Ковер-сад в восточной традиций
История ковроткачества уходит вглубь веков. Многие страны соперничают за право считаться родоначальником ковроткаческого искусства. Традиция размещения ковра в доме имеет такие же глубокие корни. Любые ковровые формы обладают ярко выраженной мироустроительной функцией.
По легенде, один из самых известных творений рук человеческих — ковер «Весна Хосрова» сасанидского правителя Хосрова Ануширвана — был создан, чтобы напоминать ему зимой о летнем саде. Ковер был украшен жемчугом и драгоценными камнями и покрывал весь пол во дворце. Исследователи усматривают преемственность этой концепции ковра-сада в позднейшей мусульманской традиции, в так называемых коврах с садовым рисунком, иконография которых обусловлена описанием райских садов в Коране. Ковер как предмет в культурной традиции ислама устойчиво связан с идеей сада, травы, зелени, весны, а в конечном итоге — райских кущ. Согласно кораническим описаниям, праведники, одетые в зеленые одеяния, возлежат в раю на расшитых ложах и коврах.
Ковер-мир в христианстве
Функция ковра, как предмета, выстраивающего определенную среду или определенный мир, характерна не только для восточной традиции, но и для христианского мира. Ковры были обязательным атрибутом дворцов и характерны и для убранства церквей. Обычай украшать коврами окна и балконы в городе во время праздника был широко распространен как на Востоке, так и в Европе. Известно, что в традиционном обществе во время праздников, тесно связанных с ритуалом, образуется особая временная и пространственная ситуация, в оформлении которой значительная роль принадлежит прикладному искусству.
Ковер в сказках
Ковер часто упоминается в разных литературных произведениях, особенно в сказках. Наверное, это оттого, что он имеет особое значение для культуры человеческого быта. Он несет на себе дополнительные информационные нагрузки — чаще всего это портал в другой сказочный мир или волшебный помощник, исполняющий желания и помогающий герою в его приключениях.
Самый известный сказочный ковер — это ковер-самолет, способный летать на любые расстояния. На сказочном ковре герои произведений отправляются в далекие страны, чтобы сразиться с Кощеем или злым колдуном, или возвращаются из странствий домой после утомительных приключений.
История красной ковровой дорожки
«Дефиле» по красной ковровой дорожке — неотъемлемая часть любого мероприятия. Своими корнями эта история уходит в Древний Рим. Именно там впервые попробовали окрасить полотно. И для того, чтобы придать ткани яркий цвет, римляне придумали использовать моллюсков. Например, для того чтобы приготовить один грамм такого красителя, надо было переработать 10 тысяч моллюсков. Именно этот фактор и стал определяющим касательно цены такого изделия. Позволить себе такое удовольствие мог далеко не каждый. Именно поэтому красная ковровая дорожка считается признаком высокого статуса. Цвет также выбран неслучайно: пурпурный или красный цвет был своеобразным знаком высших чинов. Также ковровая дорожка пурпурного цвета упоминается и в литературе древности: о ней в произведении «Агамемнон» ещё в 485-ом году до нашей эры написал древнегреческий трагик Эсхил. В этом произведении говорилось, что по дорожке пурпурного цвета не может ступать нога человека — она предназначена только для богов.
Ковер из СССР
Ковер в Советском Союзе был символом достатка. Его дарили на свадьбы, юбилеи и большие государственные мероприятия. Стоили ковры дорого и считались товаром дефицитным. Наличие в квартире ковра говорило о благополучии и достатке в семье. Ковер вешали на стены не только чтобы украсить квартиру, но и из практичных целей: ковер защищал от холода, идущего от стены, и поглощал звук в хрущевках.
В советское время традиционным народным мотивам был дан новый смысл, что превратило ковры в отражение новых идеалов и счастливых надежд. На выставке «Ковер историй» каждый ковер — это частица истории большого государства. Например, ковровый шедевр «Рог изобилия» был соткан курскими мастерицами специально для выставки в Нью-Йорке 1939 г. Знаменитый туркменский ковер «Конный пробег» (1937 г.) был посвящен переходу туркменских лошадей по маршруту Ашхабад — Москва.
Завораживающий омский ковер-карта «Иртыш» (1959 г.) посвящен освоению Сибири.
Особое место в экспозиции занимает ковер «Москва строится», который был создан в 1967 году замечательным художником Павлом Сташковым, ведущим специалистом мастерской ковроткачества Института художественной промышленности.
Этот ковер — настоящий текст, который повествует о Москве эпохи большого строительства 60-х. Это единый орнаментальный знак, собирающий вместе Кремль и Большой театр с белой геометрией новостроек, «поясами» водного и автомобильного движения, метро, памятником Гагарину и строительными кранами. Это Новая Москва — предшественница нашей сегодняшней по масштабности задач, по силе освоения людских потоков и скоростей. Этот ковер — пример блестящей работы по созданию единого знака нового города в массовой культуре.
Интересны лучшие образцы массовой продукции, в частности первые детские ковры 60-х и 70-х гг. (г. Суджа, Курская область), в геометрию которых вписаны символы мира советского детства.
Для посетителей выставки «Ковер историй» подготовлена образовательная и развлекательная программа: экскурсии, лекции по истории ковроткачества, орнаменту и дизайну, интерактивные квесты для разных возрастных групп, публичные дискуссии с экспертами, российскими дизайнерами и представителями текстильной промышленности, показы фильмов о творчестве и истории коврового искусства.
Фото предоставлены пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства.