Перл пространства
Поэт Иосиф Бродский называл архитектуру Щусева «перлом пространства». Масштаб творческих замыслов (от проекта интерьера до градостроительного ансамбля) ставит Щусева в один ряд с великими зодчими прошлого.
История русской архитектуры первой половины XX века немыслима без его ярких произведений. Его путь в архитектуре составил более 50 лет, за которые ведущие мировые стили сменились несколько раз. Многие коллеги по цеху оказались не способны адаптироваться к изменившимся реалиям, но не Щусев...
Особенность его дарования — это умение виртуозно работать с самыми разными архитектурными направлениями, глубоко постигать их суть и создавать невероятные импровизации.
На творчество и экспериментаторство его вдохновляли традиции русского зодчества. Он говорил, что «русская архитектура ценна своей искренностью».
Три личности Щусева
Куратор выставки, архитектор Юрий Аввакумов провел экскурсию по выставке и познакомил с ранними «замыслами» Щусева.
Он рассказал, как Щусев творил Мафро-Мариинской обитель, Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, Спасскую церковь в Натальевке, Церковь Николая Чудотворца в итальянском Бари и Церковь в имении помещика Богдана в молдавских Кугурештах.
«Иногда мне представляется, что за «фасадом» великого архитектора Щусева скрывается не один, а, по крайней мере, три разных человека: первый — до 1918 года, виртуозный мастер неорусского стиля, второй — до 1932 года, практичный конструктивист, третий — до конца жизни, придворный неоклассицист <…> До 1918 года — у него сказка, с 1918 по 1932 — утопия, с 1932 года — миф. Выбирая из трех его ипостасей, — отметил Юрий Аввакумов, — я предпочел первого как архитектора искреннего и непосредственного, движимого мотивами древнерусского зодчества».
Эстетика мавзолея
Заканчивается «торжественное шествие» по залам музея арт-моделью наиболее известного культового сооружения архитектора — Мавзолеем, обозначившим и смену эпох, и смену щусевского стиля.
Алексей Щусев последовательно спроектировал и построил три мавзолея Ленина: два временных деревянных и существующий ныне каменный. Последний из них является важнейшим произведением зодчего конца 1920-х – начала 1930-х годов и безусловным шедевром архитектуры русского авангарда. Сразу после смерти Ленина 21 января 1924 года Щусеву поручили в минимальный срок создать временный склеп на Красной площади у кремлевской стены. Архитектор приступил к его проектированию.
Склеп, за которым закрепилось название «мавзолей», он представил в виде кубического объема, на котором планировалось поставить пучок высоких колонн на ступенчатом основании. Поспешность с открытием привела к упрощению замысла и отказу от верхней части. Весной 1924 года Щусева попросили доработать мавзолей, придать ему законченную форму. За короткое время он полностью перестроил сооружение, существенно увеличив размер и придав более монументальные черты. К развитому ступенчатому объему, увенчанному приземистой упрощенной колоннадой, добавились боковые трибуны. Второй деревянный мавзолей Ленина стал доступен для посещения 1 августа 1924 года. Он совмещал функции усыпальницы и трибуны. В 1929 году деревянное сооружение решили заменить на постоянное каменное, проектирование снова поручили Щусеву. Фактически он переработал под исполнение в камне предыдущий вариант проекта, но, увлеченный в то время архитектурой авангарда, сделал его почти граничащим с эстетикой супрематизма.
В облицовке использованы гранит, кварцит, лабрадор, порфир, лабрадорит и мрамор, в интерьере, кроме отделки камнем, впервые в советское время применена мозаика. Эволюция мавзолея показана на эскизах архитектора.
Увидеть атмосферу храмов Щусева
Помимо эскизов А. В. Щусева на выставке представлены специально созданные «макеты наизнанку» — пространственные модели храмов с фрагментами росписи.
Архитектор Юрий Аввакумов назвал их макетами пустоты, которая заключена в каменную оболочку. Если бы воздух окаменел, он выглядел именно так.
Щусев коллекционер
Помимо графики в экспозиции представлена часть коллекции тканей, принадлежавшей А. В. Щусеву, и кукла в русском костюме, подаренная архитектору дочерью коллекционера народного искусства Натальи Шабельской.
Особый интерес в собрании А. В. Щусева представляет небольшая, высотой 30 см, тряпичная кукла конца XVIII века в традиционном женском костюме, точно повторяющем вплоть до мелких деталей характерный наряд костромской купчихи или зажиточной крестьянки того времени. На кукле длинный сарафан из узорного шёлка, шёлковая епанечка — короткая распашная одежда без рукавов на лямках, — светлая рубаха с пышными полупрозрачными рукавами с золотной вышивкой, высокий ажурный кокошник, шитый мелким речным жемчугом. Мастерство и тщательность исполнения поражает: воспроизведены браслеты на ручках, кольца на тонких пальчиках, а на ногах — крохотные парчовые туфельки на каблучках.
Во Всероссийском музее декоративного искусства выставка продлится до 14 января.