Как стать мастером тату?
— Мой личный путь художника начался с граффити. Я бунтарь по природе и люблю свободу. Рисование на стенах давало мне ощущение выхода за границы самого себя и абсолютного драйва. Конечно, мне хотелось покорить Москву своим искусством. Граффити помогло мне заработать мои первые деньги — расписывал кафе и оформлял киоски. Понял, что творчество может приносить деньги. Я направил свои усилия в двух направлениях: творческом, развивая себя как художника, и бизнесовом. Учась в институте на графического дизайнера, увлекся темой тату.
Подумал, что тату — хорошее дополнение к работе дизайнером, и пошел подмастерьем в студию к Дмитрию Речному. Рисовал я так себе, но практика и постоянное наблюдение за мастерами трансформировали меня в мастера татуировки. Интересно, что раньше в тату приходили самоучки и не от хорошей жизни, а сейчас, наоборот, приходят ребята с хорошим художественным образованием и тату стали эстетически интересными, композиционно сложными, дизайнерскими.
В чем феномен тату?
— Рисунок на теле человека всегда служил не только украшением, но и знаком социального отличия: принадлежности к племени и роду. Татуировки наделяли особой силой, они были мощнейшими оберегами для древнего человека, считались магическими посланиями. История татуировки насчитывает более 6 000 лет. И профессия, связанная с татуировкой, является одной из самых древних. Акт изменения своего тела — наверное, особый вид проявления свободы. В силу того, что мы живем в определенной структуре, реально только то, чем мы владеем — а это наше тело, с которым мы можем делать, что хотим.
Что значит сейчас татуировка для молодых людей?
— Тату сегодня — это прежде всего акт самовыражения. Сегодня желающие сделать себе тату делятся на три группы с точки зрения целей и ценности ее создания. Первая — это желание быть причастным к какой-то культуре или направлению. Вторая связанна с внутренними установками и ценностями, которые человек хотел бы проявить и закрепить материально на своем теле. Это могут быть аффирмации, символы и знаки. Третья группа связана с нестандартным самовыражением своих внутренних проблем и граничит с психическим расстройством личности. И это всегда что-то экстремальное. Например — тяжелые трансформации тела с помощью татуировки, залитые глаза, агрессивные тату на открытых частях тела, бодимодификации — от тоннелей до имплантов.
Меняет ли тату жизнь человека?
— Влияние конечно есть. Но все зависит от мотивов человека: если он наполняет тату важными для него символическими или магическими свойствами, она может влиять. Когда тату становится частью ритуала, она начинает работать. Если тату сделана из других побуждений — имиджа или стиля, то нет. В Америке с тату ходит каждый третий-четвертый человек. Тату есть практически у всех звезд американского кинематографа. В нашей стране тату не настолько популярны. По статистике, в Москве профессиональных татуировщиков всего 8 000 человек. В моей школе на сегодняшний день работает где-то 15 человек, есть приходящие-уходящие мастера под запрос. Мой личный рейтинг самых талантливых и ярких — это Олег Туранский, Максим Титаник, Алексей Машков, Олег Шепеленко, Василий Суворов, Анна Дарбицкая.
В чем уникальность вашей школы тату?
— За пять лет существования моя школа тату выпустила больше 1000 учеников, и их число продолжает расти. Причем желающие научиться этому мастерству приезжают из самых разных стран, даже из Китая. Наша школа — это не типовой набор знаний и упражнений, это определенный конструктор с блоками знаний, который наши мастера собирают вместе с каждым учеником, учитывая его навыки, уровень, творческий потенциал, желания и цели, которые он хочет достичь. И еще в нашей школе большое внимание уделяется маркетингу и бизнес-продвижению — чтобы каждый ученик в будущем смог открыть свою студию и грамотно вести бизнес.
Как проходит обучение в школе?
— Ребята приходят с разным уровнем художественной подготовки, поэтому подход к каждому ученику у нас индивидуальный. Мы тестируем каждого, кто приходит в школу. И, исходя из его пожеланий и базовых навыков, даем ему выбрать несколько стилей, в которых он хочет себя попробовать. Подбираем для него наставников, которые начинают его учить делать тату на силиконе. Мы обучаем и академическому рисунку, и художественному ремеслу, и маркетингу для творческих специалистов. Считаю, что творчество для каждого может стать не просто реализацией порыва души, но и серьезным бизнесом и профессией.
Существует ли мода на определенные татуировки?
— Мода в татуировке — понятие субъективное. Владельцу татуировки придется ходить с ней всю жизнь, и решение о том, что именно он будет носить, не должно быть продиктовано модой. Графический и диджитал-дизайн принесли в тату эстетику ювелирного искусства и fashion style. Но, конечно, по-прежнему популярны реалистичные картины, цветы, нежные тату, мини-тату, аниме, нео-трайбл — смесь классической «трайблистики» с киберпанком и чем-то технологическим.
А какие татуировки носит Лев Андрихов?
— Я ношу довольно много хороших татуировок от известных мастеров, которые мне нравятся, хотя есть и менее удачные примеры. Я скорее отношусь к себе как к «рабочему материалу», поэтому меня больше волнует то, что делаю людям я, нежели то, что они видят на мне.
Как часто люди меняют свои татуировки или совсем избавляются от них?
— Татуировки останутся с нами чуть дольше, чем мы с самими собой. Нужно очень серьезно и ответственно подходить к решению сделать тату и понимать, что, нанося её, человек делает это на всю жизнь. Конечно, ее можно осветлить и перекрыть другой, если она была сделана по глупости. Или ходить с ней гордо, как с символом того, что она олицетворяет определенный этап жизни. И воспринимать ее как шрам или отметину, что для вас важно.
Яркие, цветные татуировки очень эффектны. Но не опасны ли они?
— Сейчас пигменты стали более безопасны, чем были в прошлом и позапрошлом веке, как минимум потому, что раньше в пигментах содержалось большое количество металлов и была проблема с яркими цветными пигментами. Новатор и легенда тату-культуры прошлого века Норман Кейт Коллинз (Sailor Jerry) изобрел фиолетовый пигмент, который на то время был самым ядовитым пигментом. Он сделал пигмент, который не вызывал на коже аллергической реакции. Несколько лет назад была история на запрет нескольких цветных пигментов в Европе и многие бренды были запрещены. Считается, что лучшие пигменты для татуировки производятся по запрещенным технологиям, однако люди ими пользуются, потому что они самые яркие и эффектные.
Как тату стали неотъемлемой частью моды и дизайна?
— Сегодня татуировки являются частью современной культуры. Еще недавно они ассоциировались с определенными субкультурами и имели узкую аудиторию. Но тенденция такова, что татуировки становятся неотъемлемым элементом моды и дизайна и считаются полноценным искусством, к которому часто обращаются художники и fashion-дизайнеры.
Например, вся одежда и аксессуары брендов Sailor Jerry и Ed Hardy выполнены с принтами, характерными для татуировок. Говоря о тату в моде, невозможно не упомянуть экспериментатора и провокатора Жана-Поля Готье, который обожает тему тату. Например, коллекция 1994 года так и называлась — Les Tatouages. Это был гимн татуировке — там смешались различные тату-стили: трайбл, японская татуировка, египетские и африканские мотивы. Последние десятилетия тема тату в его творчестве перетекла в шелковые платья-комбинации, «сеточки», майки и белье с тату-принтом. А еще он нанес тату на коллекцию своих интерьерных тканей и обоев.
От тату к арт-практикам. В чем твоя миссия?
— Татуировка должна оставаться татуировкой, но при этом она может быть актом творчества, самовыражением, искусством, и возможно даже решением какой-то психологической проблемы.
В детстве у меня была мечта кататься на скейте и иметь татуировку. В 16 лет начал заниматься тату и в это же время сделал себе первую. Работал сначала подмастерьем, потом мастером, затем открыл школу тату. Занимаясь тату, понял, что людям необходимо проявлять себя через творчество, и начал развивать в своей школе направление арт-практик, чтобы человек мог решить многие свои внутренние проблемы. Планирую расширение школы, открытие смежных проектов для мастеров маникюра, барберов, художников, фотографов — все это должно перерасти в большой творческий институт, который будет выпускать квалифицированные творческие единицы, способные положительно влиять на мир вокруг себя. Ведь ты — то, что ты создаешь.
На фото: «Modern tattoo symbolism» — проект Льва Андрихова. Фото: Дмитрий Пирожков