Мистические совпадения и побег в Руан

В 1890 году Моне узнаёт о самоубийстве Винсента Ван Гога, в октябре этого же года заболел брат Винсента Тео, и в январе 1891 он умирает. В том же году умирает друг и поклонник творчества Моне Эрнест Гошеде. Моне подавлен, ему как никогда требуется с головой окунуться в творчество, писать, писать, писать, но что-то, что больше него. То, что может полностью поглотить его разум, захватить его всего. Ему необходимо впечатление, но это впечатление должно быть поистине божественным!

Он едет в Нормандию, в Руан, к брату Леону и снимает комнату в доме на Соборной площади, откуда прекрасно виден самый высокий собор во Франции — Руанский, чтобы запечатлеть свет на его западном фасаде.

Светоносный огонь Руанского собора

Когда дух одухотворяет камень, рождается собор. Руанский собор — один из старейших готических соборов мира, бывший до 1880 года самым высоким сооружением на планете (151 метр). Его шпили напоминают языки пламени, тянущиеся к небесам. История собора полна трагизма, высокого духа и огня. В 1431 году в Руане состоялся суд над Жанной д'Арк, приговоривший ее к сожжению на костре за еретичество. Именно здесь на площади перед западным фасадом собора сожгли Орлеанскую Девственницу. Здесь покоится викинг Ролло, первый герцог, отец-основатель Нормандии, который вначале был карой и ужасом этих земель, а затем — её добрым радетелем. Но и это еще не все — именно здесь хранится сердце короля Ричарда Львиное сердце. Этот собор как живой огонь заворожил Моне и удерживал его внимание в течение двух лет с 1892 по 1894 год. Храм представляет собой символический алхимический котел, где сходятся два потока — поток силы духа земных людей и духа божественного. Паломнические пути во Франции были направлены с востока на запад. Символически западная сторона храма — это не просто ворота в храм, это вход, где паломники получали питание светом и божественным знанием. Но не всем дано получить доступ к Божественному. Надо понимать, чтобы получить «золото», надо иметь «золото». Моне как Творец с большой буквы не соглашался фиксироваться на своих художественных достижениях. Он хотел получить от Бога невозможное — выйти за пределы себя, стать трансцендентным! Мастер, обладая внутренним огнем творчества, потребовал у Бога работу, вдохновленную вышними структурами, он хотел создать полотна, которые не были бы равны работе простого художника.

Клод Моне. «Руанский собор вечером». Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод Моне. «Руанский собор вечером». Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина

Трансцендентность и выход из обусловленности времени и пространства

Казалось, Моне помешался на соборе. Храм вошел с ним в диалог. Он менял холсты каждые полчаса, наблюдая за игрой света и тени на фасаде собора. За несколько сеансов он написал более тридцати видов собора с разных точек обзора. Солнечный свет менялся очень быстро, и Моне злился на время, которое не в состоянии остановиться, чтобы он мог дописать тот или иной блик на каменной кладке храма. Его письма из Руана жене Алисе и друзьям полны жалоб и сомнений: «Я разбит, я не могу больше /…/ Мои ночи полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то желтым». «Я работаю так, что от усталости близок к удару». «Я не могу думать ни о чем, кроме собора». Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Он раз за разом переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново. Но не останавливался на достигнутом. И, снова взяв в руки кисть, он вплетал свет собора в краски на холсте.

«Я совершенно растерян и недоволен тем, что я сделал здесь. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил все бросить и возвратиться домой. Не стану даже упаковывать свои полотна — не хочу их видеть, хоть некоторое время».

Ни одна серия ни до, ни после не давалась ему с таким надрывом: ведь в «Соборах» Клод Моне ввел в живопись, обычно имевшую дело лишь с тремя измерениями пространства, четвёртое измерение — Время.

Клод Моне. «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)». Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод Моне. «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)». Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина

Моне запечатлел нереальное — он физически поймал божественный свет на полотно

Руанский собор расколдовал Моне от метафизического страха выйти за пределы всех пределов, создать нечто трансцендентное. Моне через поток творчества и слияние с духом собора попытался войти в так называемое измерение Аволона и стать мастером Света. Его дух шагнул за пределы человеческого экстаза и энстаза. Храм стал для него сакрумом, который отразил всю Вселенную. Дух Моне взлетел до неслыханных высот и познал Бога. И тогда вечность и мгновение стали одним. Храм повсюду и нигде.

Я смотрю на живописные полотна великого Клода Моне, на которых изображен фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане, и понимаю, что это абсолютное волшебство. Разглядываю вблизи фактуру мазков и блики света, отхожу на расстояние от полотен и снова подхожу и разглядываю каждый мазок, сделанный рукой Мастера. Не представляю, как он это сделал. Такое ощущение, что в красках замешаны какие-то неземные субстанции. Полотна Моне — это чистое волшебство, магия цвета, света и духа.

Две работы из серии «Руанский собор» выставлены в Пушкинском музее в рамках выставки «Руанские соборы». Исследование картин Клода Моне». Две картины серии: «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером» — попали в Россию благодаря собирательскому азарту известного коллекционера Сергея Ивановича Щукина; одна из работ была приобретена прямо в мастерской Моне в Живерни.

Фрагмент портрета Клода Моне на лопате. Масло. Лопата. Е. Попова-Гамаюн Проект «Твори и созидай. Великие на лопатах»
Фрагмент портрета Клода Моне на лопате. Масло. Лопата. Е. Попова-Гамаюн Проект «Твори и созидай. Великие на лопатах»

Материал о проекте «Твори и созидай. Великие на лопатах»