Сказ про волшебство сенокоса

Волшебство сенокоса. Дерево, масло. 38 см х 62 см Екатерина Попова-Гамаюн
Волшебство сенокоса. Дерево, масло. 38 см х 62 см Екатерина Попова-Гамаюн

С чего у вас утро начинается? А в нашей деревне только поднялось солнышко спросонья, протянуло в небо свои руки-лучики, оперлось ими о землю, улыбнулось и защекотало петуха. Проснулся петух, вскочил он на забор, взмахнул крыльями и прокукарекал: «Просыпайся, честной народ, начинается сенокос!». А никто и не спал — все только и ждали крика петуха. Что и значит: пора! Уж роса первая выпала, пришла пора косить — потому как «роса косу точит». Всем миром на сенокос вышли! Парни на лица, что бронза, солнце в волосах золотом горит, все как один в ситцевых рубахах. Девушки в «покосных» бело-красных сарафанах. Собрались на лугу и замерли, ждут, когда святые Кузьма с Демьяном с неба спустятся и косцам новые косы дадут, старые-то за зиму затупились. Вот в сиянии золотом, на луче спускаются Кузьма с Демьяном, приветствуют честной народ, раздают косцам новые косы и кричат: «На острую косу много сенокосу». Есть помощь с Неба, нужна помощь и с Земли, — поклонились люди Земле-Матушке. И позвали сына ее Полевика и жену его в помощь, чтобы, пока народ траву косит, скотина не разбежалась и волкам не досталась: «Полевой Батюшко, Полевая Матушка с малыми детушками, примите нашу скотинушку, напойте, накормите и домой вечером приведите! Вот вам хлеба с маслом и квасу душистого за помощь!». Пришел Батюшко Полевик с семьей, в волосах васильки и ромашки цветут, в бороде пчелы живут, кружат, летают, в цветах пыльцу собирают. Вот теперь все! Вышли вперед всех Кузьма с Демьяном, расставили косцов по полю в ряды, да как закричат что есть духу: «Ну, косцы, ударим враз!». Ух... раз, ух... раз... Косцы косят, косы на солнце блестят, трава душистая с цветами полевыми в небо взлетает, в венки в небе сама собой скручивается, и венки те на головы девиц и парней сами опускаются. А трава такая ароматная, сладким медом пахнет, что народ от ее ароматов в блаженстве пребывать начинает. Скошенная трава на землю летит, часть ее ветром к богам уносит, а часть в девичьи косы заплетается. Косы по траве как по струнам скользят, и по всему полю разносится мелодия такая приятная, что душа от счастья чуть из тела не выпрыгивает. Парни и девушки под мелодию ту петь начинают. Выкосили мужики часть поля, а у женщин к тому времени косы уже вымахали в несколько метров и поползли по земле как змейки, где зацепились за землю — там корни пускают. Спохватились девицы, схватили серпы и отрезали косища с травищей. Собрали они травяные косы и пошли к мужикам. Поклонились им в пояс, назвали их по имени-отчеству, пожелали здоровья и выносливости на сенокосе и опоясали косами мужчинам поясницы, перетянули их через плечи и перевязали крест-накрест на груди и спине. Уберегут травяные косы мужчин от травм, снимут боль и усталость. Вот только ходить в них мужчинам весь сенокос надобно, пока сами не осыпятся. Косят косцы траву, а бабы эту траву под солнцем в круги раскладывают, что есть силы разбивают, чтобы она в косы не завилась, не скручивалась. Треплют траву рукоятками граблей, чтобы она золото солнца в себя впитала и сама золотою стала. Пока косцы сено косят, а бабы его разбивают, детишки тоже делом заняты — на гусях-лебедях вокруг поля летают, траву ветром обдувают. Хохочут, лебедей щекочут. Так трава к концу дня вся и высохнет под солнцем и обдувом. Солнышко уже высоко над землей поднялось, закипела в реках вода от рыбы, пришли рыбаки, закинули сети, а рыба в сети сама и запрыгивает. Наловили рыбаки рыбы речной, бабам принесли, чтоб они уху сварили на обед. А те стараются, у каждой уха с секретом готовится и каша в печи томится. Как солнце устало светить и наклонило голову к земле, так и косцы косы отставили — пора и еды вкусить. Расстелили женщины платки с узорами на свежескошенной траве, узоры все сплелись в один большой яркий орнамент, и получилась скатерть на весь мир. Уж все мужики косы побросали, а Кузьма с Демьяном никак не угомонятся — косы отбивают. А бабы уху и кашу «ссыпчину» наварили, на скатерти все угощения расставили и как закричат: «Кузьма-Демьян, идите ести к нам!». Все вместе, рядом, всем крестьянским миром собрались, чтобы разделить между собой добрую долю, что матушкой Долюшкой за труд подарена. Вот наелись всем миром, напились кваса хлебного и затянули песни душевные. Песни по скошенной траве стелются и почти сухое сено сгребают в валики. А молодцы с девицами стараются, еще громче поют: голос в голос сливается, валики в копны сами волнами складываются. Копны до неба выросли. Девки с парнями петь утомились и пошли хороводы водить, копны в небо закручивать. А тут и вечер упал на землю. Молодые все по копнам разбрелись, у кого самые высокие, те звезды руками ловят и меж звездных миров бродят. Наступила ночь. Уснули все. И во сне бредут косцы от звезды к звезде. С богами по дороге встречаются, в ноги им поклоняются, просят доброй судьбинушки, и детишек, и силушки. Видят косцы сны, а сны эти сами на земле воплощаются. Проснулся честной народ, смотрит на сны свои, ой кто ж что намечтал, насновидел: на холме новая деревня за ночь выросла, что ни дом, то чудо чудное с кружевными наличниками и балкончиками, а в центре деревни храм стоит красоты невиданной, с двадцатью двумя куполами, сияют золотые маковки на голубом небе, с солнцем спорят. Ой, а что там вдалеке виднеется, неужто театр, как в городе. Точно: сельский театр драмы и комедии, а перед театром площадь раскинулась с фонтанами и скульптурами, красота небывалая. За ночь трава до пояса вымахала, косцы за косы схватилися и снова за дело взялись. Сколько времени сено косили, никто не считал, вот только, как последняя копна сена осталась, позвали Батюшку Полевика с семьей, вот вам от нас за помощь подарочек, чтобы укрыться могли. А потом закатил народ честной пир на весь мир. И я там была, на снопе спала, чего видела, то на целую сказку! Мед, квас пила, кашу ела, а потом на гусе улетела.