиле богатой крестьянской избы конца XIX – начала XX века.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Все возможные поверхности в отеле расписаны цветами, «травами», «шахматами» и цветными орнаментами. В крестьянской избе многоцветье росписей создавало образ «прекрасного и доброплодного сада» — идеала крестьянской жизни. В Архангельской области насчитывается около десяти различных видов художественной росписи по дереву.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Еще одна интересная деталь: во всех гостевых домах, как элемент декора, размещены стилизованные камусные широкие охотничьи лыжи, украшенные орнаментом. Лыжи наполняют внутренней динамикой пространство и призывают к движению и активному отдыху. Залы ресторана в «Малых Карелах» посвящены сказкам Степана Писахова.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Сказки Писахова — это бесконечное кружево волшебства и веселья. В ресторане, как и в номерах, продолжена тема крестьянской избы Архангельской губернии с добавлением современной эклектики. Так, например, тканные коврики заменяет керамическая плитка, сани превращены в оригинальную этажерку для вина, а голова оленя сделана из деревянного конструктора. И, конечно, много росписи.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Какие сокровища собраны в «Малых Корелах»

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Напротив, через дорогу от туристического комплекса «Малые Карелы» находится Музей-заповедник «Малые Корелы» — уникальное собрание памятников деревянного зодчества под открытым небом. Здесь, на территории около 140 га, сосредоточено 120 самых разноплановых строений — церквей, часовен, колоколен, крестьянских усадеб, мельниц, амбаров, построенных в XVI – начале XX вв.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Музей «Малые Корелы» — это собиратель и хранитель самобытного наследия Русского Севера. По географическому делению Архангельской области музей разделён на четыре сектора — Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский. Эта северная область — «заповедник» древнерусской культуры, сохранивший древние мифы, эпическую песенную поэзию, обряды, жилища, народный костюм, иконописное мастерство, культуру деревянного зодчества. И все это богатство собрано в «Малых Корелах».

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

«Свои» песни Русского Севера

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин
«А то ишшо вот песни. Все говорят: «В Москву за песнями». Это так зря говорят. Сколь в Москву ни ездят, а песен не привозили ни разу. А вот от нас в Англию не столь лесу, сколь песен возили. Весной на солнышке песни затают, зазвенят. Как птицы каки невиданны запоют. Вот уж этого краше нигде ничего не живёт!» 

В «Малых Корелах» нас встретили песнопениями. Архангельская область — богатейший заповедник музыкального фольклора. Здесь сохранен огромный пласт разножанрового северного фольклора. В каждом северном районе преобладали «свои» песни. Так, в Мезени — «наулочные», «вечериночные», свадебные, «рождественские»... На Пинеге — песни кашниц, «вечериночные», девичьи, колыбельные... На Онежье — хороводные...

Фото: Екатерина Попова-Гамаюн
Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

В традиционном фольклорном хоре на Севере каждый исполнитель имеет полное право петь свою мелодию. Часто бывает так: сколько исполнительниц в хоре, столько и вариантов песни звучит одновременно. На протяжении всей песни возникают сложные, многоголосные сочетания.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Поморы инноваторы традиционного костюма

В «Малых Корелах» не только хорошо поют, но и шьют традиционную одежду Архангельской губернии. Все сотрудники музея одеты в исторические реплики реальных костюмов и нарядов архангельских поморов.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Я узнала, что в музее есть своя мастерская, где шьют костюмы по историческим образцам XIX века. Есть лавка, где можно купить как женские расшитые льняные сарафаны, так и мужские рубахи, вязанные вещи и украшения. Костюм архангельских поморов изготавливался из домотканой ткани, льняной или конопляной, которая производилась крестьянками на домашних ткацких станках.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Поморы на протяжении нескольких столетий были инноваторами в традиционном костюме. Они первые повязали шейный платок и надели клетчатую рубаху. В те времена не было более функциональной и продуманной одежды, которая подходила для мореходства по северным широтам, чем одежда здешних мастеров. Элементы поморского костюма перенимали английские, голландские, норвежские моряки.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин
«Девки у нас модницы, маловодны, северно сияние в косы носят — как месяц светит. Да ишшо из сияния звёзд наплетут, на лоб налепят. Страсть сколь красиво! Просто андели!» 

Что представляет из себя Северный дом

Дом — достаточно сложный элемент северорусской культуры. Это прежде всего функциональное пространство для жизни, отражение хозяина дома и модель мира.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Дом повторяет структуру внешнего мира: потолок — небо, пол — земля. Четыре стороны дома обращены к четырем сторонам света, а три уровня по вертикали соответствуют трем уровням мира в представлении крестьянина. Если экстерьер жилища обращен к внешнему, то интерьер — к семье, роду, отдельному человеку.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Северный дом традиционно строили из дерева — сосна, ель, лиственница, осина. В дело шла не только древесина, но также луб, корни, кора молодой берёза — береста.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Большое значение для строительства дома имел выбор деревьев, при котором учитывались не только строительные свойства, но и сакральный смысл строительного материала. Были священные деревья, которые нельзя было использовать для строительства. Священные рощи сохранились до наших дней на Кенозере. 

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

При строительстве мастера обходились небольшим количеством инструментов, основным из которых был топор. Топором плотник мог сделать практически все, недаром говорилось: «Дай крестьянину топор, и он починит даже часы».

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Крестьянский дом возводился практически без гвоздей. Бревна связывались между собой в венцы. В строительной культуре северного дома воплотились две архитектурные особенности: красота и польза — «как мера и красота скажут». Дома строились чаще всего рядом с рекой, озером — лицом к воде и к солнцу: из окон домов можно наблюдать за движением судов, за подъемом и спадом воды, северянину важно было видеть зори и закаты, по которым определялись время и погода.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Территорию «Малых Корел» можно проиллюстрировать цитатой из «Дневника» великого сказочника архангельской земли Бориса Шергина: «Славная здесь Земля. Здесь возродилась русская сказка. Облачное небо, ёлочки, берёзки, болотца и дремучия ели… так и видится «избушка на курьих ножках». Край деревни, как стена, ряды за рядами стоят старые ели. Всё шумят, всё чего-то сказывают. Дерево к дереву, ровныя, густыя, точно древния башни, — богоделанный город».

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Дорога в край Чуди белоглазой

В Архангельской области говорят: «Кто выдержит дорогу на Пинегу, тому все грехи прощаются».

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

От Архангельска до Пинеги 205 км. Мы скользим по белому покрывалу дороги, погружаясь в молоко неба и снежного ландшафта. Вдоль дороги подо льдом просыпается от зимнего плена река Пинега. Пролетаем сквозь деревни — Малые Корелы, Горку, Кузомень, Гбач...  С каждой деревней мы как будто разрываем границы времени и пространства, приближаясь к заветной заповедной Пинежской земле, где жил самый загадочный народ России — Чудь Белоглазая.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Легенды о чуди навевают мысли, что это была совершенно другая раса людей — с иным строением тела и необыкновенными белыми глазами. Они владели гончарным и кузнечным ремеслом, умели ткать, обрабатывать дерево, кость и металл. А еще они владели магией, знали, где в земле лежат золотые самородки, могли передвигаться по мирам и творить чудеса. Судьба этого народа до сих пор остается одним из самых спорных и неразгаданных вопросов нашей истории. Несмотря на то что чудь оставила свои следы повсюду: в названиях озер и деревень, в сказках и поговорках, в археологическом культурном слое, это племя мистически исчезло с лица земли.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Чудные пещеры и гроты Пинежской земли

Пинежский район с его заповедными лесами скрывает под собой удивительные карстовые пещеры, которые тянутся вглубь земли на десятки километров.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

На территории Архангельской области их более 400. Возможно, что народ чуди ушел именно в них. Многие пещеры доступны только для спелеологов, а не для туристов. Но есть такие пещеры, куда в сопровождении опытного гида-экскурсовода доступ открыт. Мы посетили пещеру «Певческая эстрада», учёные-спелеологи её называют Голубинская-1.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Пещера находится в охранной зоне Пинежского заповедника. Облагораживанием территории и организацией экскурсий занимается Культурно-ландшафтный Парк «Голубино».

Пещера похожа на огромный древний дворец, но пройти можно только в два зала, через которые протекает ручей.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Пещера имеет ледяное убранство с изысканным декором — ледяные колонны, невероятные кристаллы, жемчужные сталактиты и сталагмиты. Завораживающее зрелище.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

В пещере живет волшебство: она проявляет все, что у вас скрыто в душе и на сердце. В ней можно проводить психологические сеансы: 15 минут нахождения в пещере, и ваши «джины» на свободе. В пещере лучше молчать и прислушиваться к себе. И тогда в тишине возможно соединиться с самим собой и открыть в себе что-то глубоко спрятанное, очень личное.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

В этих краях карстовых пещер, из земных недр пробивается множество источников, ручейков и водопадов. Вода в них с достаточно высокой минерализацией и с содержанием гипса. Пить ее не рекомендуют. Хотя местные заваривают на ней чай с брусникой и морошкой — природными фильтрами.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

«Голубино» — островок северного модерна на берегу реки Пинега

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Среди снежного северного ландшафта терема Культурно-ландшафтного Парка «Голубино» выглядят как роскошные архитектурные декорации к фэнтези-фильму.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Но оказалось, что это корпуса с гостиничными номерами и визит-центр Парка. Здесь нас гостеприимно встретила директор туристического комплекса Елена Шестакова, она рассказала об истории проекта и о своей большой и очень дружной семье, которая превратила это пространство в сказку.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

На рубеже XIX–XX веков смешение множества культур Карельского перешейка способствовало развитию такого направления архитектуры, как северный модерн. Прекрасным примером северного модерна служат старые дачи курортной зоны Северной Ривьеры города Сестрорецка. Но в «Голубино» своя Ривьера на берегу реки Пинега — с чудесными теремами, спроектированными архитектором Антоном Ефремовым.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

Идеи для декора внутреннего пространства придумала Анна Клепиковская, идейный вдохновитель проекта и главный двигатель истории «Голубино» за его пределами. Интерьеры и декор гостиничных корпусов имеют смешанную эклектику.

Фото: Екатерина Попова-Гамаюн
Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

Все номера декорированы цветочными, орнаментальными обоями Уильяма Морриса — английского художника, поэта, философа, лидера «Братства прерафаэлитов». Сложные переплетения стеблей и цветов, немыслимых форм и расцветок, загадочные птицы, причудливые изгибы древесных стволов и ветвей на стенах, придуманные когда-то Моррисом, здесь, в Голубино, — как порталы в мир английской роскоши эпохи модерна. В коридорах использована наша родная техника набивки на ткань, да и птицы и цветы здесь уже взяты из северных местных традиционных мотивов.

Фото: Екатерина Попова-Гамаюн
Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

В декоре гостиничного пространства много резьбы по дереву, ковки, расписной деревянной мебели и иллюстраций из жизни крестьян XIX века. В двухэтажных теремах комфортно разместится большая семья, минимум на 6 человек и больше. «Голубино» предлагает около 20 экскурсий по заповедным местам Пинежья. В зимние ночи, когда воздух трещит от мороза, над Пинегой разворачивается небесный спектакль — северное сияние разрывает небо неземным светом, загораются звезды и открываются врата во Вселенную.

Фото предоставлено Парком «Голубино»
Фото предоставлено Парком «Голубино»
«А зимой другой раз в избе жарко, душно — не продохнуть, носом не проворотить, а дверь открыть нельзя: мороз градусов триста! А возьмёшь северно сияние, тёплой водичкой смочишь и зажгёшь. И светло так горит, и воздух очишшат, и пахнет хорошо, как бы сосной, похоже на ландыш». 

Красная горка. Дорога к Богу

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

На вершине высокого холма под названием Красная горка стоят руины древнего храма. В самом храме не осталось ничего кроме полуразрушенных стен и двух чудом сохранившихся фресок.

Фото: Екатерина Попова-Гамаюн
Фото: Екатерина Попова-Гамаюн

Когда проходишь сквозь него, то оказываешься в портале, где открывается божественный вид на Пинежский заповедник и реку Пинега и еще на что-то большее, кажется, что здесь открывается дорога к Богу...

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

 До XVII века это место называлось Чёрная Гора. В 1603 году сюда пришёл овдовевший священник Мирон, на которого настоятель Кеврольского монастыря после нескольких видений возложил миссию принести список Владимирской иконы Богоматери и основать монастырь на реке Пинега. В 1606 году было получено разрешение и от Василия Шуйского. Мирон постригся в монахи под именем Макария и основал Красногорский монастырь.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин

В 1629 году в монастыре появилась новая святыня — Грузинская икона Богоматери, привезённая в Россию из грузинский земель и подаренная монастырю ярославским купцом Иваном Лыткиным — основным благодетелем обители. После этого и гора из Чёрной стала Красной, а в монастырь потянулись паломники.

Фото: Сергей Шандин
Фото: Сергей Шандин
«Невольно начнёшь спешить, опережая других, начнёшь торопиться для чего-то. Очевидно, для того, чтобы руками осязать эту «златую легенду», ногами исходить эту сказку, красоте которой очи не верят»

Благодарю Министерство культуры Архангельской области, Центр развития туризма и культуры в АО и проект «Медиазвезды» туроператора «Интурист» за невероятные впечатления от Архангельской области.