Молчанов Б.Н. «Без названия» Долганы. Дерево
Молчанов Б.Н. «Без названия» Долганы. Дерево

Белый Бог сказал: «Пусть разветвления северного рога станут северным сиянием и северным красным облаком, а разветвления южного рога — грозовым и снеговым облаками». С тех пор спина этого огромного северного оленя стала землей Таймыра.

Панно «Озеро Лама». Киргизов Н. О. Рог оленя, бук
Панно «Озеро Лама». Киргизов Н. О. Рог оленя, бук

Таймыр — самая северная материковая часть суши России. Этот суровый край до сих пор остаётся неизведанным, непостижимым и загадочным. «Таа мирэ» в переводе с нганасанского — «страна оленьих троп», «тымыр» — «кровеносный сосуд» или «туой муора» — «благодать для оленей». С эвенкийского «тамура» — означает «богатый» и «ценный». Сегодня на территории Таймыра проживают чуть больше 30 тыс. человек, треть из них — представители коренных малочисленных народов: энцы, нганасаны, долганы, ненцы и эвенки.

«Пять этносов Таймыра». Киргизов Н.М. Бивень мамонта, дерево
«Пять этносов Таймыра». Киргизов Н.М. Бивень мамонта, дерево

На протяжении тысячелетий формировалась уникальная поэтическо-мифическая культура коренных арктических этносов. Каждый, даже самый маленький объект, представленный на выставке, — это произведение искусства, открывающее огромный сказочный мир народов, живущих за полярным кругом. Каждое творение невидимой нитью соединяет нас с духами древней земли.

«Эго». Сигуней А. В. Рог оленя, дерево, металл, бисер
«Эго». Сигуней А. В. Рог оленя, дерево, металл, бисер

Самый древний народ Таймыра — нганасаны

Нганасаны — наиболее древний из малочисленных народов Таймыра. Самоназвание народа «ня» в переводе на русский — «человек», «мужчина». Нганасаны проживают только на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, и их осталось 600 человек.

«Победила дружба» Чунанчар А. Н. Рог оленя
«Победила дружба» Чунанчар А. Н. Рог оленя

Издревле нганасаны были приверженцами шаманизма. Почти у каждой кочевой группы был свой шаман. В качестве помощников у шаманов выступали разные животные, образы которых были представлены на шаманском костюме.

Нганасаны в праздничных костюмах
Нганасаны в праздничных костюмах

Основные цвета традиционной нганасанской одежды — белый, красный и черный. Национальный костюм несет в себе информацию о социальном статусе человека. Изменения в судьбе человека отражались в его одежде: дополнялись узоры и определённые детали. 

«В едином порыве». Киргизов Н.М. Бивень мамонта, рог оленя
«В едином порыве». Киргизов Н.М. Бивень мамонта, рог оленя

Долганы — самый молодой и самый многочисленный народ полуострова

Долганы — самый северный тюркоязычный народ в мире, наиболее многочисленный из коренных народов полуострова. Это молодой по времени образования народ, который сформировался в конце XVIII – первой половине XIX веков. Сегодня на Таймыре проживает 5 500 долган.

«Детство». Киргизов Н.М. Бивень мамонта, дерево
«Детство». Киргизов Н.М. Бивень мамонта, дерево

В культуру долган органично вплелись образцы материальной и духовной жизни эвенков, якутов и русских затундренских крестьян. Традиционные занятия: оленеводство, охота на дикого северного оленя и рыболовство.

Долганы в праздничных костюмах
Долганы в праздничных костюмах

 По вероисповеданию — православные христиане, но при этом сохранили давние традиции языческой веры. У долган распространена резьба по рогу оленя и мамонтовой кости. Мастера изготавливают украшения пластин оленьей упряжи, рукоятки ножей, сувенирную продукцию.

«Борьба со злым духом Баруси». Чунанчар А. Н. Рог оленя, дерево
«Борьба со злым духом Баруси». Чунанчар А. Н. Рог оленя, дерево
Наверху, на девятом небе, обитает Господин Света Айыы Тойон, с женой Султа Иня и своими детьми. Он создал сначала мир и людей, а чтобы последние имели среди себя целителей от болезней и заступников в несчастье — дал им первого шамана.
«Вот и помощь подоспела. Внук приехал». Киргизов Н. М. Бивень мамонта, дерево
«Вот и помощь подоспела. Внук приехал». Киргизов Н. М. Бивень мамонта, дерево

Ненцы — исконные оленеводы

Ненцы расселены на территориях Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. На Таймыре ненцев — более 3 500 человек. Домашний олень для этого народа с давних времен служит основой жизни, символизирует богатство и благополучие.

Ненцы в праздничных костюмах
Ненцы в праздничных костюмах

Традиционная одежда ненцев красочна и практична. Мастерицы богато орнаментируют как меховую зимнюю одежду, так и летнюю из сукна, также и обувь. Мастера изготавливают изделия из замши, оленьего рога и бивня мамонта.

Эвенки — «идущие поперек хребтов»

Эвенки — одна из многочисленных и наиболее широко расселенных народностей Сибири и Дальнего Востока. До революции их называли «тунгусами», в переводе с древнего монгольского «иной народ»,  а в древности их именовали «идущими поперёк хребтов».

«Неудачный выстрел». Лаптуков Н. В. Рог оленя, дерево
«Неудачный выстрел». Лаптуков Н. В. Рог оленя, дерево

Эвенки — обитатели горной тайги, раскинувшейся среди многочисленных хребтов. Сейчас эвенки живут практически во всей таежной зоне от Урала до Тихого океана. По проторенной предками тропе через плато Путораны эвенки пришли на Таймыр. На Таймыре их осталось менее 200 человек.

Эвенки в праздничных костюмах
Эвенки в праздничных костюмах

Из одежды эвенков интересны распашной кафтан с длинными фалдами (тунгусский фрак) и нагрудник, которые составляют одну из особенностей тунгусской культуры на протяжении веков.

Энцы — самый малочисленный народ Таймыра

Энцы — один из древних народов, живущих только на Таймыре. Название «энцы» в переводе на русский язык — «человек». Их осталось в здешних краях всего 185 человек. Энцы — потомственные рыбаки, охотники на пушного зверя и дикого оленя, а также оленеводы.

«Рыбаки» Киргизов Н. М. Бивень мамонта, дерево
«Рыбаки» Киргизов Н. М. Бивень мамонта, дерево

Домашние олени издавна находились в собственности отдельных семей. Домашний олень для энца — основа жизни. По диалекту речи различают две группы энцев: тундровые и лесные.

Энцы в праздничных костюмах
Энцы в праздничных костюмах

Тундровые энцы называют себя «сомату». Они кочевали на севере полуострова, сейчас компактно проживают в поселке Воронцово. Лесные энцы называют себя по принадлежности к тому или иному роду (Могади, Ючи, Бай). Они кочевали по лесотундре, в районе поселка Потапово.

Последний шаман Таймыра

В верованиях народов Таймыра мир делится на три уровня: Верхний мир, Средний и Нижний. В верхнем обитают боги, в нижнем — духи умерших, а в среднем — обычные люди. Без поддержки богов и духов обычному человеку не выжить в суровом мире севера.

«Ня-2» Киргизов Н. М. Рог оленя, мех, дерево
«Ня-2» Киргизов Н. М. Рог оленя, мех, дерево

Для общения с иными мирами нужен посредник — шаман, который путешествует по всем мирам Вселенной и вступает в контакт с разными духами. Обряд, который совершает шаман, чтобы вызвать духов и заручиться их поддержкой, называется камлание. Считается, что не каждый человек может стать шаманом, а только тот, у кого в семье уже были предки-шаманы.

«Водяной» Сигуней А. В. Рог оленя, металл
«Водяной» Сигуней А. В. Рог оленя, металл

Последним шаманом Таймыра был нганасан Тубяку Костёркин. Его считали выдающимся шаманом, сказителем и исполнителем песен. Тубяку Дюходович Костёркин принадлежал к знаменитому шаманскому рода Нгамтусуо. Это один из пяти родов авамских нганасан. Отец Тубяку Дюходе был сильным и известным шаманом. Именно он предсказал рождение сына-шамана, отметив, что у него на груди будет особый знак — родинка в виде пуговицы. Так и случилось, а имя, данное сыну, — Тубяку — означает «пуговица». В декабре 1989 года Тубяку Костёркин, последний шаман Таймыра, погиб.

«Идол». Киргизов Н. М. Дерево, бисер, бивень мамонта
«Идол». Киргизов Н. М. Дерево, бисер, бивень мамонта

Стать шаманом по собственному желанию нельзя, это решают духи. Но даже когда духи выбрали человека, ему предстоит пройти особый тяжелый и опасный путь становления, преображения в новом качестве, а также подчинить себе духов-помощников. И если он не справится с этим, то станет толкователем снов.

«Танцующие гагары». Мусина Е.С. Рог оленя, дерево, кожа, бисер
«Танцующие гагары». Мусина Е.С. Рог оленя, дерево, кожа, бисер

Будущий шаман в сопровождении духов отправляется посетить жилища разнообразных обитателей мифической земли: матерей и божеств земли, воды, подземного льда; духов-хозяев промысловых животных; духов болезней. В дальнейшем он будет приносить дары духам, а те — выполнять его просьбы.

Панно «Вехи времени». Киргизов Н. М. Бивень мамонта, замша
Панно «Вехи времени». Киргизов Н. М. Бивень мамонта, замша

Благодарю за удивительный рассказ о магической земле Таймыра директора Таймырского Дома народного творчества Лейлу Ландину и заведующего отделом ДПИ и ИЗО Таймырского Дома народного творчества Василия Батагая.

На фото: В. Батагай, Т. Н. Жаркова, К. Б. Поротова. Поселок Волочанка. Реконструкция долганского обряда встречи нового солнца
На фото: В. Батагай, Т. Н. Жаркова, К. Б. Поротова. Поселок Волочанка. Реконструкция долганского обряда встречи нового солнца

Выставка «Возрожденная традиция. Косторезное искусство Таймыра» продлится до 5 мая.

Фото предоставлено пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства.