Перл пространства

 Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства
 Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства

Поэт Иосиф Бродский называл архитектуру Щусева «перлом пространства». Масштаб творческих замыслов (от проекта интерьера до градостроительного ансамбля) ставит Щусева в один ряд с великими зодчими прошлого.

История русской архитектуры первой половины XX века немыслима без его ярких произведений. Его путь в архитектуре составил более 50 лет, за которые ведущие мировые стили сменились несколько раз. Многие коллеги по цеху оказались не способны адаптироваться к изменившимся реалиям, но не Щусев...

Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства
Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства

Особенность его дарования — это умение виртуозно работать с самыми разными архитектурными направлениями, глубоко постигать их суть и создавать невероятные импровизации.

Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства
Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства

На творчество и экспериментаторство его вдохновляли традиции русского зодчества. Он говорил, что «русская архитектура ценна своей искренностью».

Три личности Щусева

Куратор выставки, архитектор Юрий Аввакумов провел экскурсию по выставке и познакомил с ранними «замыслами» Щусева.

Фото: Алексей Комаров
Фото: Алексей Комаров

Он рассказал, как Щусев творил Мафро-Мариинской обитель, Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, Спасскую церковь в Натальевке, Церковь Николая Чудотворца в итальянском Бари и Церковь в имении помещика Богдана в молдавских Кугурештах.

Фото: Алексей Комаров
Фото: Алексей Комаров

«Иногда мне представляется, что за «фасадом» великого архитектора Щусева скрывается не один, а, по крайней мере, три разных человека: первый — до 1918 года, виртуозный мастер неорусского стиля, второй — до 1932 года, практичный конструктивист, третий — до конца жизни, придворный неоклассицист <…> До 1918 года — у него сказка, с 1918 по 1932 — утопия, с 1932 года — миф. Выбирая из трех его ипостасей, — отметил Юрий Аввакумов, — я предпочел первого как архитектора искреннего и непосредственного, движимого мотивами древнерусского зодчества».

Фото: Алексей Комаров
Фото: Алексей Комаров

Эстетика мавзолея

Фото: Алексей Комаров
Фото: Алексей Комаров

Заканчивается «торжественное шествие» по залам музея арт-моделью наиболее известного культового сооружения архитектора — Мавзолеем, обозначившим и смену эпох, и смену щусевского стиля.

Фото: Алексей Комаров 
Фото: Алексей Комаров 

Алексей Щусев последовательно спроектировал и построил три мавзолея Ленина: два временных деревянных и существующий ныне каменный. Последний из них является важнейшим произведением зодчего конца 1920-х – начала 1930-х годов и безусловным шедевром архитектуры русского авангарда. Сразу после смерти Ленина 21 января 1924 года Щусеву поручили в минимальный срок создать временный склеп на Красной площади у кремлевской стены. Архитектор приступил к его проектированию.

Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства.
Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства.

Склеп, за которым закрепилось название «мавзолей», он представил в виде кубического объема, на котором планировалось поставить пучок высоких колонн на ступенчатом основании. Поспешность с открытием привела к упрощению замысла и отказу от верхней части. Весной 1924 года Щусева попросили доработать мавзолей, придать ему законченную форму. За короткое время он полностью перестроил сооружение, существенно увеличив размер и придав более монументальные черты. К развитому ступенчатому объему, увенчанному приземистой упрощенной колоннадой, добавились боковые трибуны. Второй деревянный мавзолей Ленина стал доступен для посещения 1 августа 1924 года. Он совмещал функции усыпальницы и трибуны. В 1929 году деревянное сооружение решили заменить на постоянное каменное, проектирование снова поручили Щусеву. Фактически он переработал под исполнение в камне предыдущий вариант проекта, но, увлеченный в то время архитектурой авангарда, сделал его почти граничащим с эстетикой супрематизма.

Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства.
Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства.

В облицовке использованы гранит, кварцит, лабрадор, порфир, лабрадорит и мрамор, в интерьере, кроме отделки камнем, впервые в советское время применена мозаика. Эволюция мавзолея показана на эскизах архитектора.

Увидеть атмосферу храмов Щусева

Фото: Алексей Комаров
Фото: Алексей Комаров

Помимо эскизов А. В. Щусева на выставке представлены специально созданные «макеты наизнанку» — пространственные модели храмов с фрагментами росписи.

Фото: Алексей Комаров
Фото: Алексей Комаров

Архитектор Юрий Аввакумов назвал их макетами пустоты, которая заключена в каменную оболочку. Если бы воздух окаменел, он выглядел именно так.

Фото: Алексей Комаров
Фото: Алексей Комаров

Щусев коллекционер

Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства.
Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства.

Помимо графики в экспозиции представлена часть коллекции тканей, принадлежавшей А. В. Щусеву, и кукла в русском костюме, подаренная архитектору дочерью коллекционера народного искусства Натальи Шабельской.

Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства.
Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства.

Особый интерес в собрании А. В. Щусева представляет небольшая, высотой 30 см, тряпичная кукла конца XVIII века в традиционном женском костюме, точно повторяющем вплоть до мелких деталей характерный наряд костромской купчихи или зажиточной крестьянки того времени. На кукле длинный сарафан из узорного шёлка, шёлковая епанечка — короткая распашная одежда без рукавов на лямках, — светлая рубаха с пышными полупрозрачными рукавами с золотной вышивкой, высокий ажурный кокошник, шитый мелким речным жемчугом. Мастерство и тщательность исполнения поражает: воспроизведены браслеты на ручках, кольца на тонких пальчиках, а на ногах — крохотные парчовые туфельки на каблучках.

Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства.
Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства.

Во Всероссийском музее декоративного искусства выставка продлится до 14 января.