Ковер-сад в восточной традиций

История ковроткачества уходит вглубь веков. Многие страны соперничают за право считаться родоначальником ковроткаческого искусства. Традиция размещения ковра в доме имеет такие же глубокие корни. Любые ковровые формы обладают ярко выраженной мироустроительной функцией.

Фрагмент ковра «Цветущая Осетия». 1959 год. Северо-Осетинская АССР, г. Орджоникидзе. Артель «Осетинский трикотаж»
Фрагмент ковра «Цветущая Осетия». 1959 год. Северо-Осетинская АССР, г. Орджоникидзе. Артель «Осетинский трикотаж»

По легенде, один из самых известных творений рук человеческих — ковер «Весна Хосрова» сасанидского правителя Хосрова Ануширвана — был создан, чтобы напоминать ему зимой о летнем саде. Ковер был украшен жемчугом и драгоценными камнями и покрывал весь пол во дворце. Исследователи усматривают преемственность этой концепции ковра-сада в позднейшей мусульманской традиции, в так называемых коврах с садовым рисунком, иконография которых обусловлена описанием райских садов в Коране. Ковер как предмет в культурной традиции ислама устойчиво связан с идеей сада, травы, зелени, весны, а в конечном итоге — райских кущ. Согласно кораническим описаниям, праведники, одетые в зеленые одеяния, возлежат в раю на расшитых ложах и коврах.

Экспозиция в одном из залов выставки «Ковер историй»
Экспозиция в одном из залов выставки «Ковер историй»
Гобелен «Байга». Казахская ССР, г. Алма-Ата Артель «Ковровщица», 1939 г.
Гобелен «Байга». Казахская ССР, г. Алма-Ата Артель «Ковровщица», 1939 г.

Ковер-мир в христианстве

Функция ковра, как предмета, выстраивающего определенную среду или определенный мир, характерна не только для восточной традиции, но и для христианского мира. Ковры были обязательным атрибутом дворцов и характерны и для убранства церквей. Обычай украшать коврами окна и балконы в городе во время праздника был широко распространен как на Востоке, так и в Европе. Известно, что в традиционном обществе во время праздников, тесно связанных с ритуалом, образуется особая временная и пространственная ситуация, в оформлении которой значительная роль принадлежит прикладному искусству.

 Гобелен «Космос» 1968 года, автор Мурзина К. А.
 Гобелен «Космос» 1968 года, автор Мурзина К. А.

Ковер в сказках

Ковер часто упоминается в разных литературных произведениях, особенно в сказках. Наверное, это оттого, что он имеет особое значение для культуры человеческого быта. Он несет на себе дополнительные информационные нагрузки — чаще всего это портал в другой сказочный мир или волшебный помощник, исполняющий желания и помогающий герою в его приключениях.

«Ковер-самолет». Виктор Васнецов. Государственная Третьяковская галерея. Фото: Е. Попова-Гамаюн
«Ковер-самолет». Виктор Васнецов. Государственная Третьяковская галерея. Фото: Е. Попова-Гамаюн

Самый известный сказочный ковер — это ковер-самолет, способный летать на любые расстояния. На сказочном ковре герои произведений отправляются в далекие страны, чтобы сразиться с Кощеем или злым колдуном, или возвращаются из странствий домой после утомительных приключений.

История красной ковровой дорожки

«Дефиле» по красной ковровой дорожке — неотъемлемая часть любого мероприятия. Своими корнями эта история уходит в Древний Рим. Именно там впервые попробовали окрасить полотно. И для того, чтобы придать ткани яркий цвет, римляне придумали использовать моллюсков. Например, для того чтобы приготовить один грамм такого красителя, надо было переработать 10 тысяч моллюсков. Именно этот фактор и стал определяющим касательно цены такого изделия. Позволить себе такое удовольствие мог далеко не каждый. Именно поэтому красная ковровая дорожка считается признаком высокого статуса. Цвет также выбран неслучайно: пурпурный или красный цвет был своеобразным знаком высших чинов. Также ковровая дорожка пурпурного цвета упоминается и в литературе древности: о ней в произведении «Агамемнон» ещё в 485-ом году до нашей эры написал древнегреческий трагик Эсхил. В этом произведении говорилось, что по дорожке пурпурного цвета не может ступать нога человека — она предназначена только для богов.

Ковер из СССР

Ковер. Болгарская народная республика. 1962
Ковер. Болгарская народная республика. 1962

Ковер в Советском Союзе был символом достатка. Его дарили на свадьбы, юбилеи и большие государственные мероприятия. Стоили ковры дорого и считались товаром дефицитным. Наличие в квартире ковра говорило о благополучии и достатке в семье. Ковер вешали на стены не только чтобы украсить квартиру, но и из практичных целей: ковер защищал от холода, идущего от стены, и поглощал звук в хрущевках.

Ковер с выставки «Ковер историй»
Ковер с выставки «Ковер историй»

В советское время традиционным народным мотивам был дан новый смысл, что превратило ковры в отражение новых идеалов и счастливых надежд. На выставке «Ковер историй» каждый ковер — это частица истории большого государства. Например, ковровый шедевр «Рог изобилия» был соткан курскими мастерицами специально для выставки в Нью-Йорке 1939 г. Знаменитый туркменский ковер «Конный пробег» (1937 г.) был посвящен переходу туркменских лошадей по маршруту Ашхабад — Москва.

Фрагмент ковра «Конный пробег» Туркменская ССР, г. Ашхабад. Художественно-экспериментальная мастерская Туркменковерсоюза. 1938 г.
Фрагмент ковра «Конный пробег» Туркменская ССР, г. Ашхабад. Художественно-экспериментальная мастерская Туркменковерсоюза. 1938 г.

Завораживающий омский ковер-карта «Иртыш» (1959 г.) посвящен освоению Сибири.

Фрагмент ковра «Иртыш» 1959 г. г. Омск Артель «Художественные изделия»
Фрагмент ковра «Иртыш» 1959 г. г. Омск Артель «Художественные изделия»

Особое место в экспозиции занимает ковер «Москва строится», который был создан в 1967 году замечательным художником Павлом Сташковым, ведущим специалистом мастерской ковроткачества Института художественной промышленности.

Ковер «Москва строится». Москва, из хранилища образцов НИИХП. 1966 г.
Ковер «Москва строится». Москва, из хранилища образцов НИИХП. 1966 г.

Этот ковер — настоящий текст, который повествует о Москве эпохи большого строительства 60-х. Это единый орнаментальный знак, собирающий вместе Кремль и Большой театр с белой геометрией новостроек, «поясами» водного и автомобильного движения, метро, памятником Гагарину и строительными кранами. Это Новая Москва — предшественница нашей сегодняшней по масштабности задач, по силе освоения людских потоков и скоростей. Этот ковер — пример блестящей работы по созданию единого знака нового города в массовой культуре.

Экспозиция в одном из залов выставки «Ковер историй»
Экспозиция в одном из залов выставки «Ковер историй»

Интересны лучшие образцы массовой продукции, в частности первые детские ковры 60-х и 70-х гг. (г. Суджа, Курская область), в геометрию которых вписаны символы мира советского детства.

Ковер «ЦФГИ 25 над лагерем папанинцев». Молдавская ССР, г. Тирасполь. 1939 г.
Ковер «ЦФГИ 25 над лагерем папанинцев». Молдавская ССР, г. Тирасполь. 1939 г.

Для посетителей выставки «Ковер историй» подготовлена образовательная и развлекательная программа: экскурсии, лекции по истории ковроткачества, орнаменту и дизайну, интерактивные квесты для разных возрастных групп, публичные дискуссии с экспертами, российскими дизайнерами и представителями текстильной промышленности, показы фильмов о творчестве и истории коврового искусства.

Гобелен «Физкультурный парад».  Казахская ССР, г. Алма-Ата Артель «Ковровщица», 1938 г.
Гобелен «Физкультурный парад». Казахская ССР, г. Алма-Ата Артель «Ковровщица», 1938 г.

Фото предоставлены пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства.